Театр незрячего зрителя

В «Современнике» поставили невидимый спектакль

Огонёк

Общество | Инициатива

Театр незрячего зрителя

В России люди, имеющие проблемы со зрением, смогут «увидеть» спектакли и фильмы

Елена Кудрявцева

На сцене — темнота. Слышен шум от передвижения множества людей, играет аккордеон, звук пилы и вслед за ним — удушливый запах сварки. В наушнике звучат слова: «Робби стоит посреди улицы, обняв себя руками». Так выглядит начало знаменитой постановки «Три товарища» по Ремарку в «Современнике» глазами незрячего человека. В зале их сегодня несколько десятков — белые трости аккуратно поставлены рядом с креслами…

Чтобы незрячие увидели спектакль, им нужен помощник. Это тифлокомментатор, человек, который через специальную гарнитуру в паузах между диалогами рассказывает то, что слепой человек увидеть не может, например кто сейчас вышел на сцену, как выглядит тот или иной актер, как меняются декорации. Для «Современника», где уникальный проект появился благодаря Благотворительному фонду Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», это новый опыт, воплощения которого незрячие и слабовидящие люди ждали без преувеличения не один десяток лет.

— Это очень нужное и чрезвычайно востребованное начинание,— рассказывает «Огоньку» после премьеры руководитель проекта «Люди IN» Центра социокультурных программ «Интеграция» Департамента культуры города Москвы Анатолий Попко. — Поясню на примере: я полностью потерял зрение в 12 лет, сейчас мне 35, и, конечно, за это время я много раз ходил и в театр, и в кино, но без тифлокомментариев. Всегда после просмотра происходило одно и то же: меня не покидало неприятное чувство, потому что именно здесь, в зале, я подчеркнуто осознавал себя слепым. Когда зал смеется, а тебе не смешно, потому что ты не понимаешь, что происходит, это еще больше отделяет от окружающих. Сегодня я этого не чувствовал и мог по-настоящему смотреть спектакль. Так что появление тифлокомментариев для незрячих и слабовидящих качественно меняет восприятие искусства как такового.

В России, по самым скромным подсчетам, живут 500 тысяч человек с проблемами зрения. Из них примерно 10 процентов тотально слепых, то есть тех, кто не видит вообще или у кого есть только непредметное зрение — возможность различать свет и тень или совсем общие силуэты. Остальные люди, у которых может сохраняться до 30 процентов зрения относятся к слабовидящим. Так как такое зрение тоже нельзя исправить с помощью очков или линз, человек точно так же не может сориентироваться в происходящем на сцене без посторонней помощи. Тем не менее проекты, подобные тому, что состоялся в «Современнике», в России можно пересчитать по пальцам одной руки.

— Наверное, в обществе должно произойти осознание того, что подобным проектам пора стать нормой, а не исключением,— говорит руководитель Программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» Мария Мельниченко. — Ведь организовать само мероприятие не так сложно при наличии базы (например, создание и запись звуковой дорожки с тифлокомментариями к фильму или подготовка специалистов), которой и может обеспечить государство или такой крупный фонд, как наш. Чтобы показать это, в прошлом году мы вместе с компанией «Мегафон» провели акцию «Щедрый вторник» — тогда в один день в 29 городах одновременно было показано несколько фильмов с тифлокомментариями. На них пришло несколько тысяч людей, для которых это стало настоящим событием.

Голос за кадром

Тифлокомментатор Родион Терехов во время спектакля сидит в небольшой комнатке сбоку от сцены. До того как озвучивать спектакли в «Современнике», он занимался сурдопереводом — переводил лекции в колледжах для глухих школьников и студентов. Перед ним — экран компьютера, на котором он видит сцену. На голове — наушники и микрофон, как у синхронного переводчика. Никакого подготовленного текста, весь комментарий идет в режиме реального времени.

— Самое сложное — успеть уложиться в паузы, особенно если большая часть времени заполнена громкой музыкой,— рассказывает Родион Анатольевич в антракте между первым и вторым действием «Трех товарищей».— Чтобы подготовиться, я сначала смотрел спектакль и его запись, а затем пробовал комментировать на генеральной репетиции. Записать текст заранее не получилось, потому что на сцене актеры много импровизируют. Вообще интересно, что два человека один и тот же спектакль будут комментировать совершенно по-разному. Так что наша работа — сплошное творчество.

На всю страну таких специалистов, как Родион,— несколько десятков, что очень мало. Получить эту профессию можно за два-три месяца на специальных курсах, например при Всероссийском обществе слепых (ВОС), но затем полученные знания нужно еще научиться применять на практике.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В ожидании «Одиссея» В ожидании «Одиссея»

«Морской старт» поменял порт приписки — Калифорнию на Приморье

Огонёк
Путешествующий бонсай Азумы Макото Путешествующий бонсай Азумы Макото

Композиции японского флориста побывали на границе космоса.

