Новое русское бьюти: кто сейчас формирует отечественную индустрию косметики
В 2022 году на российском рынке косметики произошли значительные изменения. Запустилось множество новых локальных марок: на индустриальной выставке Intercharm в октябре 2022-го было представлено 20 новых брендов. При этом поизводители столкнулись с разрушенными логистическими цепочками и отсутствием здоровой конкуренции. Forbes Life рассказывает о шести российских марках, которые строят планы, даже когда горизонт планирования ограничивается тремя часами.
Fakoshima Perfumes
Путь нишевой парфюмерии в России тернист, признает создатель Fakoshima дизайнер Константин Шиляев: «Нам удалось зайти в эту нишу, потому что у нас уже была репутация фешен-бренда». Действительно, у многих марка с якобы японским названием (составленным из первых букв имени Константина и пары случайных слогов) прочно ассоциируется с футуристичной оптикой — Fakoshima начинали с производства модных оправ. В 2019 году Константин познакомился с химиком и парфюмером Ярославом Симоновым, выпускником Грасского института парфюмерии, — именно тогда родился первый аромат Tear You Apart. Все они позиционируются как гендерно-нейтральные — нишевая парфюмерия вообще не приветствует разделения на мужское и женское.
Оптика и парфюмерия Fakoshima удачно дополняют друг друга, решая для бренда проблему сезонного спроса (пик продаж очков в России приходится на летние месяцы, а вот ароматы, наоборот, в основном покупают осенью и зимой). До наступления кризиса основатели марки думали и про запуск косметической линии, но от этих планов временно пришлось отказаться. «За последние полгода у нас было всего три релиза — это произошло из-за задержек в поставках. Поэтому мы пока придержали эту идею. Думаю, что выпустим, но позже. Не хочется делать что-то обычное, что можно найти у всех», — говорит Константин. «Только на тесты уйдет год — даже если мы начнем прямо сейчас, то раньше следующего года продукт все равно не выпустим», — добавляет Ярослав.
«Работать было и так тяжело, а стало еще тяжелее» — так создатели марки вкратце описывают свои впечатления от кризиса 2022 года. Пришлось решать вопросы с поставкой — Fakoshima по-прежнему используют французское сырье, хотя доставлять его сложнее и дороже. Перспектива выхода на международный рынок стоит под вопросом — например, экспортировать парфюмерию в Европу из России сейчас невозможно из-за санкций. Однако в череде сложностей открываются и новые возможности. Сейчас Fakoshima представлены в «Золотом яблоке» в России, Белоруссии и Казахстане — крупные сети начали активно сотрудничать с отечественными марками примерно с 2021 года. По сути, на развитие партнерских отношений серьезно повлияла пандемия — первые сложности с поставками возникли именно тогда. Растет и спрос. «Пять-семь лет назад было невозможно представить такой интерес ко всем отечественным маркам в принципе. Все стали задумываться, а что вообще умеют делать в России», — говорит Ярослав. «Но дело, конечно, не только в том, что освободились полки, но и в кропотливой работе над имиджем. Мы постоянно топим лед недоверия», — подчеркивает Константин. Конкуренцию на рынке создатели Fakoshima оценивают спокойно, отмечая, что бум российской парфюмерии пока не случился.
Superbanka
Бренд Superbanka запустился в середине 2022 года, но его появление планировалось задолго до кризиса. Еще в 2018 году будущая создательница Superbanka Мария Командная решила завершить карьеру в спортивной журналистике и обратила внимание на сферу бьюти. Как и в истории Don't Touch My Skin, все началось с Telegram-канала «Помада что надо» с обзорами косметики других марок. Позднее Мария познакомилась с химиком-технологом Катериной Карповой, за плечами которой уже был многолетний опыт разработки формул и создания косметических рецептур (например, именно Катерина основала марку Pure Love).
Философия Superbanka пришла из спорта. «Когда я изначально задумывала бренд, мне в голову пришли средства для спортсменов — любителей и профессионалов, то есть для тех, кто хочет пробежать марафон и при этом шикарно выглядеть. А потом я поняла, что мы этот марафон каждый день бегаем. И наша кожа испытывает такой же стресс, как у тех, кто почти круглосуточно проводит время в спортзале и выступает на соревнованиях», — рассказывает Мария. Универсальность продукта еще один важный для создателей фактор. На старте в ассортименте марки было всего три средства: мицеллярная вода, увлажняющий крем и помадатинт. Теперь к ним добавилась сыворотка с витамином C.
Мария отмечает, что за последний год конкуренция в индустрии бьюти не уменьшилась: «В целом внимания к российской косметике стало больше, это заметно. Другое дело, что брендов представлено на рынке все равно множество. В нашей индустрии конкуренция сумасшедшая». Требовательнее стали и покупатели. «Я часто получаю запросы, какие у нас консерванты, стабилизаторы, клиенты действительно хотят получать качественный продукт и готовы разбираться в нем — для этого они много читают и смотрят», — говорит Мария. В перспективе создатели видят Superbanka и на зарубежных рынках, например в Дубае, в планах у Марии привлечение инвестиций для масштабирования бизнеса. В 2023-м проект Командной попал в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards.