Приборы, отвечающий за живучесть аварийного корабля

Наука и техникаHi-Tech

В поисках равновесной посадки

АПЛ «Комсомолец». Источник: Википедия

Предыстория разработки

7 апреля 1989 года мир облетело тревожное известие: в Норвежском море вдали от родных берегов терпит бедствие советская атомная подлодка (АПЛ). Как было принято в те времена, первым источником трагической информации стали не советские СМИ, а вездесущие зарубежные информационные агентства. Повышенный интерес к происходящему объяснялся еще и тем, что аварийная ситуация сложилась на уникальной АПЛ «Комсомолец», построенной по проекту 685 (шифр «Плавник») и вошедшей по результатам испытаний в Книгу рекордов Гиннесса с мировым рекордом глубины погружения для боевых подводных лодок (ПЛ) – 1027 м.

Что же произошло на ней 7 апреля 1989 года? В 11 часов, когда АПЛ, находясь на глубине 400 м, возвращалась на базу из очередного боевого похода, в ее седьмом (кормовом) отсеке возник пожар. Лодка немедленно всплыла в надводное положение. Началась продолжившаяся 6 часов борьба за живучесть корабля, в ходе которой, как позднее выяснилось, экипажем был совершен ряд ошибок. Результатом их стала утрата продольной остойчивости АПЛ – возникновение отрицательного дифферента (наклонения на корму), нарастающего вследствие активного поступления в кормовые отсеки воды через выгоревшие сальники забортных кабелей. Приблизительно в 17 часов лодка с дифферентом 80 градусов на корму (то есть почти вертикально) ушла под воду. Жертвами катастрофы стали 42 моряка.

Следует отметить, что катастрофы, проходящие по такому же сценарию, что и на «Комсомольце» (пожар и последующая гибель корабля вследствие потери продольной остойчивости), уже имели место в советском ВМФ и ранее: в апреле 1970 года так погибла многоцелевая АПЛ К-8, а еще через 16 лет, в октябре 1986 года, АПЛ стратегического назначения К-219.

Упомянутые катастрофы, унесшие жизни в совокупности почти 100 подводников, и еще ряд имевших место аналогичных, но, к счастью, не столь катастрофических случаев, заставили руководство ВМФ и кораблестроителей начать анализ и поиск причин утраты остойчивости ПЛ в ходе борьбы за их живучесть после возникновения на лодке той или иной аварийной ситуации.

Несмотря на острые дискуссии между членами правительственной комиссии по установлению причин и виновников гибели упомянутых АПЛ, комиссия солидарно признала актуальность проблемы, возникающей на подводных лодках в связи с отсутствием на них средств инструментального контроля параметров посадки ПЛ, знание которых является обязательной предпосылкой для правильной организации борьбы за живучесть аварийного корабля.

Анализ происшествий показал, что одной из причин допускаемых экипажами ошибок (порой роковых) является отсутствие у моряков истинного представления о пространственном положении своего аварийного корабля, находящегося на поверхности штормового моря. В настоящее время подводники не получают от существующих корабельных приборов объективной информации о значениях параметров, непосредственно влияющих на остойчивость корабля. Поэтому в 1992 году решением правительственной комиссии на предприятие судостроительной промышленности, в котором трудился автор настоящей статьи, была возложена разработка комплекса аппаратных средств, предназначенных для объективного контроля параметров посадки находящейся в штормовом море аварийной ПЛ. Разработку следовало выполнить с расчетом на широкое использование ее результатов на проектируемых в этот период АПЛ следующего, IV, поколения. При этом было подчеркнуто, что разрабатываемые бортовые приборы, острая необходимость в которых возникает именно в условиях тяжелых аварий, должны отличаться повышенной надежностью и простотой обслуживания.

