Мириам, сестра пророка Моисея
О великом пророке, вожде и законодателе Израиля Моисее и его сподвижнике, первом первосвященнике Аароне, повествуется во многих книгах Библии, тогда как их старшая сестра Мириам, подобно большинству женщин ветхозаветной истории, обозначена лишь скупыми штрихами. Но даже в немногих коротких рассказах проступает удивительная, неординарная личность той, чью судьбу невозможно отделить от деяний и подвигов братьев, сплотивших семитское племя бесправных людей, бежавших из египетского рабства, в единый народ. Не случайно пророк Михей, вкладывая в уста Бога обращение к народу Израиля, называет Мириам в числе «трех вождей Исхода»: «Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мириам» (Мих. 6:4).
Мириам родилась в Египте, в семье потомков Левия, родоначальника одного из колен Израилевых, который, спасаясь от голода, переселился вслед за своим отцом Иаковом в страну фараонов. Девочка была первым ребенком из троих детей Амрама и Иохаведы. Ее младшие братья Аарон и Моисей появились на свет значительно позже, когда Мириам уже повзрослела: «Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левиина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариам, сестру их» (Чис. 26:59). В некоторых древних рукописях утверждается, что Иохаведа приходилась мужу двоюродной сестрой. По греческим и латинским спискам Септуагинты, она – сестра отца Амрама, то есть тетка собственного мужа. О том же говорится и в Масоретском тексте еврейского Ветхого Завета. Достоверно известно лишь то, что родители вождей Исхода были связаны не только брачными узами, но и родственными – оба происходили из левитов.
О Мириам в Книге Исход сообщается, что Аарон, старший брат Моисея, имел сестру с таким именем, и это была единственная сестра. Детство ее пришлось на трудные для евреев годы, худшие с тех пор, как после падения Иудейского царства Иаков со всеми своими сыновьями прибыл в Египет. Потомки их, придя в чужую страну вольными людьми, со временем попали в египетское рабство, в котором, согласно Библии, пребывали четыреста и тридцать лет.
Жили евреи обособленно, с египтянами, отличавшимися от них образом жизни и религией, не смешивались, а нередко и враждовали. Чуждое им еврейское племя презирали и нетерпимые к другим народам египтяне. «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой», – говорится в Книге Исход (Исх. 1:13–14).
Из библейского повествования видно, что, кроме каторжного труда, указами фараонов на евреев накладывалось множество разных ограничений, делавших их жизнь еще невыносимее. По последнему из них, изданному Сети I (1345—1291 до н. э.), обеспокоенному тем, что еврейские семьи имеют по многу детей, число евреев в Египте быстро растет и усиливается, а, значит, может стать опасным, надлежало убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Пуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его; а если дочь, то пусть живет» (Исх. 1: 15–16).
Повивальной бабкой была и Иохаведа. Согласно еврейским преданиям, Мириам с ранних лет начала помогать матери. В Агаде (часть устной Торы) говорится, что Иохаведа и ее дочь Мириам были теми двумя еврейскими повитухами, которые не побоялись ослушаться фараона и вместо того, чтобы убивать младенцев, прятали их. И хотя в каноническом Ветхом Завете названы другие имена – Шифра и Пуа, устная традиция неизменно связывает подвиг повитух с Иохаведой и Мириам. Однажды Мириам даже бесстрашно обвинила пришедших с проверкой фараоновых надзирателей в жестокости, пригрозив наказанием Всевышнего, и лишь мольбы матери спасли ее от смерти.
Мириам была первой из семи ветхозаветных пророчиц Израиля. В Ветхом Завете упоминается, что пророческий дар у нее проявился еще в детстве: она сообщила отцу и матери, что в ближайшее время у них должен родиться сын, который освободит еврейский народ из рабства и выведет его из Египта. Согласно Агаде, после указа фараона об истреблении мальчиков ее родители расстались, чтобы не обрекать на гибель детей, которые могли у них появиться, но после слов дочери Амрам и Иохаведа снова стали жить вместе. А вскоре сбылось и предсказание о сыне: когда Мириам было предположительно лет четырнадцать, родился ее младший брат Моисей.
По еврейскому календарю это произошло 7 адара 2368 года (1392 год до н. э.) в Аварисе, городе на востоке дельты Нила, бывшем тогда столицей Египта (двумя десятилетиями позже Рамзес II перенесет царскую резиденцию в новый город, построенный к северу от Авариса).
Какое-то время новорожденного удавалось укрывать от посторонних глаз, но даже в большом многолюдном городе долго это продолжаться не могло – рано или поздно нашелся бы тот, кто выдал его людям фараона. По преданию, спасительный план придумала именно Мириам. Благодаря дару предвидения она узнала, когда египетская принцесса пойдет к реке купаться, и к этому дню Иохаведа сплела корзинку из камышей, обмазала снаружи гончарной глиной и, положив в нее ребенка, оставила корзинку в зарослях тростника, под присмотром Мириам.