Приборы, отвечающий за живучесть аварийного корабля

Наука и техникаHi-Tech

В поисках равновесной посадки

АПЛ «Комсомолец». Источник: Википедия

Предыстория разработки

7 апреля 1989 года мир облетело тревожное известие: в Норвежском море вдали от родных берегов терпит бедствие советская атомная подлодка (АПЛ). Как было принято в те времена, первым источником трагической информации стали не советские СМИ, а вездесущие зарубежные информационные агентства. Повышенный интерес к происходящему объяснялся еще и тем, что аварийная ситуация сложилась на уникальной АПЛ «Комсомолец», построенной по проекту 685 (шифр «Плавник») и вошедшей по результатам испытаний в Книгу рекордов Гиннесса с мировым рекордом глубины погружения для боевых подводных лодок (ПЛ) – 1027 м.

Что же произошло на ней 7 апреля 1989 года? В 11 часов, когда АПЛ, находясь на глубине 400 м, возвращалась на базу из очередного боевого похода, в ее седьмом (кормовом) отсеке возник пожар. Лодка немедленно всплыла в надводное положение. Началась продолжившаяся 6 часов борьба за живучесть корабля, в ходе которой, как позднее выяснилось, экипажем был совершен ряд ошибок. Результатом их стала утрата продольной остойчивости АПЛ – возникновение отрицательного дифферента (наклонения на корму), нарастающего вследствие активного поступления в кормовые отсеки воды через выгоревшие сальники забортных кабелей. Приблизительно в 17 часов лодка с дифферентом 80 градусов на корму (то есть почти вертикально) ушла под воду. Жертвами катастрофы стали 42 моряка.

Следует отметить, что катастрофы, проходящие по такому же сценарию, что и на «Комсомольце» (пожар и последующая гибель корабля вследствие потери продольной остойчивости), уже имели место в советском ВМФ и ранее: в апреле 1970 года так погибла многоцелевая АПЛ К-8, а еще через 16 лет, в октябре 1986 года, АПЛ стратегического назначения К-219.

Упомянутые катастрофы, унесшие жизни в совокупности почти 100 подводников, и еще ряд имевших место аналогичных, но, к счастью, не столь катастрофических случаев, заставили руководство ВМФ и кораблестроителей начать анализ и поиск причин утраты остойчивости ПЛ в ходе борьбы за их живучесть после возникновения на лодке той или иной аварийной ситуации.

Несмотря на острые дискуссии между членами правительственной комиссии по установлению причин и виновников гибели упомянутых АПЛ, комиссия солидарно признала актуальность проблемы, возникающей на подводных лодках в связи с отсутствием на них средств инструментального контроля параметров посадки ПЛ, знание которых является обязательной предпосылкой для правильной организации борьбы за живучесть аварийного корабля.

Анализ происшествий показал, что одной из причин допускаемых экипажами ошибок (порой роковых) является отсутствие у моряков истинного представления о пространственном положении своего аварийного корабля, находящегося на поверхности штормового моря. В настоящее время подводники не получают от существующих корабельных приборов объективной информации о значениях параметров, непосредственно влияющих на остойчивость корабля. Поэтому в 1992 году решением правительственной комиссии на предприятие судостроительной промышленности, в котором трудился автор настоящей статьи, была возложена разработка комплекса аппаратных средств, предназначенных для объективного контроля параметров посадки находящейся в штормовом море аварийной ПЛ. Разработку следовало выполнить с расчетом на широкое использование ее результатов на проектируемых в этот период АПЛ следующего, IV, поколения. При этом было подчеркнуто, что разрабатываемые бортовые приборы, острая необходимость в которых возникает именно в условиях тяжелых аварий, должны отличаться повышенной надежностью и простотой обслуживания.

Остойчивость зависит от посадки, а посадка – от осадки и углов

Море далеко не всегда доброжелательно к людям, его нрав крут и неровен: блестящее зеркало вод может неожиданно смениться жестоким штормом. И тогда волны беспорядочно вздымают и опускают корабль, одновременно раскачивая его с борта на борт и с носа на корму. Естественно, при этом происходят циклические изменения осадки корабля (степени его погружения в воду) и углов его наклона относительно центра тяжести в поперечной (крен) и продольной (дифферент) плоскостях.

