Как создавался памятник картографии «Хорографическая книга Сибири»

Знание – силаИстория

Приказали стать Леонардо

Игорь Шумейко

Тобольский кремль

– Почему всё ж не русские изобрели порох?
– Так-ить, приказа не было!
Почти из М. Е. Салтыкова-Щедрина

В усмешке сатирика, радостно подхваченной фольклором, присутствует и некая пружинка: «Но если прикажут, мы…»

Семен Ульянович Ремезов (1642—1720, даты приблизительны) как раз из числа получивших приказ. И если просуммировать все отданные (и успешно исполненные) приказы, получится: ему просто велели «стать русским Леонардо да Винчи», гением многих направлений. Причем приказывал тот самый монарх, держатель мощного средства воздействия (см. «петровская дубинка»).

Ремезов родился в Тобольске, причислен к «детям боярским», позже он стал «дворянином по выбору». Первые документы, свидетельствующие о его служебной деятельности, относятся к 1681—1682 годам: «был верстан на государеву службу» в возрасте 40 лет (нетипично для служилых людей той эпохи). А первым из этой фамилии в Тобольске поселился Моисей Ремезов, ранее служивший у патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича. За некую провинность в 1628 году был сослан в Сибирь, служил в местной администрации, умер в Москве в 1647‑м. Сын его, Ульян Моисеевич, начал службу казаком, затем – войсковой подьячий, сотник и первый Ремезов‑«универсал». Собирал ясак, участвовал в посольствах (к Девлет-Кирею царевичу, Лаузану-тайше), проводил рекогносцировки в поисках соляных озер и мест будущих острогов, организовывал сибирские слободы, был приказчиком Ишимского, Тебендинского и Коурдацкого острожков. Его весьма ценил воевода Петр Годунов.

А настоящий взлет талантов «леонардового размаха» явил его сын Семен Ульянович. Википедия и справочники, перечисляя: «русский энциклопедист, картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель», едва ли доходят до середины послужного списка. Ведь Ремезов также являлся артиллерийским конструктором, налоговым чиновником, геологом, дипломатом и даже военачальником (правда, небольшого ранга). В истории он широко известен как картограф, составитель уникальных атласов: «Хорографическая книга Сибири» («Хорография» – вышедший из употребления греческий термин, означающий описание отдельной страны, местности, ближайший аналог – «страноведение»), «Чертежная книга Сибири», «Служебная книга Сибири» – наиболее ценных памятников отечественной картографии.

Начал службу Семен в 1668 году казаком в Ишимском острожке. За усердие в 1682‑м получает звание «сына боярского», переводится в Тобольск. Участвовал в отражении набегов «немирных» племен, собирал ясак, основывал новые села, переписывал население, в общем, «осваивал Сибирь». Делал, по сути, то же, что и отец его Ульян и дед Моисей Ремезовы, но… с поправкой на эпоху.

Подошло время правильного, каменного строительства, и он находит известь, глину, налаживает первое в Сибири кирпичное производство, составляет чертежи каменных укреплений, зданий города, стоящих и поныне: Тобольский кремль, Приказная палата, Гостиный двор, Петропавловская церковь. Перестали быть терпимыми вечные городские пожары, и Ремезов разрабатывает типовой образцовый проект каменного дома для частной застройки. Приказано ставить казенный Каменский завод, и он составляет полный его проект, от плотин с водяными колесами, доменного горна до собственно конструкций производимых на нем артиллерийских орудий и ядер. Отыскивает «селитряные земли» (геолог!), разрабатывает план строительства порохового завода.

При всем этом, а еще и при участии в военных походах, успешных дипломатических переговорах с тайшами (сибирскими вождями, князьями) Семен Ремезов сам себя считал (ну точно – Леонардо!) изографом, сиречь – иконописцем, художником. Просто… «художник, получавший еще и другие приказы». Вот жалованье Ремезова, не считая вознаграждений «за особые службы»: 7 (к 1697 году поднялось до 11) рублей, 7 четей ржи, 7 четей овса и 2 пуда соли – в год.

Можно ли занести Семена Ульяновича в реестр «птенцов гнезда Петрова», в один ряд с великими универсалами XVIII столетия Ломоносовым, Татищевым? В кратко-гладкой истории – вполне. НО… более пристальный взгляд на важнейшее его произведение откроет другую картину. Шедевр картографического искусства, «Хорографическая чертежная книга Сибири», составленная Ремезовым в 1697 году и упорно пополняемая им с сыновьями Леонтием, Семеном, Иваном до 1711‑го… – в действительности еще и пример исторического конфликта ускоренного, порой поверхностного, просветительства и традиционного знания, мифов. Из предисловия Ремезова: «сия херогравская чертежная книга сочинена царским повелением недалече от свободных наук».

