За четверть века советский мотопром так и не создал самостоятельных конструкций

МотоАвто

1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!

После четверти века развития советского мотопрома пришлось признать: самостоятельных конструкций за это время он так и не создал

Текст Александра Воронцова

В официальной советской печати могли сколько угодно превозносить отменные качества советских мотоциклов, но специалисты отлично понимали истинное положение дел. Моментом истины стала проведённая в марте 1954 года конференция конструкторов мотоциклетной промышленности СССР. В её дебатах приняли участие специалисты заводов-смежников, профильных министерств и ведомств, а также представители потребителей и спортсменов — общим числом 92 человека.

Основной доклад делал начальник конструкторского отдела ЦКБ Святослав Юрьевич Иваницкий. Отметив, что «за всё послевоенное время ни один завод не создал ни одной новой промышленной модели мотоцикла», и указав на непростительное отставание технического уровня выпускаемых моделей (так, литровая мощность двигателя М72 равнялась 29,5 л.с./ л, а у современного BMW — 43 л.с./ л, Triumph — 52,5 л.с./ л), он развернул блистательные перспективы выхода из этой плачевной ситуации: предложил в ближайшие пять лет спроектировать и поставить на серийное производство 15 новых моделей дорожных мотоциклов и семь спортивных.

Разработанный в ЦКБ типаж предусматривал выпуск мотоциклов: 125, 250 и 350 см³ с двухтактными моторами, 350, 500 и 750 см³ с четырёхтактными, причём практически все категории в двух вариантах — дорожного и спортивного типа; плюс специальный 750‑кубовый мотоцикл высокой проходимости (секретомания доходила до того, что даже на столь представительной конференции его не называли армейским), плюс мотоход (такой термин в те годы использовался для мотороллера). Должны были выпускать всё это великолепие аж восемь специализированных заводов, в том числе «опытный завод по производству гоночных мотоциклов, а также опытных образцов новых дорожных мотоциклов».

Присутствующие приняли этот доклад, мягко говоря, скептически. Тон обсуждению задало выступление главного конструктора Киевского мотозавода М. А. Позднякова. Он сделал весьма критический обзор истории и современного состояния проектной работы («…за последние 20 лет разработано 39 различных проектов конструкций мотоциклов, но ни один не пошёл в серию, потому что все они были сырыми макетами, не прошедшими необходимой доводки. На протяжении всей истории советского мотоциклостроения мы не имели в серийном производстве ни одной отечественной модели дорожного мотоцикла, а лишь копии заграничных…»). Далее Поздняков раскрывает причины такого бедственного положения: «Опыта по серьёзной доводке машин у нас нет. Весь наш опыт основан на проектировании макетов по заграничным журналам. Мы никогда не имели условий для проведения конструкторско-экспериментальных работ на должном уровне, так как штаты наших конструкторско-экспериментальных отделов составляют 20‑30 человек (на МЗМА — 350 человек!!!). Кроме того, у нас совершенно недостаточная мощность экспериментальных цехов (5‑10 станков и 10 рабочих). По существу, мы можем вести более или менее нормально только работу по серийной продукции с мелкой модернизацией…»).

Хочется и далее подробно и со вкусом цитировать выступления участников конференции, но журнал не резиновый. В общем, налицо две главные беды нашего мотопрома, которые преследовали его всю жизнь: хроническое недофинансирование и информационный голод. У государства всегда находились более важные задачи, куда можно ухнуть уйму денег. А в итоге, как ёмко и печально высказался министр машиностроения Степан Акопович Акопов: «Наши конструкторы уже поседели, а советских конструкций мотоциклов нет…».

Кстати, знаете, почему этот выпуск нашей летописи сдвоенный? Потому что в 1953 году не было создано практически ни одной хоть сколько‑нибудь примечательной новой конструкции. Застой…

