Два против четырех
1 ноября 2023 года поднялся в воздух первый образец модернизированного лайнера Ил-96-400М. В связи с этим на разных площадках вновь обострились дебаты о перспективах этой машины, о ее нужности и востребованности. Ключевой аргумент, который выдвигают противники лайнера, – установка на Ил-96 четырех двигателей.
Последние годы в СМИ часто встречается тезис о неэффективности и большом расходе топлива у четырехдвигательных лайнеров. Причем речь идет не только об Ил-96, но и о мировой авиации в целом. Утверждается, что переход на два двигателя – новый тренд, имеющий в своей основе стремление снизить расход топлива. В качестве примера приводится обычно завершение карьеры таких лайнеров, как Boeing 747, Airbus A340 и A380. Мы же в этом материале посмотрим, действительно ли наличие четырех ТРДД на самолете увеличивает количество потребляемого топлива.
Экономика
Начнем с того, на что точно влияет количество двигателей, – на периодичность и трудоемкость (а значит, стоимость) обслуживания. Большее количество двигателей означает статистически большую вероятность поломки одного из них. Кроме того, количество двигателей влияет на трудоемкость обслуживания лайнера. В результате – самолет чаще и дольше простаивает на земле и приносит перевозчику меньше прибыли, тогда как затраты на его обслуживание увеличиваются. Все это ухудшает экономику четырехдвигательных самолетов. Именно экономику, а не экономичность.
В общей сумме затрат при эксплуатации лайнера данный эффект не играет ключевой роли, это только один из факторов, на которые смотрит авиакомпания при выборе самолета.
Безопасность
Другой неизбежный тезис во время разговора о количестве двигателей – больший уровень безопасности четырехдвигательных лайнеров. Это правда: вероятность отказа, например, сразу двух двигателей из четырех существенно меньше вероятности отказа одного двигателя из двух.
Вместе с этим стоит напомнить про общий уровень надежности и отказоустойчивости современных самолетов и их систем. Времена, когда отказ двигателя в полете был рядовым и достаточно частым явлением, остались далеко в прошлом. Достигнутый уровень надежности позволяет безопасно совершать полеты двухдвигательных лайнеров по протяженным маршрутам, пролегающим над океанами и обширными незаселенными территориями.
Так, например, Airbus A350 сертифицирован по стандарту ETOPS 370, то есть в случае отказа одного из двигателей самолет может продолжать полет в течение 370 минут, то есть более шести часов. Boeing 777 и 787 сертифицированы по ETOPS 330, они могут продолжать полет на одном двигателе в течение 5,5 часа. Таких показателей удается достигать в первую очередь за счет повышения надежности авиационных двигателей как результат развития двигателестроения.
Еще раз повторим: статистически четырехдвигательные самолеты действительно являются более безопасными. Но это лишь голые цифры, на которые едва ли смотрят коммерческие авиакомпании. Надежность современных авиадвигателей достигла высочайшего уровня и не является лимитирующим фактором при выборе типа самолета.