Обозрение армии и флотаИстория
Шведские роботы против Балтийского флота
В боях Второй Мировой войны дебютировал целый арсенал новейших видов оружия. Среди них были и крылатые ракеты, впервые примененные немцами. Ознакомившись с наследием побеждённых, великие державы бросились наверстывать упущенное. Неожиданно одним из пионеров ракетостроения наряду с ними стала маленькая нейтральная Швеция.
Среди шумных соседей
Швеция всячески декларировала свое миролюбие, но в конце 30-х было ясно, что грядущая глобальная бойня заденет всех. В ноябре 1939 г. советское руководство, так и не договорившись с Финляндией о границе, решило взять свое силой. Едва окончилась эта заваруха, как немцы вторглись в Норвегию. Война заполыхала у самых границ, но к этому страна была, по крайней мере, готова. А вот позиция Британии и Франции обескураживала. Они пытались не погасить советско-финскую войну дипломатическими мерами, а использовать ее как повод для нападения на Советский Союз. Чемберлен и Деладье давили на Швецию, требуя предоставить плацдарм союзническим войскам. Лишь твердая позиция правительства и усилия дипломатов не дали втянуть тогда страну в войну. Стараниями полномочного представителя СССР Александры Коллонтай Стокгольм в итоге стал посредником на переговорах Москвы и Хельсинки. До конца войны Швеция сохраняла нейтралитет. Она выгодно торговала с Осью, но и Союзникам помогла достаточно, чтобы те об этом не вспоминали. Однако было ясно, что status quo может рухнуть в любой момент. Сколь бы гуманными ни позиционировали себя великие державы, когда запахнет жареным, они забудут и о миролюбии, и о международном праве. А нейтралитет и суверенитет сохранят лишь те, кто сумеет за себя постоять. Очередной звоночек прозвенел в 1943 году – на страну начали падать немецкие ракеты.
Даже нацистские бонзы были не настолько безумны, чтобы, увязнув в войне со всем миром, бомбить лояльное государство. Но «оружие возмездия» в масштабах Европы оказалось «слоном в посудной лавке» – даже подобрать место для его испытаний было непросто. Наименее плохим вариантом сочли остров Узедом на побережье Балтики. Малонаселенный клочок суши глубоко в тылу – вроде все условия для секретного полигона. Только до Швеции меньше ста километров – закапризничай «вундерваффе», и ему ничего не стоит «сбежать» через море. 24 декабря 1942 г. с катапульты полигона «Пенемюнде-вест» впервые была запущена крылатая ракета Fi-103, более известная, как V-1. Летом 1943 г. начались полеты со штатной системой наведения. Та изрядно «чудила», и результат не заставил себя долго ждать: 19 ноября 1943 г. в 20 км к юго-востоку от шведского города Карлскруна были обнаружены обломки «заблудившейся» летающей бомбы; 30 ноября – еще одна находка.
Обстрелы Лондона начались 13 июня 1944 г., то есть Швецию можно считать вообще первой «жертвой» управляемых ракет. С натяжкой, конечно: никого «вундерваффе» не убило и не покалечило, хоть и падало в довольно оживленных краях. В течение года шведы обнаружили шесть V-1 и даже одну баллистическую V-2, правда, она была не «настоящей», а прототипом зенитной ракеты. Крылатые «фау» приземлялись в двух ленах – Сконе и Блекинге. Больше всех пугала пятая находка в 40 км от Мальме, третьего по величине города страны. V-2 всего на 30 км перелетела город Кальмар.
Немцы нарывались как минимум на дипломатический скандал, да еще и «подарили» сверхсекретную техническую новинку иностранной державе. Похоже, ослепленная перспективами «чудо-оружия» верхушка Рейха давила на исполнителей требованием провести испытания как можно скорее, не считаясь ни с чем. Это было весьма опрометчиво: в мае 1944 г. шведы поделились находками с англичанами, правда, те уже не успели принять контрмер. Местные авиастроители тоже не сидели сложа руки.
