Москву нужно сравнивать с Европой, а не с остальной Россией
Можно долго спорить о том, насколько рационально московские власти будут расходовать недавно принятый бюджет. Однако, по мнению директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, именно благодаря росту ассигнований на медицину и образование в последние годы столица России прочно закрепилась в ряду крупнейших европейских городов по качеству жизни ее жителей.
Выборы в Московскую городскую думу, ставшие одним из главных политических событий текущего года, резко повысили внимание к работе самогó этого органа и, как следствие, к обсуждающемуся сейчас бюджету Москвы на 2020–2022 годы. Городской финансовый план — в очередной раз рекордный по размеру доходов и трат — стал объектом резкой критики со стороны тех, кто считает траты на благоустройство города невообразимо высокими с учетом российских реалий (они в 1,5 раза превышают ассигнования на эти нужды во всех остальных российских городах) и расходуемыми неэффективно. Однако даже самые последовательные критики московских властей отметили, что два направления финансирования не вызывают у них вопросов — это образование и медицина. Именно они в проекте бюджета на 2020 год увеличены в максимальной степени — на 25,8 и 30,4% соответственно. Если бюджет будет принят, выделенные в нем средства на развитие здравоохранения и медицины — 701,1 млрд рублей — составят около 20% всех ассигнований, которые в следующем году будут израсходованы на эти цели в стране, а на развитие образования — 415,4 млрд — почти 22% (при этом последняя цифра не включает финансирование федеральных образовательных программ или федеральных учебных заведений на территории Москвы).
Мы еще вернемся к некоторым новаторским инициативам в этих сферах, предлагаемым мэрией, — но прежде хотелось бы бегло оценить сделанное за последние годы, исходя из того, что Москва стала одним из глобальных мегаполисов, уровень и качество жизни в котором следует сравнивать не столько с российскими региональными центрами, сколько с европейскими столицами. И даже если начинать с самых формальных моментов, например с зарплаты, прогресс выглядит очень значительным. С 2010 по 2019 год средняя зарплата московского учителя выросла с 39,2 до 117 тысяч рублей (Є1,65 тысячи), а врача общей практики — с 56,7 до 122 тысяч рублей (Є1,72 тысячи). Конечно, нам по-прежнему далеко до Парижа (Є3,6 и Є11,25 тысячи) или Стокгольма (Є3,4 и Є7,7 тысячи), однако Москва по первому показателю опережает Варшаву (Є1,33 тысячи), Прагу (Є1,15 тысячи) и Будапешт (Є1,62 тысячи), хотя заметно уступает по второму (Є3,92 тысячи, Є3,32 тысячи и Є3,58 тысячи), и тут нам еще надо расти и расти. Справедливости ради нужно сказать, что Россия существенно (в 1,4–2 раза) отстает по подушевому ВВП в рыночных ценах от Польши, Венгрии и Чехии. Результаты не заставили себя ждать: за последние десять лет продолжительность жизни в Москве выросла на 3,7 года — больше, чем в столицах любой из западных стран. При этом нужно делать поправку на то, что экологически Москва существенно уступает крупным европейским городам; качество потребляемых продуктов ниже европейских; а темп жизни, интенсивность и продолжительность труда намного выше (2002 часов в год против 1825 в Берлине и 1604 в Париже).