Полупогружные транспортные суда: новое для российского судостроения направление

ТехИнсайдерHi-Tech

Полуподводный флот

АО «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом», разрабатывает концептуальные проекты полупогружных тяжелых транспортных судов – абсолютно новое для российского судостроения направление. Проектируемые суда войдут в пятерку крупнейших в своем классе.

Mighty Servant 1 – первое в мире специализированное полупогружное судно, изначально построенное для транспортировки морских буровых платформ. Со временем задачи таких судов сильно расширились. Mighty Servant 1

История этих гигантов тесно связана с другой, тоже великанской, – полупогружными нефтяными буровыми платформами, разработанными в начале 1960-х годов компанией Shell. Их строили на суше и доставляли к месту эксплуатации при помощи мощных морских буксиров. Первая платформа Blue Water Rig No. 1 могла работать на глубинах до 200 м, но запасы «черного золота» истощались, и нефть приходилось искать во все более отдаленных и глубоководных районах.

Современные платформы позволяют добывать углеводороды на глубинах до 3700 м. По мере увеличения этой цифры возникали все более серьезные проблемы с транспортировкой: любой сильный шторм грозил потерей дорогого оборудования. Так, в 1979 году при буксировке была потеряна китайская буровая платформа «Бохай II», а в 2011 году – платформа «Кольская» в Охотском море. Именно для перевозки платформ в 1983 году по заказу голландской компании Wijsmuller Transport был построен невиданный морской тяжеловоз – полупогружное судно Mighty Servant 1 грузоподъемностью 29 тыс. т.

Как они устроены

Перевозка нефтяных платформ – задача непростая. Чтобы доставить огромное сооружение к месту работы, его нужно забрать на верфи, а затем выгрузить в открытом море. Но как это сделать, если самый большой в мире китайский стационарный кран Taisun способен поднять всего 20 тыс. т, а самый мощный японский морской SSCV Thialf – 14,2?

Полупогружное судно действует по другому принципу. Когда готовую платформу выводят на мелководье рядом с верфью, судно-перевозчик встает рядом и начинает заполнять свои балластные цистерны водой – до тех пор, пока ровная верхняя палуба не опустится на 15–30 м. Процесс это небыстрый, длится до 12 часов. Затем буксиры осторожно перемещают платформу, так чтобы она оказалась над палубой. Манипуляции ювелирные, требуют высочайшей квалификации персонала и тоже занимают часы. Потом начинается обратный процесс: воду из цистерн выкачивают, и судно медленно всплывает – с платформой на палубе. Все это время груз сначала надежно фиксируется буксирами, а затем намертво приваривается к палубе, и морской тяжеловоз отправляется к месту назначения. В нужной точке все повторяется в обратном порядке: сварщики убирают крепления, транспортное судно уходит под воду, буксиры отводят платформу в сторону, судно всплывает и возвращается в порт. Из-за своей специфики полупогружные суда строятся из сверхпрочных сталей и имеют очень жесткий корпус.

Монополист

В 1993 году Wijsmuller Transport объединилась с Dock Express Shipping, образовав компанию-супертяжеловес Dockwise Shipping, которая занимает сегодня почти монопольное положение на рынке перевозок подобных грузов. Ей принадлежит большая часть полупогружных судов в мире, включая близнецов-рекордсменов Blue Marlin и Black Marlin грузоподъемностью 76 тыс. т.

Процесс загрузки напоминает водную хореографию. Буксиры осторожно заводят грузы над палубой – манипуляции почти ювелирные, требуют высочайшей квалификации и занимают многие часы. После этого из балластных цистерн выкачивается вода и судно медленно всплывает. Blue Marlin
Black Marlin

Однако в 2013 году пальму первенства у «Марлинов» отобрало другое судно – Dockwise Vanguard, на котором можно перевозить платформы весом до 117 тыс. т. Его плоская палуба без носа размером 70х275 м (на 70% больше, чем у Blue Marlin) позволяет брать грузы длиннее самого судна. Рекордсмен появился не просто так. Дело в том, что гигантские платформы к тому времени строились в Азии, на южнокорейских и китайских верфях, а доставлять их потом приходилось на месторождения в Мексиканском заливе, Северном море и у побережья Бразилии. На «Марлины» эти сооружения полностью не помещались, и верхние части приходилось достраивать на местах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самые экологичные гонки Самые экологичные гонки

Что будет, если скрестить «Дакар» и ралли-кросс на машинах с электродвигателями?

ТехИнсайдер
Миф о беспробудном пьянстве: что и сколько на самом деле пили на Руси Миф о беспробудном пьянстве: что и сколько на самом деле пили на Руси

Откуда возник миф о вечно пьяных русских? Стоит ли в него верить?

VOICE
Линейная служба Линейная служба

Ижевские беспилотники Supercam не игрушки для миллениалов, а серьезные машины

ТехИнсайдер
Родинки Родинки

Чтобы родинки не причинили больших неприятностей, их надо регулярно проверять

Здоровье
Вторые на Луне Вторые на Луне

Как продвигается работа над космической программой Artemis?

