Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

ДилетантИстория

Клио на баррикадах

Дискуссию, начатую в прошлом номере журнала статьёй помощника президента РФ Владимира Мединского, продолжает учитель истории с 40-летним стажем, почётный работник образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», член совета Вольного исторического общества, автор учебников и пособий по истории Леонид Кацва.

Леонид Кацва

Лауреат премии имени Егора Гайдара в номинации «За выдающийся вклад в области истории» Леонид Кацва. 22 ноября 2018 года

В статье В. Р. Мединского есть слова, под которыми с удовольствием подпишется любой российский педагог: «Освободите учителя от бесконечной бюрократической отчётности. Дайте школе максимальную свободу в выборе формы — как лучше и эффективнее донести знания детям». Поистине золотые слова! Прозвучали бы они в качестве руководящего указания в официальном письме помощника президента и председателя РВИО в Министерство просвещения, Рособрнадзор или Департамент образования города Москвы, буквально замучившие учителей мелочными инструкциями и бесконечными проверками, — цены бы им не было! Вместо этого большой государственный человек предпочитает публиковать свой горячий призыв в популярном массовом журнале «Дилетант». К кому же он обращается? Разве бюрократическую отчётность навязывает школам общественность? 

К сожалению, разумные идеи, высказанные в статье, часто играют роль красивой обёртки, противоречащей содержанию. Кто же станет возражать против того, что в школе следует воспитывать «сложного человека», а для этого — «перестать мелочно управлять школьным процессом обучения истории»? Да только никак это не стыкуется с ограничением числа школьных учебников. Ни в бытность министром культуры, ни на своём нынешнем посту В. Р. Мединский против такого ограничения не возражал. Он и сейчас полагает, что достаточно отобрать «лучшие линейки учебников (их на сегодня — всего три-четыре, и вряд ли нужно больше)». Но, во-первых, к действующим линейкам учебников у профессионального сообщества масса претензий, ибо они, увы, далеко не лучшие. Во-вторых, что гораздо важнее, в нашей немаленькой стране существует множество типов школ с совершенно разным по уровню подготовленности и познавательным интересам контингентом детей, с разными по методическим подходам и просто по темпераменту учителями. Не идеология, а методика обучения и воспитания требуют использования разных учебников. Разных по степени подробности, по насыщенности учебного текста, по характеру методического аппарата, по организации деятельности учащихся. Ограничение числа учебников, на мой взгляд, является ошибкой, сделанной исходя из ложно понятых идеологических задач. Ошибкой, решительно препятствующей воспитанию «сложного человека».

Нельзя не согласиться с размышлениями В. Р. Мединского о пользе синхронного изучения истории, с тем, что историю отечества следует изучать, «постоянно сравнивая её параллельно с историей всемирной». Жаль только, что председатель РВИО не знает, что это предложение давно реализовано в реальной школьной практике: в течение каждого учебного года, за исключением 5-го класса, в котором изучается история Древнего мира, на уроках истории рассматриваются события и всеобщей, и российской истории. Во многих школах учителя давно уже не делят эти курсы по полугодиям, а изучают их синхронно-параллельно, так, чтобы каждый период российской истории рассматривался на фоне аналогичного периода истории зарубежной. По-видимому, незнание этого объясняется тем, что сам В. Р. Мединский никогда в школе не работал. Но вот референтам своим пусть поставит на вид.

Урок истории в московской школе №1907. 27 февраля 2004 года

Более спорным является призыв уйти от европоцентричности, так как, несмотря на очевидное возрастание роли Востока в современном мире, и сама Россия принадлежит всё же к христианской европейской цивилизации, да и важнейшие достижения общемировой цивилизации связаны всё же именно с Европой. Наиболее развитые страны Востока, сохраняя национальную культуру, в то же время сами ощутимо становятся «Западом». Это проявляется не только в заимствовании внешних атрибутов (всё же не случайно премьер-министр Японии в официальной обстановке носит классический европейский костюм, а не кимоно), но и в том, что вне европейского мира постепенно неуклонно распространяются сформулированные европейскими мыслителями политические идеи свободы, равноправия, демократической организации общества, выборности и сменяемости власти.

