Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов

Знание – силаИстория

Пять прелюдий о Грибоедове

Александр Марков

Портрет А.С. Грибоедова. Художник П.Ф. Борель. Середина XIX века

Антимонопольный гений

Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов. Общий образ писателя-мученика, героя «мартиролога», по выражению А. И. Герцена, передового человека, первого в смелых действиях и немыслимых талантах, достаточно строг сам по себе. Обычно миф о погибшем поэте подразумевает некоторую мелодраматичность: перо падает из рук, нет уже сил держаться за жизнь, погас огонь на алтаре. Но Грибоедов – прямая противоположность «комплексу Вертера», постоянной работы со своими переживаниями, постоянных попыток выстроить себя из захлестывающих тебя же переживаний, в пучине которых ты в конце концов захлебываешься и становишься сверхчеловеком, властным над своей судьбой и своей жизнью.

Напротив, Грибоедов, чувственный, музыкально одаренный, склонный к дерзким шуткам, как бы постоянно овнешнял эти переживания, передавал их друзьям, требовал от друзей переживать, чувствовать, восхищаться или даже пускаться в авантюры. Он хотел быть не сверхчеловеком, а, скорее, буршем, европейским гениально одаренным студентом среди столь же вдохновенных геттингенцев, йенцев и берлинцев, хотя ни в одном из этих городов он так и не побывал. Грибоедов – гений не столько открытия переживаний, открытия какой-то новой чувственной культуры, сколько гений распределения переживаний, когда каждый из знакомых, друзей, компанейских приятелей разделяет какое-то чувство, помогает тем самым разумно относиться к чувственной области. Неслучайно Грибоедов очень хорошо умел работать в соавторстве, но также превосходил товарищей в дерзких забавах и авантюрах, от злых шуток до дуэлей. Это и была необходимая часть создания особого здравого смысла; первые излишества, которые так необходимы для дальнейшей здравости культуры.

Памятник А. С. Грибоедову на Чистопрудном бульваре

Памятник А. А. Мануилова в начале Чистопрудного бульвара в Москве – оттепельный, того же ряда, что театр-студия «Современник», появившийся в год открытия памятника, в 1959‑м, на Триумфальной площади. Этот памятник, с фигурками героев комедии «Горе от ума» у ног классика – лучшее выражение студийного театра: задумчивость драматурга, наложение узнаваемых амплуа на узнаваемые роли, отдернутый занавес, показывающий демократизм студийных постановок. Хотя появление сначала стелы в честь Грибоедова, а потом и величественного памятника – результат стечения случайных обстоятельств, тем не менее памятник лучше всего выразил дух писателя: никогда не быть одному и всегда сопротивляться любой монополии: монополии на слово, на дело, на власть над обстоятельствами. Гладкому литературному слову Грибоедов противопоставлял вспышки остроумия, слишком казенным проектам – точную наблюдательность, бюрократической исполнительности – многоязычие, шаблонной отчетности – хитрости дипломата. Можно и нужно сказать, что он был антимонопольным гением нашей русской литературы.

Фигуры героев пьесы «Горе от ума» на постаменте памятника

Что не нужно автору

По литературоведческой классификации, предложенной Ю. Н. Тыняновым, Грибоедов принадлежит к «младшим архаистам» наравне с Павлом Катениным и Вильгельмом Кюхельбекером. Главный момент расхождения архаистов и карамзинистов – вовсе не вопрос о словарном запасе или допустимости тех или иных оборотов живой речи, – это фон дискуссии, а не сам спор. В центре внимания был вопрос о перифразах, описательных оборотах, которые карамзинисты любили как галантные, требующие некоторой обходительности. Можно сказать, карамзинист должен был быть живой перифразой, ничего не называть прямо, ко всему подступаться постепенно, вкрадчиво, лукаво.

Что-то от такого карамзинизма навсегда осталось в эротике Пушкина – «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», где противопоставляется прямой пыл и невольное действие тех самых перифраз. Любовный пламень вместо страсти – это описательный оборот, который требует и от тела особым образом себя вести, не сливаться в прямом исступлении, а очаровывать самой своей гибкостью, самим некоторым притворством, где то расслабляет лень, то вновь торжествует порыв. Грибоедов был не таким человеком, в том числе и в любовной страсти. Это почувствовал тот же Тынянов в своем гениальном романе о Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара», который можно открывать на любой странице. Приведем только один пример, как Грибоедов делает набросок нового сочинения:

Листки он исписывал персидскими ночами, во время переговоров с Аббасом-Мирзой. Тогда под жидким небом, в виду пустыни, войск, в виду цветных окон, русские слова ложились в ряд, как иноземные, и ни одного слова не было лишнего. Это младенческая, ему одному известная радость давала ему по утрам силу мышц и вежливость разговора. Он был автор, временный и случайный человек для цифр и городов, записывавшихся в Туркменчайский трактат. Он был всегда гибок и изворотлив в разговорах и предположениях, потому что всерьез этого ничего не брал, а просто играл в торговую и географическую игру, совсем непохожую на авторство. Это давало ему тогда превосходство.

