Полупогружные транспортные суда: новое для российского судостроения направление

ТехИнсайдерHi-Tech

Полуподводный флот

АО «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом», разрабатывает концептуальные проекты полупогружных тяжелых транспортных судов – абсолютно новое для российского судостроения направление. Проектируемые суда войдут в пятерку крупнейших в своем классе.

Mighty Servant 1 – первое в мире специализированное полупогружное судно, изначально построенное для транспортировки морских буровых платформ. Со временем задачи таких судов сильно расширились. Mighty Servant 1

История этих гигантов тесно связана с другой, тоже великанской, – полупогружными нефтяными буровыми платформами, разработанными в начале 1960-х годов компанией Shell. Их строили на суше и доставляли к месту эксплуатации при помощи мощных морских буксиров. Первая платформа Blue Water Rig No. 1 могла работать на глубинах до 200 м, но запасы «черного золота» истощались, и нефть приходилось искать во все более отдаленных и глубоководных районах.

Современные платформы позволяют добывать углеводороды на глубинах до 3700 м. По мере увеличения этой цифры возникали все более серьезные проблемы с транспортировкой: любой сильный шторм грозил потерей дорогого оборудования. Так, в 1979 году при буксировке была потеряна китайская буровая платформа «Бохай II», а в 2011 году – платформа «Кольская» в Охотском море. Именно для перевозки платформ в 1983 году по заказу голландской компании Wijsmuller Transport был построен невиданный морской тяжеловоз – полупогружное судно Mighty Servant 1 грузоподъемностью 29 тыс. т.

Как они устроены

Перевозка нефтяных платформ – задача непростая. Чтобы доставить огромное сооружение к месту работы, его нужно забрать на верфи, а затем выгрузить в открытом море. Но как это сделать, если самый большой в мире китайский стационарный кран Taisun способен поднять всего 20 тыс. т, а самый мощный японский морской SSCV Thialf – 14,2?

Полупогружное судно действует по другому принципу. Когда готовую платформу выводят на мелководье рядом с верфью, судно-перевозчик встает рядом и начинает заполнять свои балластные цистерны водой – до тех пор, пока ровная верхняя палуба не опустится на 15–30 м. Процесс это небыстрый, длится до 12 часов. Затем буксиры осторожно перемещают платформу, так чтобы она оказалась над палубой. Манипуляции ювелирные, требуют высочайшей квалификации персонала и тоже занимают часы. Потом начинается обратный процесс: воду из цистерн выкачивают, и судно медленно всплывает – с платформой на палубе. Все это время груз сначала надежно фиксируется буксирами, а затем намертво приваривается к палубе, и морской тяжеловоз отправляется к месту назначения. В нужной точке все повторяется в обратном порядке: сварщики убирают крепления, транспортное судно уходит под воду, буксиры отводят платформу в сторону, судно всплывает и возвращается в порт. Из-за своей специфики полупогружные суда строятся из сверхпрочных сталей и имеют очень жесткий корпус.

Монополист

В 1993 году Wijsmuller Transport объединилась с Dock Express Shipping, образовав компанию-супертяжеловес Dockwise Shipping, которая занимает сегодня почти монопольное положение на рынке перевозок подобных грузов. Ей принадлежит большая часть полупогружных судов в мире, включая близнецов-рекордсменов Blue Marlin и Black Marlin грузоподъемностью 76 тыс. т.

Процесс загрузки напоминает водную хореографию. Буксиры осторожно заводят грузы над палубой – манипуляции почти ювелирные, требуют высочайшей квалификации и занимают многие часы. После этого из балластных цистерн выкачивается вода и судно медленно всплывает. Blue Marlin
Black Marlin

Однако в 2013 году пальму первенства у «Марлинов» отобрало другое судно – Dockwise Vanguard, на котором можно перевозить платформы весом до 117 тыс. т. Его плоская палуба без носа размером 70х275 м (на 70% больше, чем у Blue Marlin) позволяет брать грузы длиннее самого судна. Рекордсмен появился не просто так. Дело в том, что гигантские платформы к тому времени строились в Азии, на южнокорейских и китайских верфях, а доставлять их потом приходилось на месторождения в Мексиканском заливе, Северном море и у побережья Бразилии. На «Марлины» эти сооружения полностью не помещались, и верхние части приходилось достраивать на местах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Винтокрыл против конвертоплана Винтокрыл против конвертоплана

«Вертолет» не самый подходящий термин для описания этих воздушных монстров

Популярная механика
«Сердце пармы» и не только: 13 фильмов с Александром Кузнецовым «Сердце пармы» и не только: 13 фильмов с Александром Кузнецовым

13 беспроигрышных тайтлов с Александром Кузнецовым, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Очень выносливый механизатор Очень выносливый механизатор

Беспилотные комбайны и трактора могут появиться на полях

ТехИнсайдер
Секреты и ловушки ревности: 9 главных вопросов — разбор с психологами Секреты и ловушки ревности: 9 главных вопросов — разбор с психологами

Что на самом деле значит ревность?

