Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов

Знание – силаИстория

Пять прелюдий о Грибоедове

Александр Марков

Портрет А.С. Грибоедова. Художник П.Ф. Борель. Середина XIX века

Антимонопольный гений

Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов. Общий образ писателя-мученика, героя «мартиролога», по выражению А. И. Герцена, передового человека, первого в смелых действиях и немыслимых талантах, достаточно строг сам по себе. Обычно миф о погибшем поэте подразумевает некоторую мелодраматичность: перо падает из рук, нет уже сил держаться за жизнь, погас огонь на алтаре. Но Грибоедов – прямая противоположность «комплексу Вертера», постоянной работы со своими переживаниями, постоянных попыток выстроить себя из захлестывающих тебя же переживаний, в пучине которых ты в конце концов захлебываешься и становишься сверхчеловеком, властным над своей судьбой и своей жизнью.

Напротив, Грибоедов, чувственный, музыкально одаренный, склонный к дерзким шуткам, как бы постоянно овнешнял эти переживания, передавал их друзьям, требовал от друзей переживать, чувствовать, восхищаться или даже пускаться в авантюры. Он хотел быть не сверхчеловеком, а, скорее, буршем, европейским гениально одаренным студентом среди столь же вдохновенных геттингенцев, йенцев и берлинцев, хотя ни в одном из этих городов он так и не побывал. Грибоедов – гений не столько открытия переживаний, открытия какой-то новой чувственной культуры, сколько гений распределения переживаний, когда каждый из знакомых, друзей, компанейских приятелей разделяет какое-то чувство, помогает тем самым разумно относиться к чувственной области. Неслучайно Грибоедов очень хорошо умел работать в соавторстве, но также превосходил товарищей в дерзких забавах и авантюрах, от злых шуток до дуэлей. Это и была необходимая часть создания особого здравого смысла; первые излишества, которые так необходимы для дальнейшей здравости культуры.

Памятник А. С. Грибоедову на Чистопрудном бульваре

Памятник А. А. Мануилова в начале Чистопрудного бульвара в Москве – оттепельный, того же ряда, что театр-студия «Современник», появившийся в год открытия памятника, в 1959‑м, на Триумфальной площади. Этот памятник, с фигурками героев комедии «Горе от ума» у ног классика – лучшее выражение студийного театра: задумчивость драматурга, наложение узнаваемых амплуа на узнаваемые роли, отдернутый занавес, показывающий демократизм студийных постановок. Хотя появление сначала стелы в честь Грибоедова, а потом и величественного памятника – результат стечения случайных обстоятельств, тем не менее памятник лучше всего выразил дух писателя: никогда не быть одному и всегда сопротивляться любой монополии: монополии на слово, на дело, на власть над обстоятельствами. Гладкому литературному слову Грибоедов противопоставлял вспышки остроумия, слишком казенным проектам – точную наблюдательность, бюрократической исполнительности – многоязычие, шаблонной отчетности – хитрости дипломата. Можно и нужно сказать, что он был антимонопольным гением нашей русской литературы.

Фигуры героев пьесы «Горе от ума» на постаменте памятника

Что не нужно автору

По литературоведческой классификации, предложенной Ю. Н. Тыняновым, Грибоедов принадлежит к «младшим архаистам» наравне с Павлом Катениным и Вильгельмом Кюхельбекером. Главный момент расхождения архаистов и карамзинистов – вовсе не вопрос о словарном запасе или допустимости тех или иных оборотов живой речи, – это фон дискуссии, а не сам спор. В центре внимания был вопрос о перифразах, описательных оборотах, которые карамзинисты любили как галантные, требующие некоторой обходительности. Можно сказать, карамзинист должен был быть живой перифразой, ничего не называть прямо, ко всему подступаться постепенно, вкрадчиво, лукаво.

Что-то от такого карамзинизма навсегда осталось в эротике Пушкина – «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», где противопоставляется прямой пыл и невольное действие тех самых перифраз. Любовный пламень вместо страсти – это описательный оборот, который требует и от тела особым образом себя вести, не сливаться в прямом исступлении, а очаровывать самой своей гибкостью, самим некоторым притворством, где то расслабляет лень, то вновь торжествует порыв. Грибоедов был не таким человеком, в том числе и в любовной страсти. Это почувствовал тот же Тынянов в своем гениальном романе о Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара», который можно открывать на любой странице. Приведем только один пример, как Грибоедов делает набросок нового сочинения:

Листки он исписывал персидскими ночами, во время переговоров с Аббасом-Мирзой. Тогда под жидким небом, в виду пустыни, войск, в виду цветных окон, русские слова ложились в ряд, как иноземные, и ни одного слова не было лишнего. Это младенческая, ему одному известная радость давала ему по утрам силу мышц и вежливость разговора. Он был автор, временный и случайный человек для цифр и городов, записывавшихся в Туркменчайский трактат. Он был всегда гибок и изворотлив в разговорах и предположениях, потому что всерьез этого ничего не брал, а просто играл в торговую и географическую игру, совсем непохожую на авторство. Это давало ему тогда превосходство.

Стоило ему полюбить по-настоящему игру в географические карты, и все завертелось, изменилось. Угрюмая должность, им самим придуманная, опутала его неразрывно. Тело теряло свежесть мышц, и многое стало непонятным.

Итак, творчество – это всегда прямота, всегда младенческая одержимость, всегда избыток прямой игры сил. Я уже не буду цитировать эротический эпизод из романа Тынянова об отношениях Грибоедова с женой Булгарина (кстати, очень чтившего нашего драматурга и хранившего итоговую рукопись его великой комедии), приведенной цитаты достаточно. Как только появляется «авторство», кончается торговая и географическая игра. Ведь вспомним, что именно Карамзин утверждает понятие «авторства» во всей полноте, «Что нужно автору». Для Грибоедова список Карамзина был бы не вполне понятным, все эти требования «живости воображения». Лучше живо общаться с друзьями, чем воображать наедине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Покупай, подорожало Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Деньги
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Теория расширяющейся Земли Теория расширяющейся Земли

В самом центре земного ядра находится мощный термоядерный реактор

Зеркало Мира
Вон из России! Вон из России!

Осенью 1922-го от причалов отходили не только корабли с белогвардейцами

Дилетант
Морская прогулка Морская прогулка

Интерьер в эклектичном стиле, вдохновленный островом Санторини

SALON-Interior
Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Умный швед Умный швед

Службу престолу и Отечеству Эрнест Левстрём нёс ответственно

Дилетант
«Ангел с черным крылом»: роман о воровке, которая учится спасать жизни «Ангел с черным крылом»: роман о воровке, которая учится спасать жизни

Отрывок из авантюрного романа Аманды Скенандор «Ангел с черным крылом»

Forbes
Город «злой» и город «добрый» Город «злой» и город «добрый»

Весной 1238 года «злой город» Козельск разозлил монголо-татар

Дилетант
Как перестать жить «на автопилоте» Как перестать жить «на автопилоте»

Будьте настоящими пилотами, не позволяйте автопилоту стоять у руля вашей жизни!

Здоровье
Два часа на «открытом воздухе» Два часа на «открытом воздухе»

«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

Дилетант
Ближайшее окружение Ближайшее окружение

Всегда ли удается разместить произведения современного искусства в квартире

СНОБ
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех

10 питомцев-долгожителей, которые будут разделять вашу любовь долгие годы

ТехИнсайдер
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин

Почему вас из колеи выбивает даже сущая ерунда?

Psychologies
Эпохальное восьмилетие Эпохальное восьмилетие

Какой была «ельцинская эпоха» независимой России?

Дилетант
Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной

Южно-корейская писательница Чухе Ким — о своей любви к Толстому и животным

РБК
Оттенок бургунди Оттенок бургунди

Квартира в современном московском ЖК выходит окнами на Москву-реку

Идеи Вашего Дома
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Само спокойствие Само спокойствие

Городская релакс-вилла в Пекине

SALON-Interior
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
Всхлип тишины Всхлип тишины

Джошуа Оппенхаймер и его «Конец света»

Weekend
Как выбрать бэушный автомобиль с оптимальным пробегом: правило 1-2-3 Как выбрать бэушный автомобиль с оптимальным пробегом: правило 1-2-3

Какой пробег считать нормальным в зависимости от возраста машины?

ТехИнсайдер
Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок

Как не утонуть в предновогоднем хаосе и встретить праздник с улыбкой

VOICE
Александр Черниченко: «Если сидеть и говорить, что это невозможно, так оно и будет» Александр Черниченко: «Если сидеть и говорить, что это невозможно, так оно и будет»

Александр Черниченко про спорт и своих сыновей

Maxim
«У человечества сейчас сказочный период» «У человечества сейчас сказочный период»

Юрий Колокольников о моде на сказки, глобализации, инопланетянах и котах

Правила жизни
Открыть в приложении