Стоило ему полюбить по-настоящему игру в географические карты, и все завертелось, изменилось. Угрюмая должность, им самим придуманная, опутала его неразрывно. Тело теряло свежесть мышц, и многое стало непонятным.

Итак, творчество – это всегда прямота, всегда младенческая одержимость, всегда избыток прямой игры сил. Я уже не буду цитировать эротический эпизод из романа Тынянова об отношениях Грибоедова с женой Булгарина (кстати, очень чтившего нашего драматурга и хранившего итоговую рукопись его великой комедии), приведенной цитаты достаточно. Как только появляется «авторство», кончается торговая и географическая игра. Ведь вспомним, что именно Карамзин утверждает понятие «авторства» во всей полноте, «Что нужно автору». Для Грибоедова список Карамзина был бы не вполне понятным, все эти требования «живости воображения». Лучше живо общаться с друзьями, чем воображать наедине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Понемногу о многом Понемногу о многом

Как сатрап Мавсол решил обессмертить свое имя

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна

Как и с чего начиналась «пароходная лихорадка»?

Наука и техника
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм» Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм»

Нет маленьких ролей! Маленькая роль у тебя в голове

Караван историй
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Мамбл-ром-хоррор Мамбл-ром-хоррор

«Мой сосед — монстр»: «Красавица и чудовище» нового времени

Weekend
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
Дело сделано Дело сделано

Творцы заряжают верой в то, что любимое занятие может вырасти в небольшое дело

Seasons of life
Король уходит Король уходит

Почему «кошмарный» Виндзор Эдуард VIII отрекся от престола?

Дилетант
Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других

Как формируется наша самооценка и что делать, если она слишком низка?

Psychologies
Каким он парнем был Каким он парнем был

«Ученик»: экранизация первых шагов Дональда Трампа в бизнесе

Дилетант
Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти» Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти»

Помимо четырех знаменитых «галилеевых» спутников Юпитер окружен роями малых тел

Наука и техника
Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их» Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их»

Какой путь прошел парламент Нижегородской области за 30 лет

ФедералПресс
Океан белковых структур Океан белковых структур

Белки выполняют львиную долю той работы, которая необходима живым организмам

Наука и жизнь
«Ледяная шерсть» «Ледяная шерсть»

Cекрет образования «ледяных волос» был частично раскрыт лишь совсем недавно

Наука и жизнь
Остров проклятых: как Гайола разрушила жизни всех своих владельцев Остров проклятых: как Гайола разрушила жизни всех своих владельцев

За гробовой тишиной острова Гайола скрываются жуткие истории

ТехИнсайдер
Правила съемок: метод Румянцева Правила съемок: метод Румянцева

Говорит и показывает Станислав Румянцев

Men Today
Мамины помощники Мамины помощники

Как приучить детей выполнять элементарные обязанности по дому?

Лиза
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Зарождение гидроавиации Зарождение гидроавиации

Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – сила
Вишневая девятка Вишневая девятка

Что забыл Tiggo 9 в горах Алтая и о чем напомнил

Автопилот
Элементарно — эмпатия Элементарно — эмпатия

Перезагрузка территорий и редевелопмент — тренд, особенно в Петербурге

Собака.ru
Спасаем ваши пальцы: чем отмыть руки от суперклея Спасаем ваши пальцы: чем отмыть руки от суперклея

Как удалить суперклей с кожи подручными средствами?

ТехИнсайдер
Инвесторы здесь не ходят Инвесторы здесь не ходят

Абхазия: экономика и инвестиции

Монокль
Дикая женщина, суперженщина и сестра: как вернуть себе целостность Дикая женщина, суперженщина и сестра: как вернуть себе целостность

Истинная женская сила проистекает не из соперничества, а из солидарности

Psychologies
Лилия Любимова: «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа» Лилия Любимова: «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа»

Астролог Лилия Любимова — о ретроградном Меркурии и гороскопах

Лиза
Шарик, стрелки, космонавт Шарик, стрелки, космонавт

Рассказ Алексея Сальникова о Новом годе и украшении елки

Правила жизни
Открыть в приложении