Как развивается мода в Нигерии
Мировые издания все больше говорят об африканских дизайнерах, локальные марки становятся призерами престижных модных премий, а неделя моды в Лагосе — событием не менее интересным, чем европейские показы. Esquire разбирается, как и почему Нигерия и ее модная индустрия привлекают столько внимания в последнее время
Лагос как центр моды
Лагос — портовый город на юго-западе Нигерии — не является ее столицей, но остается культурным и экономическим центром страны. Население этого города больше, чем у Лондона и Нью-Йорка, вместе взятых, и огромную часть этого населения составляет молодежь. А где есть молодежь, там, конечно, есть мода.
Во время GTB Fashion Weekend, мероприятия, посвященного моде, которое проводит нигерийский банк GTB, издание i-D поговорило с гостями показов — новым поколением модников Лагоса: все как один уверены, что локальную моду ждет большое будущее. «Мода в Лагосе сумасшедшая и уникальная», — говорит 21-летний Олувагбенга Акиниеле. «Сейчас можно наблюдать, как мировые модные редакторы едут на Lagos Fashion Week. Сразу после Милана и Парижа — следующим пунктом назначения будет Лагос», — добавляет Ричмонд Еков Баренс, модель и контрибьютор нескольких модных изданий. Амоо Ридван, который работает моделью на показах GTB Fashion Weekend, тоже считает, что скоро мода Лагоса выйдет на международную арену: «Через десять лет нас точно будут сравнивать с Парижем».
Чтобы развивать модную индустрию, в Лагосе достаточно платформ. Одна из ведущих — Lagos Fashion Week, официальная городская неделя моды, — в последнее время активно развивается и выходит за пределы Нигерии: например, через партнерство с лондонским универмагом Selfridges, где проходило поп-ап-событие, посвященное нигерийским дизайнерам и показывались коллекции, представленные до этого на Lagos Fashion Week. В городе проходит еще одна неделя моды — Arise Fashion Week, собирающая молодых дизайнеров. Это мероприятие куда более яркое, смелое и привлекающее мировых звезд в роли гостей и спикеров дискуссий — например, Наоми Кэмпбелл и дизайнера Pyer Moss Керби Жан-Реймонда.
То, что сейчас происходит с нигерийской модой, похоже на взрыв. В финале французского LVMH Prize — одной из самых престижных премий для молодых дизайнеров — в этом году оказался нигериец Кеннет Изедонмвен, основатель Kenneth Ize. Его фирменным почерком стали вещи лаконичного кроя из ткани особого плетения aso oke: ее ткут вручную (удивительно, что традиционно это делают мужчины, а не женщины) на специальных станках, и в некоторых регионах Нигерии она издревле использовалась для парадных одеяний мужчин высокого статуса. Вещи Kenneth Ize уже носят знаменитости вроде той же Наоми Кэмпбелл (супермодель старается максимально поддерживать африканских дизайнеров) и Имаан Хаммам, хотя марка формально мужская.
Kenneth Ize — пусть и громкое, но отнюдь не единственное имя, которое стоит упомянуть в связи с модной индустрией Нигерии и ее мужским сегментом в частности. Марка Orange Culture вышла в финал LVMH Prize еще в 2014-м, а сейчас продолжает создавать визуально сильные коллекции без привязки к гендеру. Основатель марки Адебайо Оке-Лавал основывает свое видение на современной уличной культуре и регулярно сотрудничает с художниками — как мировыми, так и локальными. Дизайнер уверен, что Лагос сейчас становится еще одной модной столицей мира.
Нкво Онвука для своей именной марки Nkwo использует методы лоскутного шитья, создавая вещи из старых джинсов, остатков тканей и тряпичных обрезков: если европейская мода только начинает активно говорить про апсайклинг, во многих районах Африки это обычный, если не сказать традиционный метод работы с одеждой. Марка Emmy Kasbit специализируется на костюмах строго кроя, которые можно было бы назвать формальными, если бы не интегрированные в них детали из ярких тканей с геометричным рисунком — отчасти это винтажные, иногда сотканные вручную полотна.