«Природа советской власти: Экологическая история Арктики»
Как строились ГЭС на Кольском полуострове
В начале ХX веке на Кольском полуострове не было крупных городов и промышленных предприятий, а население не превышало 10 тысяч человек. Однако менее чем через 100 лет он стал одним из самых населенных, промышленно развитых и загрязненных районов Арктики. В книге «Природа советской власти: Экологическая история Арктик (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Еленой Кочетковой, историк Энди Бруно рассказывает, как трансформация этой территории повлияла на советский опыт регионального развития. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным строительству ГЭС на Ниве и Туломе, а также их воздействию на ландшафт и местные экосистемы.
***
Середина XX века во многих отношениях была эпохой «белого угля» — этот термин часто применялся в отношении производства электричества при помощи гидроэлектростанций. В это время гидроэнергетика стала неотъемлемой частью развития Альпийских гор, превратив их, по словам1 историка Марка Лэндри, в «батарею Европы», а также преобразовала реку Колумбия в Северной Америке, сделав из нее, по выражению историка Ричарда Уайта, «органическую машину». Установка гидроэлектрического оборудования также способствовала переустройству реки Нил в процессе строительства Асуанской плотины в Египте, а также реки Янцзы в Китае при возведении электростанции «Три ущелья» и во многих других случаях. После революции в России большевистские лидеры обещали увеличить электрические мощности страны. Запустив в 1920 году план ГОЭЛРО, советские власти начали интенсивное строительство электростанций в Ленинградской области и на реках Днепр и Волга. Эти инициативы были еще больше расширены в сталинский период, когда в 1928 году ГЭС стали производить 4 процента всей электроэнергии в стране. В 1937 году этот показатель вырос до 8 процентов, а в 1950 году он составил 15,2 процента.
1Landry M. Europe’s Battery: The Making of the Alpine Energy Landscape, 1870–1955. PhD diss., Georgetown University, 2013.
2White R. The Organic Machine. New York: Hill and Wang, 1995.
Из-за нехватки других источников энергии Кольский полуостров стал особенно важным для советского гидроэнергетического проекта. До запуска плана ГОЭЛРО и даже до начала Гражданской войны Высший совет народного хозяйства выделил средства для исследования возможностей гидроэнергетического строительства на реке Ниве. План ГОЭЛРО включал в себя изучение рек Мурманского края, включая Тулому, Ковду, Териберку и Ниву. Первоначальные советские исследования обнаружили большой потенциал у «мощных потоков рек и водопадов» («белого угля») этого региона. Согласно одной оценке 1923 года, реки Нива и Тулома вместе с менее мощными реками могли дать минимум3 600 000–700 000 лошадиных сил (примерно 447 420–521 990 киловатт) мощности для производства электричества.
3Пашенцев Д. С. Водные силы Мурманского края и возможность использования их в целях развития экономической жизни // Производительные силы района Мурманской железной дороги. С. 207–213.
Первый проект на реке Ниве реализовывался вместе с разработкой апатитов в Хибинских горах. Нива представляет собой короткую водную артерию длиной 34 километра в южной части Кольского полуострова, которая берет начало в виде 127-метрового спуска у озера Имандра и, пересекая небольшие озера, впадает в Кандалакшский залив Белого моря. В ходе инженерной трансформации Нива превратилась из узкой реки с быстрым течением и крутыми берегами в водоем с медленным течением, окруженный болотами. Руководители и рабочие «Апатита» летом 1930 года для выполнения срочных планов установили турбогенераторы низкой мощности, в то время как недавно основанная компания «Нивострой» разрабатывала планы строительства каскадов ГЭС на этой реке.
Первые работы начались в средней части со строительства ГЭС «Нива-2» в Плесозеро. Этот проект стал реализуемым благодаря энергии, произведенной физически телами жертв государственных репрессий. Советские чиновники отправили