К счастью, в 1954 году жить стало веселее. Подстегнули деятельность конструкторских отделов несколько постановлений Совета Министров СССР — в частности, принятое ещё 10 января 1953 года постановление № 74 «О мероприятиях по развитию мотоциклетного спорта». Так, в серпуховском ЦКБ началось проектирование гоночных мотоциклов нового поколения — С-124, С-254 и С-354 (в первой цифре зашифрована кубатура — соответственно 125, 250 и 350 см³, две следующие цифры означают год начала разработки). Эти машины имели четырёхтактные двигатели воздушного охлаждения с двумя верхними распредвалами. Вертикально установленные цилиндры отлиты из алюминиевого сплава, с гильзами из чугуна. Двигатели С-154 и С254 имели однотипную конструкцию (с той разницей, что 125‑кубовый мотор был одноцилиндровым, а 250‑кубовый двухцилиндровым) и «квадратную» (54×54 мм) размерность. Газораспределительный механизм имел привод впускного распредвала от коленвала через вал и конические шестерни, а уже от него выпускной распредвал приводился «гитарой» цилиндрических шестерён. Коленвал составной, в нижние головки стальных шатунов вставлены двухрядные роликовые подшипники с дюралюминиевыми сепараторами. Система смазки сухого типа, маслобак объединён с бензобаком. Двигатель С-254 сочетался с пятиступенчатой коробкой передач и был установлен в трубчатую дуплексную раму; 19‑дюймовые спицованные колёса оснащались барабанными тормозами, передняя вилка — длиннорычажная, задняя маятниковая, причём передние и задние амортизаторы имели унифицированную конструкцию.

1.Двигатель С-354. 2. Двигатель С-254.

Гоночный мотоцикл С-354 имел ряд важных конструктивных отличий — взявшись за новое для себя дело, инженеры ЦКБ хотели испробовать различные подходы. Во-первых, иначе был выполнен привод двух верхних распредвалов: вертикальный вал с парой конических шестерён приводил продольный промежуточный вал, от которого уже получали привод распредвалы двухцилиндрового мотора. Нижние головки шатунов имели разъёмную конструкцию с подшипниками скольжения. Главными отличиями в ходовой части стали передняя телескопическая вилка и 16‑дюймовые колёса.

Двигатель С-154 развивал мощность 12,5 л. с. при 9800 об/ мин, мотоцикл массой 80 кг мог разогнаться до 140 км/ ч. Заявленные параметры для С-254 — 22…25 л.с. при 8500 об/ мин, 125 кг и 150 км/ ч, для С-354 — 32 л.с. при 8000 об/ мин, 145 кг и 155 км/ ч. Впрочем, проверить эти данные гонщики смогли лишь в следующем, 1955 году, когда была закончена сборка этих машин.

С-254 – гоночный мотоцикл нового поколения.
​​​​Гоночный мотоцикл С-354.

Кроме работы над гоночными мотоциклами ЦКБ активно занялся разработкой дорожных мотоциклов. Так, конструкторы стряхнули пыль с проекта 350‑кубового мотоцикла М-3‑В, спроектированного в конце 40‑х годов для Московского мотозавода. Теперь эта машина, получившая индекс М-31, предназначалась для Минского мотовелозавода. Своей компоновкой аппарат живо напоминал одноцилиндровые мотоциклы BMW тех времён: одноцилиндровый четырёхтактный верхнеклапанный двигатель с продольным расположением коленвала, пристыкованная к нему четырёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо карданным валом. Силовой агрегат был установлен в трубчатую раму, раздвоенную в нижней части, спереди стояла телескопическая вилка, сзади — маятниковая подвеска. По тогдашней моде мотоцикл имел колёса довольно малого диаметра — 16 дюймов. Интересной особенностью машины были независимые системы электрооборудования для зажигания и освещения. Короткоходный (78х73 мм) двигатель развивал 18 л. с. при 5200 об/ мин, снаряжённая масса мотоцикла 172 кг, максимальная скорость 110 км/ ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экю, пистоли, ливры… Экю, пистоли, ливры…

Давайте же разберёмся, что такое ливр, экю, пистоль и более поздний луидор

Дилетант
Почему немецкие летчики сбивали так много вражеских самолетов Почему немецкие летчики сбивали так много вражеских самолетов

Что не так с официальной статистикой люфтваффе времен Второй мировой?

Maxim
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Как Жан-Люк Годар снял свой главный фильм и продолжает снимать его до сих пор. Годару — 90, «Безумному Пьеро» — 55 Как Жан-Люк Годар снял свой главный фильм и продолжает снимать его до сих пор. Годару — 90, «Безумному Пьеро» — 55

Жан-Люк Годар — могильщик кино, заново изобретающий его в каждом фильме

Weekend
Гайд по экранам ноутбуков: что важно знать Гайд по экранам ноутбуков: что важно знать

Мы собрали для вас краткий гайд, который поможет разобраться в типах дисплеев

CHIP
Моя терапия: «Теперь мне не интересны партнеры, которых надо завоевывать» Моя терапия: «Теперь мне не интересны партнеры, которых надо завоевывать»

Героиня рубрики «Моя терапия» смогла справиться с болью и изменить свою жизнь

Psychologies
Пятиминутный путеводитель по... фейковым новостям Пятиминутный путеводитель по... фейковым новостям

Лучшие фейки событий и теорий заговоров, мистических тварей и личностей

Esquire
Четверо парней и Гусева: как изменились герои Четверо парней и Гусева: как изменились герои

Как выглядят актеры "гангстерской саги" сегодня?