С подводными лодками, находящимися на достаточной глубине, подобного не происходит, но стоит им оказаться на поверхности моря, и шторм не делает для них исключения. Чтобы кораблю не потерять равновесие и не стать жертвой стихии, ему необходимо обладать в должной степени таким важнейшим качеством, как остойчивость – способность возвращаться в равновесное состояние после прекращения воздействия внешних сил, коими являются волны и (для ПЛ в незначительной степени) ветер. Крену противостоит поперечная остойчивость, а дифференту – продольная. Равновесным состоянием корабля, называемым «равновесная посадка», считается такое, при котором он погружен в воду по конструктивную (то есть расчетную) ватерлинию, а углы крена и дифферента равны нулю. В таком положении корабль должен находиться на поверхности спокойного моря, будучи в исправном состоянии, при штатной загрузке.

АПЛ «Комомолец» в представлении американского художника. Источник: Википедия

Очевидно, что экипажу любого раскачиваемого волнами корабля необходимо четко представлять его положение в пространстве, из которого его выводит качка и к которому (равновесному) он должен возвращаться в силу собственной остойчивости.

Особенно эта информация важна, когда при возникновении аварийной ситуации значения параметров посадки (осадка и углы наклона) не соответствуют штатным. Определить эти параметры органолептическим путем практически не представляется возможным, поскольку в штормовом море их текущие значения непрестанно и хаотически изменяются. Случалось, что в подобных условиях ситуация воспринималась борющимися за живучесть аварийной ПЛ моряками с точностью до наоборот. Нарушение остойчивости корабля, как и недостаточность или ошибочность мер по ее восстановлению, принимаемых экипажем в аварийной ситуации, приводит к возникновению опасных значений крена и дифферента. Для подводных лодок в силу их конструкции особую опасность представляет снижение продольной остойчивости, выражающееся в лавинообразном нарастании дифферента – положительного (в воду углубляется носовая оконечность корпуса) или отрицательного (опускается корма).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как металл превращается в крыло Как металл превращается в крыло

Как алюминиевые сплавы стали основным материалом в авиастроении

Наука и техника
Как перестать волноваться о чем бы то ни было: 9 способов Как перестать волноваться о чем бы то ни было: 9 способов

Научно доказанные способы, которые помогут перестать беспокоиться

Psychologies
Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания

Королева Элизабет и её свита

Наука и техника
Интересный факт! Вот почему вы не найдете в магазинах индюшиные яйца Интересный факт! Вот почему вы не найдете в магазинах индюшиные яйца

Почему в магазинах нет индюшиных яиц и почему их продажа нецелесообразна

ТехИнсайдер
Нейронные герои Нейронные герои

Валерий Шарипов рассказал «Популярной механике» о своих синтетических героях

Популярная механика
Антиутопия про квартирный вопрос: как фильм «Кухня» показывает Лондон будущего Антиутопия про квартирный вопрос: как фильм «Кухня» показывает Лондон будущего

«Кухня» — фантастическая антиутопия о Лондоне будущего

Forbes
В зиму на выходные В зиму на выходные

Зимой мне очень хочется зимы — настоящей, морозной и снежной

Наука и жизнь
5 армянских модных марок, за которыми стоит следить 5 армянских модных марок, за которыми стоит следить

Рассказываем о пяти уникальных дизайнерах маленькой горной страны

Правила жизни
Рыжие волосы как у Ханде Эрчел: как добиться такого же роскошного медного оттенка, ставшего более модным, чем блонд Рыжие волосы как у Ханде Эрчел: как добиться такого же роскошного медного оттенка, ставшего более модным, чем блонд

Рыжие волосы теперь в тренде, и ты тоже сможешь примерить такой бьюти-образ

VOICE
Живые игрушки. Часть вторая Живые игрушки. Часть вторая

Что делать родителям, если ребенок угрожает самоубийством

СНОБ
Обаяние антуража Обаяние антуража

Суперъяхта Amels 60 Entourage, второе судно линейки Amels 60 Limited Editions

Y Magazine
Оказалось, что мегалодоны были еще длиннее, чем предполагали ученые Оказалось, что мегалодоны были еще длиннее, чем предполагали ученые

Ученые думают, что мегалодон был длиннее и стройнее, чем мы думали

ТехИнсайдер
Великий кофейный путь. Как зерно доставляют в Россию Великий кофейный путь. Как зерно доставляют в Россию

Как и откуда кофе в зернах привозят в Россию

СНОБ
Сравнительный анализ характеристик комитета по устойчивому развитию и качества ESG-отчетности в Нигерии и Южной Африке Сравнительный анализ характеристик комитета по устойчивому развитию и качества ESG-отчетности в Нигерии и Южной Африке

Как оценивают качество устойчивого развития в Нигерии и Южной Африке?

