Найти точки соприкосновения, усомниться, сделать часть работы заранее: как писать холодные письма, чтобы их читали
Отрывок из книги «Пиши, сокращай 2025» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой — обновлённого и расширенного переиздания, выпущенного издательством «Альпина Паблишер».
Если вам сейчас напишет любимый человек, вы отложите книгу и прочитаете сообщение. Не потому, что в нем интересный заголовок или классный текст, а из-за отношений. Близкий человек важнее, чем книга. То же касается руководителя, коллеги, родителей и друзей. С ними у вас есть отношения.
Теперь представьте, что вам звонят с незнакомого номера. На телефоне установлена программа, которая определяет, откуда звонят. Под незнакомым номером написано «Реклама услуг банка». Скорее всего, вы даже не возьмете трубку, потому что читать книгу о тексте важнее, чем слушать рекламу кредита. С родными, близкими, коллегами и руководителями у вас отношения есть, а с этим банком — нет.
Эти две ситуации показывают, как отношения влияют на результативность текста. Когда они есть, его прочитают внимательно. Когда нет — текст могут даже не открыть.
Холодное письмо — то, которое пишут незнакомому человеку. С ним нет отношений, он нам ничего не должен, мы для него на том же уровне важности, что и реклама кредита. И вот именно ему нужно предложить что-то у нас купить, посетить наше мероприятие или рассмотреть наше резюме. Как это сделать?
Короткий ответ — нужно сделать так, чтобы холодное письмо стало теплым. Это значит, что у нас должны появиться отношения с человеком еще до того, как мы перейдем к сути дела. Для этого нужно написать письмо персонально, указать на историю отношений, предусмотреть возможность собственной ошибки, предложить что-то полезное, не вываливать все детали и пригласить сделать простой следующий шаг.
Главные ошибки — массовая рассылка, длинный монолог и нереалистичные ожидания от получателя.
Разберем эти моменты.
Персональное обращение
Вы открываете письмо от незнакомого человека, а там примерно такое:
Здравствуйте, Иван!
Предлагаем Вашей компании рассмотреть возможность сотрудничества на взаимовыгодных условиях. Мы гарантируем высокое качество и низкие цены для решения Ваших задач!
Очевидно, что здесь из персонального только имя. Остальное — типовой текст, который подходит для любого получателя. Очевидно, что автор не приложил усилий, чтобы составить это письмо. Если он не постарался, то зачем это делать нам?
Это не значит, что массовые рассылки совсем не сработают. Если нам предлагают что-то очень нужное именно сейчас, мы можем рассмотреть и такое сообщение. На это обычно и расчет: отправим 30 000 писем, из них предложение будет актуально для 30 человек, и выручка от них покроет все расходы. Ну и что, если эффективность рассылки 0,1%?
Если мы хотим повысить эффективность, стоит добавить в письмо индивидуальные элементы. Это как минимум покажет, что отправитель старался. Старание — не гарантия ответа, но удалить подобное письмо одним махом уже как-то не поднимется рука:
Здравствуйте, Иван!
Меня зовут Олег Петров, я из компании «Наша компания», пишу по поводу поставок того-то для компании «Ваша компания».
Здесь еще есть проблемы, но уже видно, что письмо составлено конкретно для нас. Это не массовая рассылка, которую можно проигнорировать без сожаления. Кто-то постарался и написал именно нам. Неплохое начало.
История отношений
Полезно найти точки соприкосновения с получателем. Что вас связывает? Есть ли какая-то предыстория его запроса? Сложно назвать письмо холодным, если вы продолжаете уже существующий разговор. Например:
- Мы встречались на конференции, мероприятии, выставке; работали вместе. Тогда мы что-то обсудили, теперь продолжаем.
- У нас есть общие знакомые, через которых мы на вас вышли.
- Вы писали в соцсетях или на сайте, что вам нужны такие-то люди или услуги. Отвечаем на ваш запрос.
- Вы публично высказывались на эту тему. Можно продолжить разговор, если интересно.
- У вас на сайте сказано то-то. Возможно, вам будет полезен наш продукт из этой сферы.
Это не значит, что раз получатель что-то сказал на эту тему в интернете, он уже обязан с нами работать; или если у нас есть общие знакомые, то мы теперь партнеры до гроба. Это лишь дополнительный повод прочитать письмо.
Вот как это может выглядеть:
Здравствуйте, Иван!
Меня зовут Олег Петров, я из компании «Наша компания». Ваш контакт дала Ольга Иванова из компании «Третья сторона». Насколько я понял из разговора с Ольгой, вам может быть интересна услуга такая-то.