Впрочем, В. Р. Мединский настаивает на отказе от европоцентричности не в научных, а в сугубо идеологических целях: «такое изучение истории… позволит нам, не лакируя прошлое, в то же время не порождать новой чаадаевщины, ущербного ощущения собственной исторической неполноценности, синдрома “отставания от цивилизованного мира”».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
2020-й: что это было и как с этим жить 2020-й: что это было и как с этим жить

Как подводить итоги 2020 года и как давать оценку тому, что произошло?

РБК
Наука побеждать Наука побеждать

По требованию Сталина сняли целый цикл картин про русских военачальников

Дилетант
Технологии будущего: как они преобразят жизнь человека в следующие несколько лет Технологии будущего: как они преобразят жизнь человека в следующие несколько лет

Как технологии будущего позволят человеку выйти за рамки тесной реальности

Forbes
«Вар! Верни легионы!» «Вар! Верни легионы!»

Одно из самых унизительных поражений римской армии

Дилетант
Всё о малотравматичной блефаропластике — как «поднять» веки малой кровью Всё о малотравматичной блефаропластике — как «поднять» веки малой кровью

Вместе с экспертом разбираемся, какую блефаропластику выбрать

Cosmopolitan
Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
6 мотивирующих признаков, что ты худеешь (кроме показателей весов, разумеется) 6 мотивирующих признаков, что ты худеешь (кроме показателей весов, разумеется)

Если замечаешь эти признаки, значит, ты на правильном пути в похудении!

Playboy
Гюстав Флобер Гюстав Флобер

Гюстав Флобер глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Мир на бобах Мир на бобах

Как американские власти и защитники климата разгоняют цены на продовольствие

Эксперт
Александр, сын Ярослава Александр, сын Ярослава

Почему мы почти ничего не знаем об Александре Невском

Дилетант
«Венгрия — это не только Будапешт» «Венгрия — это не только Будапешт»

Почему российские компании выбирают партнерство с Венгрией

РБК
Дядька императора Дядька императора

В Российской империи воспитание царских отпрысков было делом политическим

Дилетант
Как путешествовать по миру на 50 долларов в день Как путешествовать по миру на 50 долларов в день

Платите меньше, путешествуйте дольше, действуйте с умом

kiozk originals
После выборов После выборов

Южная Корея, Сеул, район Куро, 18 декабря 1987 года

Дилетант
«Миру нужна унификация, чтобы приучить общество к разумному потреблению» «Миру нужна унификация, чтобы приучить общество к разумному потреблению»

О стандартизации сантехнической продукции как пути к рациональному потреблению

РБК
Андрей и Люся Андрей и Люся

С 1971 года жизненные пути Елены Боннэр и Андрея Сахарова «слились»

Дилетант
Как подготовиться к родам Как подготовиться к родам

Составляем план действий и готовимся к родам

9 месяцев
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Экономика доверия: как осторожность граждан сказывается на развитии страны Экономика доверия: как осторожность граждан сказывается на развитии страны

Уровень ВВП в России мог быть выше, если бы мы друг другу доверяли

Forbes
«Мне не в чем оправдываться» «Мне не в чем оправдываться»

26 декабря 2020 года в возрасте 98 лет ушёл из жизни Джордж Блейк

Дилетант
Людмила Улицкая: да, нет, знаю Людмила Улицкая: да, нет, знаю

«Свою роль в этом театре жизни я скорее понимаю как роль наблюдателя»

Glamour
С мечтой о Мальте С мечтой о Мальте

Как российский император Павел I протянул руку помощи рыцарям-католикам

Дилетант
Рыжие воробьи отпугнули клещей от гнезд полынью Рыжие воробьи отпугнули клещей от гнезд полынью

Наличие полыни в гнезде очень важно для рыжих воробьев

N+1
Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
41 м² 41 м²

Заказчик бюро Suite Home Interiors оказался ценителем дизайнерской мебели

AD
Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
Что делать, если вы стали свидетелем абьюза? Отвечает психолог Что делать, если вы стали свидетелем абьюза? Отвечает психолог

Что делать, если вы слышите мольбы о помощи из соседней квартиры?

Psychologies
Подписание акта о капитуляции Японии Подписание акта о капитуляции Японии

Токийский залив, борт линкора «Миссури», 2 сентября 1945 года

Дилетант
Собор парижской реставрации Собор парижской реставрации

Споры о судьбе Нотр-Дама продолжаются

Огонёк
Открыть в приложении