В «Современнике» поставили невидимый спектакль

Огонёк

Общество | Инициатива

Театр незрячего зрителя

В России люди, имеющие проблемы со зрением, смогут «увидеть» спектакли и фильмы

Елена Кудрявцева

На сцене — темнота. Слышен шум от передвижения множества людей, играет аккордеон, звук пилы и вслед за ним — удушливый запах сварки. В наушнике звучат слова: «Робби стоит посреди улицы, обняв себя руками». Так выглядит начало знаменитой постановки «Три товарища» по Ремарку в «Современнике» глазами незрячего человека. В зале их сегодня несколько десятков — белые трости аккуратно поставлены рядом с креслами…

Чтобы незрячие увидели спектакль, им нужен помощник. Это тифлокомментатор, человек, который через специальную гарнитуру в паузах между диалогами рассказывает то, что слепой человек увидеть не может, например кто сейчас вышел на сцену, как выглядит тот или иной актер, как меняются декорации. Для «Современника», где уникальный проект появился благодаря Благотворительному фонду Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», это новый опыт, воплощения которого незрячие и слабовидящие люди ждали без преувеличения не один десяток лет.

— Это очень нужное и чрезвычайно востребованное начинание,— рассказывает «Огоньку» после премьеры руководитель проекта «Люди IN» Центра социокультурных программ «Интеграция» Департамента культуры города Москвы Анатолий Попко. — Поясню на примере: я полностью потерял зрение в 12 лет, сейчас мне 35, и, конечно, за это время я много раз ходил и в театр, и в кино, но без тифлокомментариев. Всегда после просмотра происходило одно и то же: меня не покидало неприятное чувство, потому что именно здесь, в зале, я подчеркнуто осознавал себя слепым. Когда зал смеется, а тебе не смешно, потому что ты не понимаешь, что происходит, это еще больше отделяет от окружающих. Сегодня я этого не чувствовал и мог по-настоящему смотреть спектакль. Так что появление тифлокомментариев для незрячих и слабовидящих качественно меняет восприятие искусства как такового.

В России, по самым скромным подсчетам, живут 500 тысяч человек с проблемами зрения. Из них примерно 10 процентов тотально слепых, то есть тех, кто не видит вообще или у кого есть только непредметное зрение — возможность различать свет и тень или совсем общие силуэты. Остальные люди, у которых может сохраняться до 30 процентов зрения относятся к слабовидящим. Так как такое зрение тоже нельзя исправить с помощью очков или линз, человек точно так же не может сориентироваться в происходящем на сцене без посторонней помощи. Тем не менее проекты, подобные тому, что состоялся в «Современнике», в России можно пересчитать по пальцам одной руки.

— Наверное, в обществе должно произойти осознание того, что подобным проектам пора стать нормой, а не исключением,— говорит руководитель Программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» Мария Мельниченко. — Ведь организовать само мероприятие не так сложно при наличии базы (например, создание и запись звуковой дорожки с тифлокомментариями к фильму или подготовка специалистов), которой и может обеспечить государство или такой крупный фонд, как наш. Чтобы показать это, в прошлом году мы вместе с компанией «Мегафон» провели акцию «Щедрый вторник» — тогда в один день в 29 городах одновременно было показано несколько фильмов с тифлокомментариями. На них пришло несколько тысяч людей, для которых это стало настоящим событием.

Голос за кадром

Тифлокомментатор Родион Терехов во время спектакля сидит в небольшой комнатке сбоку от сцены. До того как озвучивать спектакли в «Современнике», он занимался сурдопереводом — переводил лекции в колледжах для глухих школьников и студентов. Перед ним — экран компьютера, на котором он видит сцену. На голове — наушники и микрофон, как у синхронного переводчика. Никакого подготовленного текста, весь комментарий идет в режиме реального времени.

— Самое сложное — успеть уложиться в паузы, особенно если большая часть времени заполнена громкой музыкой,— рассказывает Родион Анатольевич в антракте между первым и вторым действием «Трех товарищей».— Чтобы подготовиться, я сначала смотрел спектакль и его запись, а затем пробовал комментировать на генеральной репетиции. Записать текст заранее не получилось, потому что на сцене актеры много импровизируют. Вообще интересно, что два человека один и тот же спектакль будут комментировать совершенно по-разному. Так что наша работа — сплошное творчество.

На всю страну таких специалистов, как Родион,— несколько десятков, что очень мало. Получить эту профессию можно за два-три месяца на специальных курсах, например при Всероссийском обществе слепых (ВОС), но затем полученные знания нужно еще научиться применять на практике.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бескрайний надзор Бескрайний надзор

Зачем России столько проверяющих органов?