Позитивные изменения
Древний Аркаим. Магнит для ученых, эзотериков и туристов Древний Аркаим. Магнит для ученых, эзотериков и туристов

Среди загадочных мест России особое значение имеет древний город Аркаим

Зеркало Мира
Стоит узнать! Исследование: как посты в соцсетях могут портить вашу жизнь Стоит узнать! Исследование: как посты в соцсетях могут портить вашу жизнь

Как мы воспринимаем личность человека на основе публикаций в интернете?

ТехИнсайдер
Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!» Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!»

Сценический образ Надежды Бабкиной узнаваем в любом уголке нашей страны

Лиза
Вымершие калифорнийские гризли оказались в основном растительноядными Вымершие калифорнийские гризли оказались в основном растительноядными

Ошибочные представления об калифорнийских гризли привели к их вымиранию

N+1
Внедорожники становятся всё шире, не помещаясь на городских дорогах Внедорожники становятся всё шире, не помещаясь на городских дорогах

Почему внедорожники и пикапы становятся такими же широкими, как автобусы

4x4 Club
Бивень рассказал о миграциях жившего 14 тысяч лет назад мамонта Бивень рассказал о миграциях жившего 14 тысяч лет назад мамонта

Останки мамонта рассказали о его жизни

N+1
Кто такие пиндосы? Сейчас так называют американцев, но так было не всегда! Кто такие пиндосы? Сейчас так называют американцев, но так было не всегда!

Откуда произошло слово "пиндос" и что оно означает?

ТехИнсайдер
Тренд на естественную красоту: как меняется индустрия пластической хирургии Тренд на естественную красоту: как меняется индустрия пластической хирургии

Какие новейшие процедуры помогут поддержать красоту

Forbes
Как работает удивительная коробка передач eCVT в гибридных машинах Как работает удивительная коробка передач eCVT в гибридных машинах

Постигаем магию необычной трансмиссии eCVT в гибридных машинах

ТехИнсайдер
Быстрый обмен веществ: как ускорить метаболизм и похудеть, ничего не делая: эти способы работают в любом возрасте Быстрый обмен веществ: как ускорить метаболизм и похудеть, ничего не делая: эти способы работают в любом возрасте

Правильное питание и ускорение обмена веществ идут рука об руку

VOICE
10 лучших фильмов Дэвида Линча 10 лучших фильмов Дэвида Линча

Линч: от скандальной экранизации до одного из лучших фильмов в истории кино

Правила жизни
9 шагов, которые помогут справиться с одиночеством после разрыва отношений 9 шагов, которые помогут справиться с одиночеством после разрыва отношений

Какие действия помогают обрести психологическую стабильность после расставания

Psychologies
Игра в классику: 10 культовых фильмов, чтобы скоротать вечер в приятной компании Игра в классику: 10 культовых фильмов, чтобы скоротать вечер в приятной компании

Предлагаем предаться ностальгии и пересмотреть надежную классику

Правила жизни
Так говорит Ким Кардашьян: почему хриплые женские голоса стали популярными Так говорит Ким Кардашьян: почему хриплые женские голоса стали популярными

Почему vocal fry (или штробас) стал трендовым

Psychologies
Первая жена Владимира Высоцкого: «Таким его знала только я!» Первая жена Владимира Высоцкого: «Таким его знала только я!»

Он со мной! Всегда рядом. Потому что это моя радость, моя беда

Караван историй
Падение дома Эрихов: трагическая судьба знаменитой династии рестлеров Падение дома Эрихов: трагическая судьба знаменитой династии рестлеров

Вспоминаем фон Эрихов и пытаемся найти рациональное объяснение мрачной легенде

Правила жизни
Открыть в приложении