В конце 30-х гг. правительство поддержало создание сильной национальной фирмы с недвусмысленным названием, чья аббревиатура сейчас ассоциируется скорее с автомобилями: АО «Шведские самолеты», Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB) . Она активно взялась за проектирование вполне современных машин, которые ближе к концу войны пошли в серию, вытесняя из ВВС импортную технику. В 1940 г. основан Национальный авиационный исследовательский институт (Flygtekniska försöksanstalten, FF) – аналог нашего ЦАГИ. Введена в строй большая аэродинамическая труба (АДТ) LT1, за ней последовала LT2 для исследования аэродинамики сооружений, дымовая установка LT3 и LT4, в которой моделировалось обледенение. В 1944 г. заработала трансзвуковая АДТ HT. Хватало и других исследовательских установок, а персонал института состоял примерно из 300 человек. В феврале 1945 г. Верховный главнокомандующий своим приказом организует Центральное управление по совместной работе в области реактивной и ракетной техники, координирующее действия армии и флота. В 1948 г. его сменило Бюро беспилотного вооружения (Robotbyrån) при ВВС, которые до того вели изыскания самостоятельно. Именно эти органы занимались обоснованием концепций и проектированием шведских крылатых ракет.
V-1 летели до полной выработки топлива, а системы самоликвидации на них, похоже, отсутствовали, так что «трофеи» находили в состоянии, вполне пригодном для исследований. Их вели на верфях ВМФ (остров Шеппсхольмен, Стокгольм) специалисты ВВС и флота. Последние в основном постигали систему наведения, явно родственную с торпедным оружием. Летом 1944 г. шведы разобрались с устройством и принципами функционирования ракет. Среди прочего была отмечена и весьма низкая точность навигации. После окончания войны данные удалось дополнить по английским материалам.
Непохожий клон
Получить подобное V-1 оружие возжелали сразу и армия, и флот, и авиация. Наиболее расторопными оказались моряки. Главный инженер Торпедной службы ВМФ граф Юхан Габриель Оксеншерна «пробил» работы по «воздушной торпеде» (Lufttorped) LT.7, прототип которой получил обозначение Robot 310 (Rb.310 , от robotflygplan – беспилотный летательный аппарат).
Разработчики отталкивались от V-1, но сформировали облик, лишь отдаленно напоминавший детище «Аргуса» и «Физелера». Шведы не собирались палить по городам, им требовалась противокорабельная ракета (ПКР), причем стартующая не с громоздких наземных катапульт, а с судов и самолетов. V-1 и в Лондон-то не всегда попадала, какой же будет расход боеприпасов на поражение хотя бы военно-морской базы, не говоря об одиночном судне?! Тем более, корабль подвижен – точное указание его координат становится проблемой, а за 20 минут, что к нему будет подползать «летающая торпеда», он уже куда-нибудь уплывет. То есть, с такой системой наведения и такими параметрами целей изделию попросту не нужна дальность в сотни километров. И 800 кг взрывчатки не нужно. За счет меньшей массы топлива и боевой части стартовая масса новой разработки оказалась почти на порядок скромнее, чем у прототипа: 265 кг против 2160 кг.
Фюзеляжем Rb.310 напоминал торпеду – у него была выраженная цилиндрическая часть и эллиптический нос относительно малого удлинения. Прямоугольное высокорасположенное крыло не имело элеронов. Хвостовое оперение было двухкилевым, в передней части корпуса располагался дестабилизатор без поверхностей управления – аэродинамическая схема Rb.310 скорее «нормальная», чем «триплан». Летательный аппарат оснастили парашютной системой спасения, позволявшей использовать его повторно.
Важнейшим отличием от Fi-103 стало размещение пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) внутри фюзеляжа, что резко уменьшило коэффициент лобового сопротивления ракеты. Воздухозаборники выполнены боковыми туннельного типа, без слива пограничного слоя. Коэффициент восстановления полного давления у них, конечно, хуже, нежели у лобового заборника V-1, хотя и в том, и в другом случае главной «редиской» была клапанная решетка. Но в отличие от двигателей с лопаточным компрессором, для ПуВРД не столь критична равномерность потока на входе, которая и является ахиллесовой пятой туннельных воздухозаборников. Двигатель SR7, созданный компанией STAL (Svenska Turbinfabriks AB Ljungström) работал на бензине и имел тягу 150 кгс. Старт осуществлялся с длинных направляющих при помощи пороховых ракет Bofors KR12, которые горели 0,4 с, развивая 7000 кгс. Чтобы не нарушать центровку при выгорании топлива, их подвесили под центральной частью фюзеляжа.