Cosmopolitan
Как просить подарки у Деда Мороза так, чтобы он тебе их точно подарил Как просить подарки у Деда Мороза так, чтобы он тебе их точно подарил

Полное пошаговое руководство по общению с Дедом Морозом для взрослых

Maxim
«На мне Fendi, смотри»: как TikTok меняет моду «На мне Fendi, смотри»: как TikTok меняет моду

Как TikTok меняет моду, шоппинг и общество

РБК
[отыграть назад] [отыграть назад]

Прямо сейчас любимая резиденция Екатерины Великой идет на поправку

Собака.ru
3 свежих научно-фантастических романа, завоевавших престижную литературную премию «Прометей» 3 свежих научно-фантастических романа, завоевавших престижную литературную премию «Прометей»

Впервые фантастическая премия «Прометей» была вручена в 1979 году

Популярная механика
Что стоит сделать каждому парню до 30 лет: чек-лист из 10 пунктов Что стоит сделать каждому парню до 30 лет: чек-лист из 10 пунктов

Крутые вещи, которые обязательно нужно выполнить до того, как тебе стукнет 30

Playboy
Действующее лицо Действующее лицо

Супермодель Карли Клосс поделилась секретами уверенности в себе

Grazia
48 м² 48 м²

Дизайнер Ариана Ахмад придумала необычную замену советской стенке в квартире

AD
Почему тебя трясет после тренировки: 5 причин и способы решения проблемы Почему тебя трясет после тренировки: 5 причин и способы решения проблемы

Чувствуешь после тренировки дрожь в руках и ногах?

Playboy
Как сэкономить на мазуте Как сэкономить на мазуте

Что заставит отечественных нефтепереработчиков искать выгодные технологии

Эксперт
Почему Facebook заставляют продавать Instagram и WhatsApp Почему Facebook заставляют продавать Instagram и WhatsApp

Facebook обвинили в доминирующем положении на рынке соцсетей

Forbes
Планета Потребляндия, или Почему общество потребления — крайне полезная штука Планета Потребляндия, или Почему общество потребления — крайне полезная штука

Общество потребления — крайне полезная штука. Правда!

Maxim
Реальности подворотни: почему все должны выступать и выступают с позиции силы Реальности подворотни: почему все должны выступать и выступают с позиции силы

Европейские элиты и их фанаты должны перестать жить в мире политических фантазий

СНОБ
19 м² 19 м²

Двухуровневая квартира Александры Ермиловой из BüroBlanc в здании бывшей фабрики

AD
88 м² 88 м²

Елена Симкина оформила квартиру для коллекционера работ Эрте

AD
Ленивые тренировки Ленивые тренировки

Минусы и плюсы EMS-тренировок

Здоровье
Любимые рецепты Лали Чочия. Брауни полной луны Любимые рецепты Лали Чочия. Брауни полной луны

Готовим полезные брауни: с миндалем, овсянкой и шоколадом

Seasons of life
10 лучших рождественских эпизодов из сериалов 10 лучших рождественских эпизодов из сериалов

Атмосферные серии любимых телешоу гарантируют праздничное настроение

РБК
От оргазма до маразма От оргазма до маразма

Что за 50 лет стало с «Мужчиной и женщиной» и французской мелодрамой

Weekend
Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу Родину Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу Родину

Как формируется чувство патриотизма и кому оно больше свойственно

Maxim
Чигозие Обиома: Оркестр меньшинств. Первая глава Чигозие Обиома: Оркестр меньшинств. Первая глава

Отрывок из нового романа Чигозие Обиомы о борьбе с судьбой

СНОБ
Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении

Звезды Атлас и Плейона находились дальше друг от друга на небе, чем сейчас

N+1
Алкогений: Леонид Андреев Алкогений: Леонид Андреев

Писатель Леонид Андреев — русский Эдгар По и запойный алкоголик

Maxim
Открыть в приложении