ТехИнсайдер
«Какое гендерное равенство, если женщины и мужчины разные?»: 10 глупых вопросов феминистке «Какое гендерное равенство, если женщины и мужчины разные?»: 10 глупых вопросов феминистке

Феминистка развеивает главные мифы о деятельности единомышленниц

Psychologies
Разведка и спецоперации Разведка и спецоперации

Первая часть ответов на вопросы о подготовке спецопераций Второй мировой войны

Дилетант
Золотое стечение Золотое стечение

Как художницы повлияли на становление авангарда

Правила жизни
Лицо и фронт русского прорыва Лицо и фронт русского прорыва

Нашим дизайнерам и конструкторам есть что предложить миру

Эксперт
Сохранить себя Сохранить себя

Как пережить темные времена, не впасть в отчаяние, не поддаться страхам?

Robb Report
Лунные костюмы Лунные костюмы

Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

ТехИнсайдер
Никакого сходства с реальностью: почему в Средневековье рисовали таких нелепых львов Никакого сходства с реальностью: почему в Средневековье рисовали таких нелепых львов

Искусство средневековых художников не отличалось реалистичностью изображения

ТехИнсайдер
Бритва, полотенце, фен и еще 7 вещей, которые не стоит хранить в ванной - они не терпят влажную среду Бритва, полотенце, фен и еще 7 вещей, которые не стоит хранить в ванной - они не терпят влажную среду

Проведи инвентаризацию в ванной комнате и очисти ее от ненужных предметов!

ТехИнсайдер
Культура насекомых, вулканы Венеры и бегемоты Пабло Эскобара: новости науки Культура насекомых, вулканы Венеры и бегемоты Пабло Эскобара: новости науки

Чем сапиенсы угрожали неандертальцам?

Forbes
Искусство жить Искусство жить

Эффектный и лаконичный интерьер в сочетании с современным искусством

SALON-Interior
Мы нашли ответ, куда бежит время и как его остановить! Мы нашли ответ, куда бежит время и как его остановить!

Куда бежит время?

ТехИнсайдер
5 запрещенных в СССР советских мультфильмов: один из них ты точно видела! 5 запрещенных в СССР советских мультфильмов: один из них ты точно видела!

Мультфильмы, которые оказались в черном списке в СССР

VOICE
«Взять аскезу» на желание: как духовная практика превратилась в популярную сделку «Взять аскезу» на желание: как духовная практика превратилась в популярную сделку

Почему после снятия реальных ограничений люди начали накладывать их на себя сами

Forbes
Самые смешные цитаты о сексе из сериалов и фильмов Самые смешные цитаты о сексе из сериалов и фильмов

Цитаты из фильмов, кв которых шутили про секс!

Maxim
Артериальное давление Артериальное давление

Что влияет на давление у здорового человека и можно ли его регулировать?

Здоровье
Лига чемпионов Лига чемпионов

Способны ли российские компании восполнить дефицит технологий?

Robb Report
Выражайте благодарность и находите компромиссы: как сохранить страсть в долгом браке — 11 советов коуча Выражайте благодарность и находите компромиссы: как сохранить страсть в долгом браке — 11 советов коуча

Что делать, если сказочное продолжение совместной жизни никак не складывается?

Psychologies
В шаге от диабета В шаге от диабета

Что такое предиабет, чем он опасен и как его лечить

Лиза
Веселая жизнь «Вест Хэма»: владельцы сделали состояние на порно, в фанатах — Миа Халифа Веселая жизнь «Вест Хэма»: владельцы сделали состояние на порно, в фанатах — Миа Халифа

Фильмы для взрослых и самый популярный вид спорта объединились в Лондоне

Maxim
Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета

Амелия Эрхарт не боялась новых рекордов, даже если это было слишком рискованно

Forbes
Это эволюционное приспособление позволило динозаврам стать королями древней Земли Это эволюционное приспособление позволило динозаврам стать королями древней Земли

Почему древние ящеры воцарились на Земле? Ответ может быть скрыт в их костях

ТехИнсайдер
Андрей Ургант: «Если бы мне досталась такая роль, как у мамы в «Белорусском вокзале», мог бы с полным правом утверждать: я не зря снимался» Андрей Ургант: «Если бы мне досталась такая роль, как у мамы в «Белорусском вокзале», мог бы с полным правом утверждать: я не зря снимался»

По-прежнему смотрю наше кино, причем советское — неповторимое, непостижимое

Коллекция. Караван историй
Лучшая книга в истории человечества Лучшая книга в истории человечества

Существует ли роман или поэма, которые каждый обязан прочесть?

Maxim
Amirchik: «У меня такой период, когда я бы с радостью не трогал телефон вообще» Amirchik: «У меня такой период, когда я бы с радостью не трогал телефон вообще»

Amirchik — о том, почему его удручают соцсети и что делает счастливым

ЖАРА Magazine
Позвольте Ремарку. Почему новая экранизация «На Западном фронте без перемен» войдет в историю, даже если не выиграет «Оскар» Позвольте Ремарку. Почему новая экранизация «На Западном фронте без перемен» войдет в историю, даже если не выиграет «Оскар»

«На Западном фронте без перемен» — самая страшная экранизация романа Ремарка

Правила жизни
Открыть в приложении