Огонёк
Гражданин Петербург Гражданин Петербург

Как в Северной столице устроен общественный протест.

Русский репортер
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Получить опыт групповой терапии Получить опыт групповой терапии

Другие люди служат для нас источником опасности и утешения

Psychologies
Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен» Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен»

Forbes поговорил с самым богатым бизнесменом, сделавшим состояние на производстве продуктов питания.

Forbes
Расчеты верны Расчеты верны

День с Павлом Деревянко.

GQ
Это все моя жизнь Это все моя жизнь

Актриса Ингеборга Дапкунайте о вдохновляющих людях, стремлении делать хорошее и о том, в чем ей в жизни повезло.

Домашний Очаг
Шайтан на елке Шайтан на елке

Как в Белозерье боролись с хиджабами, но проиграли детей.

Русский репортер
«Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику «Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику

Для этого появления носителей идеалов нужно открытое социальное пространство

Forbes
Я могу дать сдачи Я могу дать сдачи

Наталья Ионова, сценический псевдоним Глюк'оZa, о дворовом детстве, летающих тарелках и найденной женственности.

Домашний Очаг
Алексей Петренко. Мистика и судьба Алексей Петренко. Мистика и судьба

Алексей Петренко. Мистика и судьба.

Лиза
По чу­жим следам По чу­жим следам

Дом в Вирджинии работы архитектора Уильяма Лоренса Боттомли, который отреставрировал архитектор Мэдисон Спенсер.

AD
15 мыслей Евгения Миронова 15 мыслей Евгения Миронова

Отметив полувековой юбилей, Худрук Государственного театра наций не теряет связи с корнями и дышит полной грудью.

GQ
Павел Деревянко. Эффект невесомости Павел Деревянко. Эффект невесомости

Смешной, талантливый и очень искренний – именно такой Павел Деревянко

Cosmopolitan
DS 4 Crossback DS 4 Crossback

Кроссоверная версия французского хэтчбека отличается еще более сильным дизайном и еще более неоспоримой индивидуальностью.

Quattroruote
Mercedes-Benz GLC Coupe Mercedes-Benz GLC Coupe

После радикальной смены внешности и названия среднеразмерный кроссовер из Штутгарта оброс и версией купе.

Quattroruote
Хватит на всех Хватит на всех

Всегда ли помощь связана с финансами? Определенно нет.

Добрые советы
Где любовь Где любовь

Пройти через развод и остаться человеком.

Русский репортер
«Россия хранит золотые запасы мракобесия» «Россия хранит золотые запасы мракобесия»

Владимир Сорокин — о своей литературной кухне.

Огонёк
Сдела­ет из него человека Сдела­ет из него человека

Эмма Уотсон и Дэн Стивенс рас­кры­ва­ют сек­ре­ты «Краса­ви­ца и Чудови­ще»

Glamour
Алексей Воробьев: «Мужчина – охотник и добытчик» Алексей Воробьев: «Мужчина – охотник и добытчик»

«Холостяка» Алексея совсем скоро ты снова увидишь на большом экране – жди премьеру фильма «Любовь с ограничениями»!

Лиза
Точка опоры Точка опоры

Мифов о позвоночнике сложено немало, разбираем самые живучие из них.

Добрые советы
Девочки vs мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному? Девочки vs мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному?

Советует психолог Александр Кузнецов.

Домашний Очаг
Алексей Вишня. Как молоды мы были Алексей Вишня. Как молоды мы были

Неизвестные факты из жизни легендарных рок-музыкантов

Караван историй
Нежелезный человек Нежелезный человек

Что рисуют люди, которые хотят, чтобы их поняли.

Русский репортер
К школе готов?! К школе готов?!

Готовим ребенка к школе.

Лиза
Золотой мальчик Золотой мальчик

Как при­вить ма­лы­шу лю­бовь к спор­ту? Расска­зы­ва­ет мама че­ты­рех­лет­не­го Саши Плющен­ко, Яна Рудковская.

Vogue
Дом, который построил Диор Дом, который построил Диор

История становления модного дома Диор

Караван историй
Прошедшее совершенное Прошедшее совершенное

Интервью с Юэном Макгрегором.

GQ
Я так устала! Я так устала!

Как часто вы в сердцах говорите: «Устала, больше не могу!»? Как перестать побеждать в соревнованиях по усталости, рассказывает психолог Мария Шумихина.

Домашний Очаг
Открыть в приложении