Но в итоге историки утверждают, что Книга не удовлетворила запросов самодержца, «работы были мало востребованы ближайшими потомками». По мнению В. Э. Булатова, «виноват острый культурный кризис эпохи реформ Петра». Владимир Эрикович Булатов – ученый, руководивший работой по возвращению современникам наследия Ремезова, отчасти похож на своего героя сочетанием важных практических дел и широкого научного интереса. После окончания географического факультета МГУ Булатов работал в «Зарубежгеологии», дешифруя космические снимки. С 1993 года он – хранитель картографического фонда Исторического музея, кандидат географических наук. Тема его диссертации – «Карты зарубежных акваторий Адмиралтейской коллегии». Монография «Русские морские карты XVIII века» (М., 2021) удостоена в 2023 году первой «Забелинской премии». Ученый подготовил к публикации еще и «Окладную книгу Сибири», организовал выставки, представившие миру шедевры российской картографии: «Русские карты Греческого Архипелага 1769—1774» (к 300‑летию Российского флота, 1996), «Три века русской картографии» (2001), «Искусства ради и науки» (о картах как произведениях декоративно-прикладного искусства, 2011), «Россия и Голландия. Пространство взаимодействия» (2013).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Аридизация как данность Аридизация как данность

Насколько опасна аридизация Центральной и Южной Европы?

Знание – сила
Три мира Три мира

Духи этих мест приглашают за хлебосольный стол дархана, настоящего Мастера

Seasons of life
Праздник на Неве Праздник на Неве

Зимний Санкт-Петербург приглашает на новогодние каникулы!

Лиза
Шарик, стрелки, космонавт Шарик, стрелки, космонавт

Рассказ Алексея Сальникова о Новом годе и украшении елки

Правила жизни
Ближний Восток: время прагматиков Ближний Восток: время прагматиков

О будущем Сирии, судьбе Ирана, мотивации аравийских монархий

Монокль
«Очень приличный император» «Очень приличный император»

Римский император Диоклетиан: тот, кто променял власть на капусту

Дилетант
Высокий полет Высокий полет

Посреди большого тура, между концертами Zivert чудом вырвалась к нам на съемку

VOICE
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
Спасаем ваши пальцы: чем отмыть руки от суперклея Спасаем ваши пальцы: чем отмыть руки от суперклея

Как удалить суперклей с кожи подручными средствами?

ТехИнсайдер
Валерий Сухих: «Время требует от депутатов оперативности и профессионализма» Валерий Сухих: «Время требует от депутатов оперативности и профессионализма»

Какие традиции и принципы остаются неизменными в работе заксобрания Прикамья?

ФедералПресс
Когда-то по Земле ходили «мега-пингвины»! Интересные факты о доисторических птицах ростом с человека Когда-то по Земле ходили «мега-пингвины»! Интересные факты о доисторических птицах ростом с человека

Какими были гигантские доисторические пингвины и почему они исчезли?

ТехИнсайдер
Небеса обетованные Небеса обетованные

Путешествие в Байконур, отвечающее на вопрос, зачем летать в космос

ТехИнсайдер
Кто заменит иностранную цифру Кто заменит иностранную цифру

Российские IT-компании наращивают темпы в импортозамещении ПО

Монокль
Тормоз в пол Тормоз в пол

Полтора процента роста ВВП — это еще довольно благоприятный прогноз

Монокль
Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
Сверхзнание боли Сверхзнание боли

Как Даниил Андреев увидел невидимые миры и что он в них нашел

Weekend
Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты! Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты!

Что мы знаем о внешности Иисуса?

ТехИнсайдер
Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью

Удивительные примеры музыки, навеянной живописью

СНОБ
Привычка быть счастливой Привычка быть счастливой

Как Марина Александрова транслирует свою миссию «делать людей счастливыми»

OK!
Роботы захватывают океан Роботы захватывают океан

На что способен гибридный флот Америки

Обозрение армии и флота
Направо пойдешь? Направо пойдешь?

Чтобы реже ошибаться, важно знать, как работает механизм принятия решений

VOICE
Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев

Какие основные шаги надо проделать, чтобы получить ЭПСМ

ТехИнсайдер
Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна

Отрывок из книги о женском здоровье «Влюбиться в свое тело»

Psychologies
Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса

Что такое self-skills и зачем они нужны в работе?

Forbes
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома» Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома»

По-моему, театр — это детский сад для взрослых

Коллекция. Караван историй
Радужные перспективы Радужные перспективы

Увидеть радугу посреди зимы – добрая примета. Но что именно она сулит?

Лиза
Тройное открытие Тройное открытие

Что это – трикладушка? Гармошка? Складной планшет?

ТехИнсайдер
На худой конец На худой конец

Как быть при осечке в сексе

Men Today
Открыть в приложении