Транспорт будущего
Вот уже шесть лет как мы пишем про летающие автомобили и стоим рядом с прототипами (а порой полулегально взлетаем). За это время люди научились виртуозно управлять дронами DJI, привыкли к виду беспилотных такси на улицах города, но летающие автомобили до сих пор остаются артефактом из «Пятого элемента». Однако энтузиазм не иссякает: в апреле компания «Транспорт будущего» сообщила о строительстве в Тольятти первого завода, который начнет в 2024 году выпускать по 3000 грузовых и сельскохозяйственных дронов, а также беспилотные аэротакси. Об этом мы и решили побеседовать с главным конструктором проекта Павлом Корольковым.
Демонстратор технологий
Главный инвестор проекта, прекрасно чувствующий себя в мире высоких технологий, лет десять назад начал вкладывать средства в альтернативные источники энергии, в частности в мембранные технологии и твердооксидные топливные элементы. Летающие автомобили возникли как идеальный демонстратор таких технологий, но со временем превратились в полноценный самостоятельный проект.
«На этапе проектирования мы рассматривали разные схемы: и вертолеты, и автожиры, и конвертопланы, – вспоминает Павел Корольков. – У каждого варианта были свои преимущества и недостатки. Из-за того что главной задачей была возможность посадки на маленькие площадки рядом со зданиями, в итоге выбрали мультироторную схему, которая эффективно летает, хорошо управляется, может парировать как боковой, так и встречный ветер, и ей не нужно разворачиваться, как в схемах с крылом, строго против воздушного потока».
Первый прототип, взлетевший в 2017 году, был построен по шестироторной схеме. Постепенно требования к управляемости, безопасности и надежности аппарата росли, вслед за ними увеличивалось и количество роторов. Нынешний предсерийный полноразмерный прототип S-700 Taxi имеет уже 16 роторов и выполнен по схеме с восемью сдвоенными электродвигателями на вынесенных балках – четыре внизу и четыре вверху. Схема необычная. Например, китайский EHang, с которым обязательно будут сравнивать S-700, оборудован восемью нижними спарками электродвигателей. Разработчики S-700 знают и «китайца», и летательные аппараты других производителей до винтика, изучили каждый патент и статью. На эти задачи работает целая группа аналитики.
Разнесение винтов по двум ярусам разработчики объясняют разными задачами, которые они решают: верхний ярус отвечает за устойчивость, нижний – за маневренность. Можно повесить все роторы сверху, как у Volocopter, – такой аппарат получается очень устойчивым, но сложным в управлении. Чтобы скомпенсировать, например, боковой ветер, придется потратить много энергии. При нижнем расположении выходит хорошо управляемая, но неустойчивая система, к тому же роторы мешают посадке пассажиров.