От книжного колеса до букридера
Иллюстрированная история устройств для чтения
За многие века люди создали немало всевозможных приспособлений для эффективного и приятного общения с книгой. Простые и сложные, функциональные и декоративные — эти конструкции, механизмы и приборы отражают движение научной мысли и развитие книжной культуры.
Приспособления и аксессуары
Для чтения рукописных свитков, которые известны ещё со времён Римской империи, служили подставки с прорезями. Вставленный в прорезь лист прокручивали до нужного фрагмента текста. Чтобы развёрнутый свиток не загибался и лежал на подставке ровно, поверх него клали нить с грузом-противовесом.
Появившиеся вслед за свитками пергаментные, а затем и бумажные книги-кодексы состояли из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов. Их клали на подставку (настольную или напольную) и читали сидя или стоя. В качестве подставки часто использовали пюпитр. В отличие от пюпитров для нот, пюпитры для книг, как правило, имели форму призмы, их можно было наклонять, поворачивать, вращать, чтобы одновременно работать с двумя текстами. Делали их в основном из дерева и дополняли металлическими крепежами. Богато декорированные деревянной резьбой пюпитры становились украшением изысканных интерьеров.
Той же цели служил и служит до сих пор аналой (в переводе с древнегреческого языка буквально означает «подставка для иконы или книги»). На такую напольную подставку кладут церковные книги и иконы во время богослужений. Для удобства их часто делают складными.
Изобретение, пришедшее с мусульманского Востока, — лаух — представляло собой раздвижную напольную деревянную подставку для чтения книг, прежде всего священного Корана. Такие подставки не только делали процесс чтения более удобным, но и обеспечивали сохранность ценных фолиантов, поскольку на подставке их можно было переносить, не касаясь руками.
В давние времена лаухи изготовляли из цельного куска дерева без гвоздей и клея. Сначала в течение года дерево вымачивали в воде, затем восемь—десять лет сушили, регулярно переворачивая. Готовность материала определяли по особому звуку, издаваемому деревом при постукивании пальцами, и лишь затем приступали к изготовлению подставки. Мастер делал в заготовке пропилы и отверстия такой формы, что звенья соединялись намертво. Цельность конструкции лауха символизировала целостность мироздания. Такие подставки для чтения были как одноуровневыми — в виде рамок на шарнирах или крестообразных конструкций, так и многоуровневыми (десяти- и даже двенадцатизвенными). Их изготовляли из твёрдых сортов древесины (чинары, грецкого ореха), богато декорировали резьбой, слоновой костью, перламутром, черепашьим панцирем.
В Средние века подставки для книг были неотъемлемой частью интерьера кабинета учёного или священника — ведь большинство грамотных людей были из их числа. Но постепенно умеющих читать становилось всё больше. Любители книг приспосабливали для удобства чтения подручные предметы: подушки, пуфики, подсвечники, вазы и прочие вещицы, предназначенные для иного употребления.
Стремление усовершенствовать процесс чтения в ХХ веке воплотилось во множестве конструкций книжных подставок, держателей, фиксаторов. Немало подобных изобретений было запатентовано в СССР.
В 1977 году появилось приспособление для фиксации книги в открытом положении для людей с ограниченными функциями движения рук. Установив книгу в крепящуюся к спинке кровати конструкцию, состоящую из опорной рамки и поддерживающей нити, читатель мог перелистывать страницы, отклоняя книгу от нити, а затем возвращая её в рабочее положение.