Остойчивость зависит от посадки, а посадка – от осадки и углов

Море далеко не всегда доброжелательно к людям, его нрав крут и неровен: блестящее зеркало вод может неожиданно смениться жестоким штормом. И тогда волны беспорядочно вздымают и опускают корабль, одновременно раскачивая его с борта на борт и с носа на корму. Естественно, при этом происходят циклические изменения осадки корабля (степени его погружения в воду) и углов его наклона относительно центра тяжести в поперечной (крен) и продольной (дифферент) плоскостях.

С подводными лодками, находящимися на достаточной глубине, подобного не происходит, но стоит им оказаться на поверхности моря, и шторм не делает для них исключения. Чтобы кораблю не потерять равновесие и не стать жертвой стихии, ему необходимо обладать в должной степени таким важнейшим качеством, как остойчивость – способность возвращаться в равновесное состояние после прекращения воздействия внешних сил, коими являются волны и (для ПЛ в незначительной степени) ветер. Крену противостоит поперечная остойчивость, а дифференту – продольная. Равновесным состоянием корабля, называемым «равновесная посадка», считается такое, при котором он погружен в воду по конструктивную (то есть расчетную) ватерлинию, а углы крена и дифферента равны нулю. В таком положении корабль должен находиться на поверхности спокойного моря, будучи в исправном состоянии, при штатной загрузке.

АПЛ «Комомолец» в представлении американского художника. Источник: Википедия

Очевидно, что экипажу любого раскачиваемого волнами корабля необходимо четко представлять его положение в пространстве, из которого его выводит качка и к которому (равновесному) он должен возвращаться в силу собственной остойчивости.

Особенно эта информация важна, когда при возникновении аварийной ситуации значения параметров посадки (осадка и углы наклона) не соответствуют штатным. Определить эти параметры органолептическим путем практически не представляется возможным, поскольку в штормовом море их текущие значения непрестанно и хаотически изменяются. Случалось, что в подобных условиях ситуация воспринималась борющимися за живучесть аварийной ПЛ моряками с точностью до наоборот. Нарушение остойчивости корабля, как и недостаточность или ошибочность мер по ее восстановлению, принимаемых экипажем в аварийной ситуации, приводит к возникновению опасных значений крена и дифферента. Для подводных лодок в силу их конструкции особую опасность представляет снижение продольной остойчивости, выражающееся в лавинообразном нарастании дифферента – положительного (в воду углубляется носовая оконечность корпуса) или отрицательного (опускается корма).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
Будущее в кубе Будущее в кубе

В каких зданиях будет жить и работать человечество в ближайшие сто лет

Вокруг света
Летящие над водой Летящие над водой

Одна из самых интересных технологий, переживающая настоящий ренессанс – фойлы

ТехИнсайдер
Норвегия первой одобрила бурение морского дна для добычи полезных ископаемых. Морские экосистемы могут пострадать Норвегия первой одобрила бурение морского дна для добычи полезных ископаемых. Морские экосистемы могут пострадать

Норвегия — первая страна, разрешившая глубоководную добычу полезных ископаемых

ТехИнсайдер
Турне за океан Турне за океан

Что же это за яхта, которую британская верфь не стала показывать в Каннах?

Y Magazine
А мы идем на Север! А мы идем на Север!

Почему растет спрос на северные экспедиции и зачем вообще туда едут люди

Y Magazine
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
Я — сноб: актриса Елена Подкаминская Я — сноб: актриса Елена Подкаминская

Актриса Елена Подкаминская — о новых проектах и «блеске чешуей» в профессии

СНОБ
Столичный шик Столичный шик

Эффектный творческий интерьер с элементами ар-деко

SALON-Interior
Понемногу о многом Понемногу о многом

Первые железнодорожные линии от Дикого Запада до сонного Востока

Знание – сила
10 малоизвестных и забытых фактов о советских самолетах 10 малоизвестных и забытых фактов о советских самолетах

Мы собрали некоторые интересные факты о советских самолетах и «Аэрофлоте»

