Ар-брют: искусство, которое зародилось в кабинете психиатра
В переводе с французского art brut — это грубое, необработанное искусство. Кто-то называет его бюджетной пародией на современное искусство, кто-то — мазней сумасшедших, но исследователи и психологи уверены, что ар-брют — самое честное искусство из всех возможных. Сегодня мы расскажем об известных представителях этого направления и об особенностях их работ.
В знаменитом эссе «Что такое искусство?» Лев Толстой пытается найти определение искусству. Пробираясь сквозь дебри стереотипов о прекрасном, он находит такой ответ: «Что же такое искусство, если откинуть путающее все дело понятие красоты? Последние и наиболее понятные определения искусства будут следующие: искусство есть возникшая еще в животном царстве деятельность, сопровождаемая приятным раздражением нервной энергии».
О своем «Черном квадрате» Казимир Малевич писал: «Завеса изображает черный квадрат. Зародыш всех возможностей принимает при своем развитии страшную силу, он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи».
Это полотно было манифестом, посредством которого зрители до сих пор всматриваются в черное полотно в попытках увидеть в нем бездну. Художники ар-брют не сопровождают свои работы манифестами, философскими прелюдиями и каталогами.
Эти люди выплескивают на полотно свой поток сознания, тем самым освобождаясь от мучающих переживаний
«Люди, имеющие душевную патологию, живут в реальности, которая сильно отличается от реальности здорового человека. Понять то, как устроен их мир, довольно сложно. И именно через искусство мы можем к нему прикоснуться.
Несмотря на то что все мы разные, мы видим мир и связи существующие в нем более-менее похоже. Творческие люди могут находить новые связи за счет работы воображения. А люди с расстройствами видят совершенно новые связи за счет искажения реальности. Именно это порождает их оригинальные идеи», — считает Александра Шеттлер, психолог и гештальт-терапевт.
«Я счастлив, потому что все любят меня», — так называется одна из картин Луиса Уэйна, получившего известность в 1890–1900-х годах в Лондоне и Америке. На картине изображен самодовольно улыбающийся кот, который мог бы стать праотцом мемных котиков — любимчиков всех офисных работников.
Рисовать Уэйн начал в детстве, но сначала это были пейзажи. По данным искусствоведов, художник успел создать 150 000 рисунков, обложек книг, комиксов, рекламы, керамики и эскизов. И это несмотря на тяжелое психическое заболевание. Еще будучи десятилетним мальчиком, Уэйн начал видеть призраков: «Меня преследовали призраки — на улицах, дома, днем и ночью. Мне казалось, что я карабкаюсь по огромному бесконечному шару, снова и снова, пока от ужаса я не приходил в себя, и тогда видение исчезало».
Он не раз попадал в психиатрические клиники, но точного диагноза врачи не ставили. Подозревали шизофрению. Какой бы болезнью ни страдал Уэйн, его бесчисленные котики вызывают только умиление и восхищение. Потому что он их искренне любил и не только рисовал, но был одним из первых защитников прав животных в мире.
В 1922 году немецкий психиатр Ханс Принцхорн выпустил книгу «Искусство душевнобольных», которая содержала множество иллюстраций, собранных самим врачом в психиатрической больнице в Гейдельберге. Душевнобольные, которых он наблюдал, своими рисунками произвели впечатление даже на таких звезд, как Пикассо, — он так вдохновился, что решил создать собственную коллекцию чего-то похожего.