«Уже не модно»: что случилось с рынком NFT и почему их сложно продать
Рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) переживает не лучшие времена: цифровые картинки, которые еще год назад коллекционеры скупали за миллионы долларов, теперь значительно теряют в цене. Почему хайп вокруг NFT остался позади и почему для технологии это может быть неплохо?
Взлет и падение
В феврале 2021 года американский графический дизайнер Майк Винкельманн заработал $69,3 млн на аукционе Christie's — он продал свою картину «Первые 5000 дней» в виде NFT — цифрового изображения в формате JPEG, связанного с уникальным токеном. Физически картина никогда не существовала, а цифровое изображение можно легко скопировать, однако право собственности закреплено за покупателем — это удостоверяет связанный с изображением уникальный токен, в котором хранится информация о его владельце.
Отличительная черта большинства токенов — это принцип взаимозаменяемости. В какой-то мере токены можно сравнить с фиатной валютой — один доллар покупателя можно заменить на другой доллар, который принадлежит другому человеку. Однако не все цифровые активы (как и физические) могут быть взаимозаменяемыми. Самый простой пример из реальной жизни — это предметы искусства, ведь «Крик» Мунка нельзя заменить на «Девятый вал» Айвазовского, картины разные. Аналогично и с песнями, видео или цифровыми изображениями. Так возникла потребность в NFT — с их помощью у создателей появилась возможность закрепить в блокчейне уникальные предметы. NFT — это non-fungible tokens, «невзаимозаменяемый токен» — запись в регистре блокчейна, которую нельзя заменить аналогичной.
Технология NFT появилась в 2017 году и обрела максимальную популярность в 2020-2021 годах. Причем с ее помощью продавались не только предметы искусства — технология активно внедрялась в видеоигры. Так, одна из самых успешных компаний NFT-индустрии, Dapper Labs, разработала NFT-игру CryptoKitties, где NFT удостоверял право владения анимированным персонажем. К примеру, в сентябре 2021 года один из персонажей, Founder Cat#40, был продан за 225 ETH (на тот момент — почти $900 000). Другая компания, сделавшая себе имя на NFT, — Yuga Labs, которая получила известность благодаря коллекции из 10 000 изображений обезьян (цены на изображения доходили до $2,8 млн).
Продавали и другие уникальные предметы. В марте 2021 года генеральный директор Twitter Джек Дорси продал первый опубликованный твит как NFT за $2,9 млн. Американский журнал Forbes в апреле 2021 года продал свою NFT-обложку. Цена за лот оказалась значительно скромнее твита Дорси — всего $333 000. А CNN создал NFT-платформу Vault, на которой продавал цифровые изображения или фрагменты видео, посвященные тем или иным знаковым историческим событиям.