Полупогружные транспортные суда: новое для российского судостроения направление

ТехИнсайдерHi-Tech

Полуподводный флот

АО «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом», разрабатывает концептуальные проекты полупогружных тяжелых транспортных судов – абсолютно новое для российского судостроения направление. Проектируемые суда войдут в пятерку крупнейших в своем классе.

Mighty Servant 1 – первое в мире специализированное полупогружное судно, изначально построенное для транспортировки морских буровых платформ. Со временем задачи таких судов сильно расширились. Mighty Servant 1

История этих гигантов тесно связана с другой, тоже великанской, – полупогружными нефтяными буровыми платформами, разработанными в начале 1960-х годов компанией Shell. Их строили на суше и доставляли к месту эксплуатации при помощи мощных морских буксиров. Первая платформа Blue Water Rig No. 1 могла работать на глубинах до 200 м, но запасы «черного золота» истощались, и нефть приходилось искать во все более отдаленных и глубоководных районах.

Современные платформы позволяют добывать углеводороды на глубинах до 3700 м. По мере увеличения этой цифры возникали все более серьезные проблемы с транспортировкой: любой сильный шторм грозил потерей дорогого оборудования. Так, в 1979 году при буксировке была потеряна китайская буровая платформа «Бохай II», а в 2011 году – платформа «Кольская» в Охотском море. Именно для перевозки платформ в 1983 году по заказу голландской компании Wijsmuller Transport был построен невиданный морской тяжеловоз – полупогружное судно Mighty Servant 1 грузоподъемностью 29 тыс. т.

Как они устроены

Перевозка нефтяных платформ – задача непростая. Чтобы доставить огромное сооружение к месту работы, его нужно забрать на верфи, а затем выгрузить в открытом море. Но как это сделать, если самый большой в мире китайский стационарный кран Taisun способен поднять всего 20 тыс. т, а самый мощный японский морской SSCV Thialf – 14,2?

Полупогружное судно действует по другому принципу. Когда готовую платформу выводят на мелководье рядом с верфью, судно-перевозчик встает рядом и начинает заполнять свои балластные цистерны водой – до тех пор, пока ровная верхняя палуба не опустится на 15–30 м. Процесс это небыстрый, длится до 12 часов. Затем буксиры осторожно перемещают платформу, так чтобы она оказалась над палубой. Манипуляции ювелирные, требуют высочайшей квалификации персонала и тоже занимают часы. Потом начинается обратный процесс: воду из цистерн выкачивают, и судно медленно всплывает – с платформой на палубе. Все это время груз сначала надежно фиксируется буксирами, а затем намертво приваривается к палубе, и морской тяжеловоз отправляется к месту назначения. В нужной точке все повторяется в обратном порядке: сварщики убирают крепления, транспортное судно уходит под воду, буксиры отводят платформу в сторону, судно всплывает и возвращается в порт. Из-за своей специфики полупогружные суда строятся из сверхпрочных сталей и имеют очень жесткий корпус.

Монополист

В 1993 году Wijsmuller Transport объединилась с Dock Express Shipping, образовав компанию-супертяжеловес Dockwise Shipping, которая занимает сегодня почти монопольное положение на рынке перевозок подобных грузов. Ей принадлежит большая часть полупогружных судов в мире, включая близнецов-рекордсменов Blue Marlin и Black Marlin грузоподъемностью 76 тыс. т.

Процесс загрузки напоминает водную хореографию. Буксиры осторожно заводят грузы над палубой – манипуляции почти ювелирные, требуют высочайшей квалификации и занимают многие часы. После этого из балластных цистерн выкачивается вода и судно медленно всплывает. Blue Marlin
Black Marlin

Однако в 2013 году пальму первенства у «Марлинов» отобрало другое судно – Dockwise Vanguard, на котором можно перевозить платформы весом до 117 тыс. т. Его плоская палуба без носа размером 70х275 м (на 70% больше, чем у Blue Marlin) позволяет брать грузы длиннее самого судна. Рекордсмен появился не просто так. Дело в том, что гигантские платформы к тому времени строились в Азии, на южнокорейских и китайских верфях, а доставлять их потом приходилось на месторождения в Мексиканском заливе, Северном море и у побережья Бразилии. На «Марлины» эти сооружения полностью не помещались, и верхние части приходилось достраивать на местах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Линейная служба Линейная служба

Ижевские беспилотники Supercam не игрушки для миллениалов, а серьезные машины

ТехИнсайдер
Городские легенды Москвы Городские легенды Москвы

Что Иосиф Сталин приказал построить под Главным зданием МГУ на Воробьевых горах?

Культура.РФ
Полетим Полетим

Уже в 2030-х можно будет добраться за город на летающем такси

ТехИнсайдер
Шедевр разночтений: в чем феномен «Черного квадрата» Шедевр разночтений: в чем феномен «Черного квадрата»

«Черный квадрат» — одна из самых загадочных картин в истории

Правила жизни
Вторые на Луне Вторые на Луне

Как продвигается работа над космической программой Artemis?