Осенью 1946 г. отделу разработки вооружений корпорации SAAB был передан самый новаторский узел «летающей бомбы» – автопилот. Он попал в умелые руки: подразделение Торстена Факсена как раз заканчивало уникальный бомбовый прицел, который обеспечивал бомбометание с кабрирования и после войны стал «хитом» – лицензию на него покупали ведущие авиапромышленные корпорации. Автопилот Rb.310 по сравнению с V-1 был существенно доработан. По крайней мере, на некоторых изделиях его дополняла радиокомандная система, а на перспективу планировалась установка головки самонаведения.
В качестве носителей «воздушных торпед» рассматривались эсминцы водоизмещением 2400 т и лидеры в 3000…4660 т, чья разработка началась в ноябре 1946 г. Впервые в мире шведы проектировали специализированные боевые корабли управляемого ракетного оружия (УРО), да еще и устойчивые к поражающим факторам близкого ядерного взрыва. «Роботы» не допускали длительного хранения на открытых площадках, тем более, в балтийском климате, а старт со сложенными плоскостями из транспортно-пусковых контейнеров тогда был еще научной фантастикой. В итоге обслуживающее звено многое позаимствовало из артиллерии. Ракетам предстояло храниться в погребах – заправленными, но без крыльев и ускорителей. По тревоге элеватор поднимал их в боевое отделение, а пусковая команда осуществляла досборку и предстартовую проверку. И лишь после этого ракеты подавались на направляющие, которые парой размещались в поворотной башне, точь-в-точь пушечной. Время подготовки «робота» к старту – 15…20 минут, то есть скорострельность составляла не более восьми ракет в час. Помимо кораблей, ими планировали оснастить и двухмоторные средние бомбардировщики SAAB 18.
Но до готового к применению оружия было еще очень далеко. В октябре 1945 г. SAAB получил заказ на первую партию из пяти Rb.310, которую сделал примерно за год. Создание три года спустя Бюро беспилотного вооружения заметно повлияло на дальнейшую судьбу «роботов». Военные стремились сосредоточить их проектирование и производство на государственных предприятиях. С 1949 г. ракеты строились Центральными авиационными мастерскими в Арбоге (CVA). Завод по типу немецкого «Металлверка» был буквально «выкопан» в горном массиве и предназначался для поточного ремонта самолетов в боевых условиях. Но к моменту его ввода и война закончилась, и взгляды на эксплуатацию авиатехники изменились, поэтому предприятию пришлось подыскивать новые задачи. Оно стало многоукладным, занимаясь и двигателями, и электроникой, и вооружением. Со временем все большую роль играл инжиниринговый центр, и к 70-м годам в Арбоге располагался один из крупнейших в капиталистической Европе авиазаводов полного цикла. Ну а Rb.310 выпустили в общей сложности около 80 штук . Их облик был отнюдь не догмой: на фотографиях можно увидеть летательные аппараты с V-образным хвостовым оперением, крупными радиоантеннами на концах крыльев, кольцевым воздухозаборником. Бюро беспилотного вооружения было в самом начале творческого пути и стремилось перепробовать разнообразные обликовые решения. Боевые ракеты замышлялись модульными в виде широкой линейки модификаций, поблочно собираемых из унифицированных агрегатов (боевых частей, несущих поверхностей, двигателей). Сейчас эта идея стала классической, но тогда она сильно опередила свое время, так и оставшись нереализованной.
Испытательный полигон разместили вблизи города и крепости Карлсборг – узлового места в системе обороны страны, которое в военную пору становилось резервной столицей. «Роботы» стартовали с разнотипных пусковых установок в сторону озера Веттерн. Неподалеку базировался 1-й полк противовоздушной обороны (Lv 1), чьими силами обеспечивалось наблюдение за испытаниями. Они шли довольно успешно – до середины 50-х состоялось 190 пусков, то есть большинство ракет пережили по два-три полета. Весной 1950 г. офицеры различных родов войск даже прошли ознакомительный курс по данной системе. Она использовалась не только для экспериментов, но и в качестве мишени. Однажды на учениях ПВО было запущено сразу 6…8 ракет, а сбить не удалось ни одной. Оптимизма этот результат не внушал: дело явно было не в высоких характеристиках Rb.310, а в неопытности тех, кто «сами не летают и другим не дают».