Очень страшная любовь: 8 «тревожных звоночков» из известных романтических фильмов
Эмоциональные качели, неравенство, созависимость — все, от чего мы пытаемся уйти в реальных отношениях, сплошь и рядом встречается в мелодрамах и ромкомах. Что будет, если пересмотреть их критическим взглядом? Разбираемся в этой подборке
«Кинематограф обладает исключительным свойством – способностью неназойливо «включать» зрителя в развертывающиеся на экране события, заставить сопереживать героям, видеть и чувствовать так, как видят и чувствуют персонажи. Зритель, увлеченный судьбой Ромео и Джульетты, может воспринимать Джульетту на балконе «глазами Ромео», — пишет в книге «Мастерство кинооператора» советский оператор и педагог Анатолий Головня. Кино, как и любой феномен культуры, не только фиксирует реальность, но и меняет ее, делая видимыми те или иные группы и проблемы, предлагая ролевые модели. Некоторые из них со временем устаревают, а фильмы, приобретшие статус классики, превращаются во «вредные советы».
Неравные отношения: «Красотка» (1990)
«Мы с тобой похожи: трахаем всех, чтобы получить деньги», — говорит герой Ричарда Гира, финансовый магнат Эдвард, проститутке Вивиан. Но несмотря на то, что сам он видит сходство с героиней Джулии Робертс, между ними огромная пропасть, из-за которой тяжело выстроить здоровые отношения без злоупотреблений.
Эдвард в два раза старше своей пассии, у него есть власть и деньги, которые он готов потратить, чтобы воспользоваться чужим телом. Его поведение преподносится как благородство: он спас девушку, занимавшуюся проституцией, забрал с улицы под свое крыло и обеспечил ей безбедное существование. Однако фактически пользуется ее уязвимым положением и предлагает выполнять услуги эскорта.
На первый взгляд, Эдвард не относится к Вивиан как к собственности, — но он злится и ревнует, когда она разговаривает с их общим знакомым. И на протяжении всего фильма бросает уничижительные фразы, которые только внешне кажутся комплиментом (вроде «Когда ты не дергаешься, ты очень красивая»).
В конце фильма героиня прямо проговаривает, что не хочет играть роль содержанки и собирается получить образование, чтобы обрести независимость. Но финал намекает, что она все-таки соглашается стать спутницей обеспеченного мужчины — ведь романтическая комедия подразумевает, что девушка говорит «Да».
Пассивная агрессия: «Мистер и миссис Смит» (2005)
Любовь с первого взгляда, безудержная страсть и брак спустя несколько дней знакомства — явные предвестники беды. Так оказывается и в фильме о двух киллерах, которые должны убить друг друга.
Спустя несколько лет главный герой Джон устал от брака, но вместо того, чтобы открыто обсудить проблемы, выражает эмоции в виде пассивной агрессии. За столом сердито, почти свирепо жует, а после обеда разбивает тарелку, которую за ним перемыла его жена Джейн. Эти действия вроде бы не направлены на нее напрямую, но косвенно дают понять, что муж чем-то недоволен и ждет от жены более примерного поведения.