ТехИнсайдер
Разгрузочный день Разгрузочный день

Полезные и безопасные варианты меню на разгрузочный день

Лиза
Ушли в минус Ушли в минус

Зачем автопроизводители выпускают холодильники

Автопилот
«Радость науки» «Радость науки»

Важнейшие основы рационального мышления

N+1
Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя» Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя»

Человек-киборг Константин Дебликов — каково это жить с новыми и разными руками

РБК
Что делать, если один наушник AirPods не работает? Что делать, если один наушник AirPods не работает?

AirPods великолепны — за исключением случаев, когда один из них не работает

ТехИнсайдер
Сила слова Сила слова

«Искусственный интеллект нужен человеку» – сообщил нам искусственный интеллект

Популярная механика
«Пора остепениться»: правда ли мы становимся интровертами с возрастом — новые доказательства «Пора остепениться»: правда ли мы становимся интровертами с возрастом — новые доказательства

Многие замечают, что со временем все больше погружаются в себя. Почему так?

Psychologies
Можно ли убить во сне: психиатр — о типичных и редких нарушениях сна Можно ли убить во сне: психиатр — о типичных и редких нарушениях сна

Отрывок из книги «Секс, смерть и галоперидол. Как работает мозг преступника»

Psychologies
Эти машины лучше не покупать. Список самых проблемных моделей с пробегом Эти машины лучше не покупать. Список самых проблемных моделей с пробегом

Какие подержанные автомобили грозят проблемами с ремонтом своим владельцам

РБК
Генеральная уборка без нервов: 7 способов, как отбелить тюль в домашних условиях и без лишних трат Генеральная уборка без нервов: 7 способов, как отбелить тюль в домашних условиях и без лишних трат

7 вариантов чистки штор, которые спасут ваши нервы!

ТехИнсайдер
«Мы шутили, что к нам еще только медведь не пришел»: Анастасия Стежко о съемках сериала «Вампиры средней полосы» «Мы шутили, что к нам еще только медведь не пришел»: Анастасия Стежко о съемках сериала «Вампиры средней полосы»

Анастасия Стежко раскрыла секреты съемок экшн-сцен «Вампиров средней полосы»

VOICE
Почему мы такие бедные? Часть 2. Основы финансовой грамотности Почему мы такие бедные? Часть 2. Основы финансовой грамотности

Как думаете, что нужно, чтобы жить обеспеченно?

Psychologies
Раннее введение аллергенов в прикорм снизило риск развития аллергии Раннее введение аллергенов в прикорм снизило риск развития аллергии

Можно ли профилактировать развитие аллергии у детей?

N+1
Из чего сделаны наши девчонки: 11 фильмов о сильных женщинах Из чего сделаны наши девчонки: 11 фильмов о сильных женщинах

Фильмы о сильных женщинах: от смелости и выносливости до оголтелой мстительности

Правила жизни
Делать ли из «совы» «жаворонка» и еще 7 интересных вопросов и ответов о науке сна Делать ли из «совы» «жаворонка» и еще 7 интересных вопросов и ответов о науке сна

Ее проклинают и слагают о ней стихи, ее изучают лучшие ученые мира

Psychologies
Лидия Метельская Лидия Метельская

Лидия Метельская строит параллельный мир Meowshka из белоснежных котиков

Собака.ru

"Крысиный король" существует на самом деле

ТехИнсайдер
«Титаник»: разные судьбы. Реальные истории спасшихся и погибших пассажиров «Титаник»: разные судьбы. Реальные истории спасшихся и погибших пассажиров

Как сложились судьбы людей, попавших на «Титаник»

Караван историй
7 моментов в ужастиках, где видно халтурные спецэффекты 7 моментов в ужастиках, где видно халтурные спецэффекты

Проматывай эти сцены, чтобы не рассмеяться!

Maxim
Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета

Амелия Эрхарт не боялась новых рекордов, даже если это было слишком рискованно

Forbes
Да, шеф Да, шеф

«Медведь» — кулинарное душевное драмеди со звездой «Бесстыжих»

ЖАРА Magazine
Как правильно хранить зимние вещи Как правильно хранить зимние вещи

Несколько лайфхаков, чтобы обезопасить теплую одежду от моли, плесени и грибка

Maxim
Один в чужом доме: видеопритча о взрослении на стихи Константина Бальмонта — премьера клипа Race to Space на «Снобе» Один в чужом доме: видеопритча о взрослении на стихи Константина Бальмонта — премьера клипа Race to Space на «Снобе»

Клип «Будем как Солнце» московских синти-романтиков Race to Space

СНОБ
Малая панда: 7 интересных фактов Малая панда: 7 интересных фактов

Факты о малых красных пандах: информация об их жизни, среде обитания и питании

ТехИнсайдер
Мы нашли ответ, куда бежит время и как его остановить! Мы нашли ответ, куда бежит время и как его остановить!

Куда бежит время?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении