Общество | Инициатива
Театр незрячего зрителя
В России люди, имеющие проблемы со зрением, смогут «увидеть» спектакли и фильмы
На сцене — темнота. Слышен шум от передвижения множества людей, играет аккордеон, звук пилы и вслед за ним — удушливый запах сварки. В наушнике звучат слова: «Робби стоит посреди улицы, обняв себя руками». Так выглядит начало знаменитой постановки «Три товарища» по Ремарку в «Современнике» глазами незрячего человека. В зале их сегодня несколько десятков — белые трости аккуратно поставлены рядом с креслами…
Чтобы незрячие увидели спектакль, им нужен помощник. Это тифлокомментатор, человек, который через специальную гарнитуру в паузах между диалогами рассказывает то, что слепой человек увидеть не может, например кто сейчас вышел на сцену, как выглядит тот или иной актер, как меняются декорации. Для «Современника», где уникальный проект появился благодаря Благотворительному фонду Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», это новый опыт, воплощения которого незрячие и слабовидящие люди ждали без преувеличения не один десяток лет.
— Это очень нужное и чрезвычайно востребованное начинание,— рассказывает «Огоньку» после премьеры руководитель проекта «Люди IN» Центра социокультурных программ «Интеграция» Департамента культуры города Москвы Анатолий Попко. — Поясню на примере: я полностью потерял зрение в 12 лет, сейчас мне 35, и, конечно, за это время я много раз ходил и в театр, и в кино, но без тифлокомментариев. Всегда после просмотра происходило одно и то же: меня не покидало неприятное чувство, потому что именно здесь, в зале, я подчеркнуто осознавал себя слепым. Когда зал смеется, а тебе не смешно, потому что ты не понимаешь, что происходит, это еще больше отделяет от окружающих. Сегодня я этого не чувствовал и мог по-настоящему смотреть спектакль. Так что появление тифлокомментариев для незрячих и слабовидящих качественно меняет восприятие искусства как такового.
В России, по самым скромным подсчетам, живут 500 тысяч человек с проблемами зрения. Из них примерно 10 процентов тотально слепых, то есть тех, кто не видит вообще или у кого есть только непредметное зрение — возможность различать свет и тень или совсем общие силуэты. Остальные люди, у которых может сохраняться до 30 процентов зрения относятся к слабовидящим. Так как такое зрение тоже нельзя исправить с помощью очков или линз, человек точно так же не может сориентироваться в происходящем на сцене без посторонней помощи. Тем не менее проекты, подобные тому, что состоялся в «Современнике», в России можно пересчитать по пальцам одной руки.
— Наверное, в обществе должно произойти осознание того, что подобным проектам пора стать нормой, а не исключением,— говорит руководитель Программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» Мария Мельниченко. — Ведь организовать само мероприятие не так сложно при наличии базы (например, создание и запись звуковой дорожки с тифлокомментариями к фильму или подготовка специалистов), которой и может обеспечить государство или такой крупный фонд, как наш. Чтобы показать это, в прошлом году мы вместе с компанией «Мегафон» провели акцию «Щедрый вторник» — тогда в один день в 29 городах одновременно было показано несколько фильмов с тифлокомментариями. На них пришло несколько тысяч людей, для которых это стало настоящим событием.
Голос за кадром
Тифлокомментатор Родион Терехов во время спектакля сидит в небольшой комнатке сбоку от сцены. До того как озвучивать спектакли в «Современнике», он занимался сурдопереводом — переводил лекции в колледжах для глухих школьников и студентов. Перед ним — экран компьютера, на котором он видит сцену. На голове — наушники и микрофон, как у синхронного переводчика. Никакого подготовленного текста, весь комментарий идет в режиме реального времени.
— Самое сложное — успеть уложиться в паузы, особенно если большая часть времени заполнена громкой музыкой,— рассказывает Родион Анатольевич в антракте между первым и вторым действием «Трех товарищей».— Чтобы подготовиться, я сначала смотрел спектакль и его запись, а затем пробовал комментировать на генеральной репетиции. Записать текст заранее не получилось, потому что на сцене актеры много импровизируют. Вообще интересно, что два человека один и тот же спектакль будут комментировать совершенно по-разному. Так что наша работа — сплошное творчество.
На всю страну таких специалистов, как Родион,— несколько десятков, что очень мало. Получить эту профессию можно за два-три месяца на специальных курсах, например при Всероссийском обществе слепых (ВОС), но затем полученные знания нужно еще научиться применять на практике.