Популярная механика
Люблю восхищать! Люблю восхищать!

Мы сражены грацией и пропорциями Аннабелль Нильсен

Playboy
Volkswagen Tiguan и Kia Sportage Volkswagen Tiguan и Kia Sportage

Сравнение Volkswagen Tiguan с бензиновым мотором и дизельного Kia Sportage.

АвтоМир
Родные люди Родные люди

Где найти справедливость и как жить без нее.

Русский репортер
Сколько континентов на Земле? Сколько континентов на Земле?

Что думают российские ученые о материке Зеландия.

Русский репортер
Всегда есть выход Всегда есть выход

Игорь Свинаренко о том, как не превратить свидание на одну ночь в отношения.

GQ
Поле битвы Поле битвы

Испытываем первый в мире виртуальный полигон для реальных боев.

Популярная механика
Сдавайся! Сдавайся!

Как помочь ребенку пережить экзамены.

Добрые советы
Родина правильных драконов Родина правильных драконов

Корея - родина правильных драконов

GEO
Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен» Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен»

Forbes поговорил с самым богатым бизнесменом, сделавшим состояние на производстве продуктов питания.

Forbes
Любовь, похожая на смерть Любовь, похожая на смерть

Джим Моррисон и Памела Курсон. Любовь на пределе

GALA Биография
Шайтан на елке Шайтан на елке

Как в Белозерье боролись с хиджабами, но проиграли детей.

Русский репортер
Тотальная распродажа Тотальная распродажа

Офпрайсы и аутлеты занимают рынок торговли одеждой.

РБК
Испор­тил квар­тир­ный вопрос Испор­тил квар­тир­ный вопрос

Глава Airbnb Брайан Чески придумал еще один способ заработать миллиард - сдавать в аренду наши таланты.

Tatler
Звуки бу Звуки бу

Самодеятельная футурология Дмитрия Морозова.

Популярная механика
Андрей Миронов. Парадоксы жизни и кино Андрей Миронов. Парадоксы жизни и кино

Жизнь Миронова и его героев полна парадоксов. Вспоминаем некоторые эпизоды.

Лиза
Range Rover Velar Range Rover Velar

Четвертую модель в линейке Range Rover ее создатели называют самым дорожным автомобилем за всю историю Land Rover.

Quattroruote
Genesis G90 Genesis G90

Похоже, новый премиальный седан – заключительный аргумент Кореи, фиксирующий новую реальность.

АвтоМир
AudI Q5 AudI Q5

Кроссовер из Ингольштадта сохранил компоновку и габариты, но все остальное – свежее.

Quattroruote
Инвестор в LoL Инвестор в LoL

Зачем Евгению Туголукову команда игроков в «Лигу легенд».

РБК
Хочешь, я буду твоей мамой? Хочешь, я буду твоей мамой?

Олеся Лихунова вела этот дневник 4 года – с того момента, как в семье появился первый приемный сын. Сегодня приемных детей пять, кровных – два, а история продолжается.

Домашний Очаг
Объединяющая страсть Объединяющая страсть

Южная Корея готовится к проведению зимней Олимпиады. Сочи отдыхает.

Русский репортер
Яблоч­ки от яблоньки Яблоч­ки от яблоньки

Иванка и Тиффани Трамп - девушки мечты со всеми подробностями.

Tatler
Белорусский «Санта» Белорусский «Санта»

Белорусский «Санта» Группа Александра Мошенского завоевала российский рынок сельди, а теперь и молока.

РБК
Hyundai Solaris Hyundai Solaris

Симпатичный дизайн, приемлемая цена и достойные характеристики.

АвтоМир
Land Rover Discovery Land Rover Discovery

Да, Disco 4 – не эталон надежности. Однако нам кажется, что многие свои грехи эта модель все же оставила в прошлом.

АвтоМир
Я могу дать сдачи Я могу дать сдачи

Наталья Ионова, сценический псевдоним Глюк'оZa, о дворовом детстве, летающих тарелках и найденной женственности.

Домашний Очаг
Киндер-сюрприз Киндер-сюрприз

Большое досье на маленького кандидата в президенты Франции Эмманюэля Макрона и его история любви.

Tatler
Это все моя жизнь Это все моя жизнь

Актриса Ингеборга Дапкунайте о вдохновляющих людях, стремлении делать хорошее и о том, в чем ей в жизни повезло.

Домашний Очаг
Открыть в приложении