Maxim
«Двести третий день зимы»: история страны, где вечно идет снег и замораживают протест «Двести третий день зимы»: история страны, где вечно идет снег и замораживают протест

Глава из романа Ольги Птицевой «Двести третий день зимы»

Forbes
Ушла за мамонтом: как антропологи доказывают, что женщины прошлого тоже охотились Ушла за мамонтом: как антропологи доказывают, что женщины прошлого тоже охотились

Как ученые опровергают гендерные стереотипы о каменном веке и современности

Forbes
Как зарабатывают миллионы: почему усердный труд не помогает разбогатеть Как зарабатывают миллионы: почему усердный труд не помогает разбогатеть

Что на самом деле нужно делать, чтобы разбогатеть?

Forbes
5 стрижек, которые нужно избегать после 50 лет: они привлекают внимание к редеющим волосам и залысинам 5 стрижек, которые нужно избегать после 50 лет: они привлекают внимание к редеющим волосам и залысинам

Эксперты составили список стрижек, которые не подходят зрелым дамам

VOICE
«Мир до нас: Новый взгляд на происхождение человека» «Мир до нас: Новый взгляд на происхождение человека»

Как ученые отыскали кость гибрида денисовца и неандерталки

N+1
Слон Жюля Верна Слон Жюля Верна

Креативное продолжение фантазий Жюля Верна в путешествии по его родному городу

Вокруг света
10 фильмов, которые должен посмотреть каждый, кто увлекается психологией 10 фильмов, которые должен посмотреть каждый, кто увлекается психологией

10 кинокартин, которые важны для любителей психологии

Psychologies
Статус обязывает Статус обязывает

Бюро Officina Italiana ответственно за дизайн всех яхт Riva c 1994 года

Y Magazine
Что такое европейский педикюр, который часто путают с русским педикюром: плюсы и минусы, различия между техниками Что такое европейский педикюр, который часто путают с русским педикюром: плюсы и минусы, различия между техниками

Чем отличается европейский педикюр от сухого русского и какая методика лучше?

VOICE
4 телесные практики, которые помогут снизить тревогу, гнев и страх 4 телесные практики, которые помогут снизить тревогу, гнев и страх

Как телесно-ориентированные практики помогает справиться с тревожностью

Psychologies
Команда AUDI всё-таки победила на «Дакаре». Почему это важно? Команда AUDI всё-таки победила на «Дакаре». Почему это важно?

По мнению AUDI, будущее внедорожников – за электричеством

4x4 Club
Пневмония без температуры Пневмония без температуры

6 симптомов, по которым можно узнать пневмонию

Лиза
Платежные аксессуары: что это и безопасны ли они? Платежные аксессуары: что это и безопасны ли они?

Платежные стикеры, кольца и другие аксессуары для бесконтактной оплаты

Наука и техника
Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать» Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать»

Каждый дубль я честно подтягивался, старался, выкладывался по максимуму

Коллекция. Караван историй
Дом культуры Дом культуры

Петербургские девелоперы заговорили с нами на языке искусства

Собака.ru
Лаборатория ярких ощущений Лаборатория ярких ощущений

У человека есть пять основных чувств, и их утрата – нелегкое испытание

Зеркало Мира
Химики увидели в метеоритном веществе аминокислоты и другие строительные блоки жизни Химики увидели в метеоритном веществе аминокислоты и другие строительные блоки жизни

Ученые проанализировали состав метеорита Винчкомб и нашли в нем соединения азота

ТехИнсайдер
12 способов повысить кровяное давление 12 способов повысить кровяное давление

Есть ли способ быстро поднять давление дома?

ТехИнсайдер
А у вас так же? Узнайте признаки низкой самооценки у интеллигентных людей! А у вас так же? Узнайте признаки низкой самооценки у интеллигентных людей!

Даже самые умные и мудрые люди страдают от низкой самооценки

ТехИнсайдер
Открыть в приложении