Psychologies
Полетим Полетим

Уже в 2030-х можно будет добраться за город на летающем такси

ТехИнсайдер
«Кит» с Бренданом Фрейзером: как режиссер Аронофски находит силу в правде «Кит» с Бренданом Фрейзером: как режиссер Аронофски находит силу в правде

Почему фильм «Кит» интересен не только как актерский перформанс

Forbes
Вторые на Луне Вторые на Луне

Как продвигается работа над космической программой Artemis?

ТехИнсайдер
Плутон. В долине гранатовых «льдов» Плутон. В долине гранатовых «льдов»

Что могли бы увидеть земляне, оказавшись посреди гладких льдов Плутона?

Наука и жизнь
Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать 4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать

Как организовать свидание так, чтобы оно не стало последним?

Psychologies
Таблица элементов Таблица элементов

Девять перспективных видов аккумуляторов

Цифровой океан
Молния, ветер со скоростью 1600 км в час, кислотный дождь: самая экстремальная погода в Солнечной системе Молния, ветер со скоростью 1600 км в час, кислотный дождь: самая экстремальная погода в Солнечной системе

Земля — действительно райское место, если сравнивать ее с другими планетами

ТехИнсайдер
Делаем аватарки с помощью нейросети: какой сервис лучше Делаем аватарки с помощью нейросети: какой сервис лучше

Какая из нейросетей лучше всего подходит для создания аватарки?

CHIP
Ходим парой Ходим парой

Почему женская дружба может быть одной из самых важных вещей на свете

Лиза
«Спонсор моих талантов — прокрастинация». Истории о том, как отложенные дела изменили жизнь наших героев к лучшему «Спонсор моих талантов — прокрастинация». Истории о том, как отложенные дела изменили жизнь наших героев к лучшему

Герои поделились мыслями о привычке до последнего откладывать дела на потом

Лиза
Зевают все: ученые объяснили, почему люди зевают, когда это делают другие Зевают все: ученые объяснили, почему люди зевают, когда это делают другие

В чем причина заразительности зевания?

ТехИнсайдер
Суверенитет против общества: бывают ли «хорошие» законы об иностранных агентах Суверенитет против общества: бывают ли «хорошие» законы об иностранных агентах

Существует ли некое «хорошее» законодательство об иноагентах?

Forbes
Землетрясения в России: самые опасные районы Землетрясения в России: самые опасные районы

Какие регионы России наиболее сейсмоопасные, а какие — наименее?

Maxim
Большая распаковка: почему невозможно отказаться от пластика в России Большая распаковка: почему невозможно отказаться от пластика в России

Можно ли ограничить производство в России товаров из пластика?

Forbes
Турецкий сериал «Истерзанная»: почему он переживает вторую волну любви зрителей в России Турецкий сериал «Истерзанная»: почему он переживает вторую волну любви зрителей в России

Сюжет «Истерзанной» тронет даже самое черствое сердце

VOICE
Первая встреча Первая встреча

Если мы получим сигнал от братьев по разуму, то что будем делать дальше?

ТехИнсайдер
Равнение на «Знамя» Равнение на «Знамя»

Hongqi E HS9 стал чуть ли не первым представителем тяжелого автомобильного люкса

Автопилот
Музыка Музыка

Что общего у симфонии Авраамова с изящным модернизмом Стравинского

Правила жизни
Не до шуток: можно ли на самом деле умереть от смеха? Не до шуток: можно ли на самом деле умереть от смеха?

Что будет, если смеяться слишком долго?

ТехИнсайдер
Почему люди проваливаются под лёд: самые страшные недавние трагедии на замерзших реках Почему люди проваливаются под лёд: самые страшные недавние трагедии на замерзших реках

Почему люди выходят на лед, если знают, что это очень опасно?

VOICE
Когнитивный невролог Сара Мэннинг Пескин: «Истории о том, как ломается мозг» Когнитивный невролог Сара Мэннинг Пескин: «Истории о том, как ломается мозг»

Сара Мэннинг Пескин рассказывает об уязвимости человеческого мозга

СНОБ
5 полезных продуктов, которые вызывают переедание: на них сложно похудеть 5 полезных продуктов, которые вызывают переедание: на них сложно похудеть

Некоторые здоровые продукты очень коварны — и лишь разжигают наш аппетит

VOICE
Сохранить себя Сохранить себя

Как пережить темные времена, не впасть в отчаяние, не поддаться страхам?

Robb Report
Этот Ford Bronco 1968 года с двигателем Coyote, способен разорвать любое бездорожье Этот Ford Bronco 1968 года с двигателем Coyote, способен разорвать любое бездорожье

Ford Bronco, определивший внедорожные тренды на много десятилетий вперёд

4x4 Club
Princess S62: встреча на подиуме Princess S62: встреча на подиуме

Princess S62 вызвала наибольший интерес у посетителей на выставке

Y Magazine
Открыть в приложении