На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента
При росписи статуй художники широко использовали египетский синий
С помощью спектроскопических методов ученые идентифицировали на скульптурах с фронтонов Парфенона и на одном из рельефов с его фриза многочисленные остатки египетского синего ― широко распространенного в древности пигмента. С его помощью одеяния на фигурах божеств были сложно орнаментированы. Кроме того, исследователи нашли на статуях следы обработки с применением разнообразных инструментов. Ее могли применять для имитации фактуры тканей, сообщает статья в журнале Antiquity.
В Древней Греции мраморные скульптуры, как и архитектурные сооружения, расписывали. Однако реконструкция их облика и технологии обработки поверхностей до сих пор сопряжена с трудностями из-за многовековой эрозии, деградации пигментов и ущерба, нанесенного людьми. Он не всегда был преднамеренным: например, в эпоху, когда мраморные античные произведения искусства представлялись первозданно-белоснежными, их интенсивная очистка стирала следы изначального облика.
Скульптурная отделка Парфенона ― не исключение. До недавнего времени многие исследователи полагали, что она не сохранила большей части следов инструментальной обработки. На архитектурных элементах храма ученые выявили и проанализировали остатки полихромного декора, найдены они и на предметах скульптурного оформления. Так, на их поверхности были обнаружены следы египетского синего ― тетрасиликата кальция—меди CaOCuO(SiO2)4, который с древнейших времен получали сплавлением кальцита, кварцевого песка и медьсодержащих минералов (азурита, малахита) с добавлением поташа или поваренной соли в качестве флюса.