Гонконг без революций
Китайский опыт борьбы с уличной стихией
Если бы революции 1905–1917 годов происходили сегодня, то они бы с треском провалились. К такому выводу приводит наблюдение за тем, что делает сейчас с гонконгскими протестами Пекин. По сути, методично отрабатываются все новые технологии изматывания и изоляции местных революционеров. Что не удивительно. В конце концов, если революции — это всего лишь набор довольно стандартных (если не примитивных) приемов, то и борьба с разного рода переворотами и хаосом может быть разложена на составные части.
Как Пекин обогатил международный опыт подавления «уличных революций»? Если коротко, то ударил в Гонконге по финансированию таковых, а еще мобилизовал всех, кто ненавидит хаос и разрушение, и пригрозил местному бизнесу созданием «Гонконга-2», если первый (настоящий Гонконг) не разберется сам со своими проблемами.
Здесь надо напомнить, что территория, переставшая быть колонией Великобритании в 1997 году, вошла в состав КНР при полном сохранении не только британского права, не совпадающего с общекитайским,— Гонконг сохранил вообще все, включая отдельную администрацию, систему образования, стиль жизни и прочее. Это «прочее» и привело к бунтам молодежи по каким угодно поводам, сначала в 2014 году, а теперь и сейчас (ситуация похожа порой на настоящую войну — с оккупацией аэропорта и захватом там заложников; счет демонстрантов идет на сотни тысяч).
Как «лечат» это обострение? Только что побывав в Китае, я услышал из информированных источников толковый обзорный рассказ на этот счет. Первый сюжет в нем такой: гонконгскую штаб-квартиру местного банка (и одновременно одного из крупнейших банков мира) посетили «друзья Пекина» и положили перед банкирами длинный список иностранных (американских и других) организаций, финансирующих именно через этот банк протесты местных юных радикалов. Список этот сегодня не так уж секретен, многое из него публикуется в пекинских, да и в гонконгских СМИ (составлен стандартно по схеме «сумма—источник—адресат»: к примеру, 1,9 млн долларов от американского National Endowment for Democracy и т.д.).