Почему любая покупка вредит природе

РБКОбщество

Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Том Сзаки, основатель и генеральный директор известной компании по переработке отходов TerraCycle, поделился с РБК мыслями о том, почему любая покупка вредит природе, как превратить пустую бутылку в финансовый актив и до каких пор борьба за экологию будет привилегией богатых

Подготовил Илья Носырев

«Переработка мусора сейчас в упадке»

Самый большой вызов — макроэкономическая ситуация. Есть три важных момента. Первый: цены на нефть низкие и будут продолжать снижаться, а это значит, что производство нового пластика будет дешевым и переработанный пластик не сможет с ним конкурировать. Второй: страны, которые раньше импортировали мусор, — Китай, Индия, Таиланд — из-за пандемии перестали это делать. Третье: сама упаковка товаров сейчас делается все более сложной — она состоит из нескольких кусков разного пластика и вставок из других материалов, и ее становится труднее перерабатывать.

«Перчатки и маски — только верхушка айсберга»

Потребление одноразовых товаров во время пандемии выросло примерно на 30%. Перчатки и маски — только верхушка айсберга. Куда серьезнее другое. За эти месяцы сильно выросла индустрия доставки, а ведь еду доставляют именно в одноразовой пластиковой упаковке. Вилки, ножи и тарелки можно перерабатывать, но сейчас люди их просто выбрасывают, не особо заботясь о раздельном сборе. И, что еще хуже, система сбора мусора, которая могла бы справиться с этой проблемой, во многих странах фактически поставлена на паузу, потому что работники опасаются возиться со вторсырьем.

«Мы сократили выбросы в атмосферу»

Но есть и хорошая новость: впервые за сто лет нам удалось снизить потребление продуктов нефтепереработки. В итоге мы сократили выбросы в атмосферу, животные стали возвращаться в места, где ранее обитали. Это происходило на протяжении нескольких месяцев по всему миру — от России до Австралии. Это показало, что, если есть необходимость, человечество может целенаправленно ограничить себя. В ближайшем будущем это придаст мощный импульс борьбе за экологию, в том числе на уровне законодательства.

«Упаковка из мусора превратится в актив»

Экологических проблем столько, что для них нет какого-то одного решения. Лично я фанат идеи многократного использования упаковки. Вам не нужен стаканчик от кофе, когда вы выпили кофе, или флакон от шампуня, когда он опустел. Но эти вещи продолжают вам принадлежать, и это очень странно. Если мы будем использовать их многократно, то такая упаковка из мусора превратится в актив. Например, вы можете использовать ее снова и снова сами или же сдавать, получая обратно депозит — сумму, которую стоит стаканчик или флакон без их содержимого. По сути, это новое отношение к обладанию вещами.

«Переработка становится преимуществом в бизнесе»

Есть две причины, почему компании вдруг начинают интересоваться переработкой. Первая — защититься от рисков: есть всеобщая ненависть к пластику, страхи по поводу мусорного кризиса. Это, так сказать, кнут. Он не вдохновляет. А пряник — это когда компании начинают заниматься переработкой, чтобы обойти конкурентов, заставляя людей покупать именно их товары. P&G, которая запустила шампунь в упаковке, сделанной из океанского пластика, тут хороший пример. Человек не купит себе больше упаковок шампуня, чем ему нужно, но он купит шампунь именно этой компании, узнав, что флакон сделан из переработанного пластика. Так переработка становится преимуществом в бизнесе.

«Любая покупка ведет к разрушению планеты»

Какие бы проблемы нас ни страшили — истребление животных, лесов, климатические изменения или мусор, — они все связаны с потреблением. Я сам потребитель, мне нравится покупать. Когда мы становимся богаче, мы начинаем покупать много и бездумно. Это животный инстинкт. Нам нравится покупать вещи. Если вы положите перед мышкой огромный кусок сахара, она съест его весь. У нас так же. Мы должны знать об этой своей черте, иначе мы будем покупать, покупать и покупать всякий хлам. Нам нужно работать над собой, чтобы находить счастье в чем-то другом… Всякий раз, покупая вещи, мы вносим вклад в разрушение планеты. Даже если ты покупаешь органические продукты, товары многоразового использования и т.д., любая покупка все равно ведет к разрушению планеты. Хороших покупок не бывает.

«Заветная мечта — взлет цен на нефть»

Переработка — это добыча ценности из мусора. Надо исходить из запроса самих компаний: нуждаются ли они в пластиковом вторсырье? Готовы ли покупатели тратить деньги, приобретая товары из переработанного пластика? Другой фактор — цены на нефть. Моя заветная мечта — чтобы цены на нефть взлетели. Чем выше цены на нефть, тем больше покупателей готовы покупать такую упаковку.

«На очистку океана понадобятся столетия»

Давайте честно — все решения, которые предлагают ведущие борцы с загрязнением океана, работают так: за год вы вытаскиваете из воды столько мусора, сколько туда бросают всего за час. Очистка океана — это титаническая задача, тут нужны проекты не на миллиарды, а на триллионы долларов. Еще одна серьезная проблема — океан никому не принадлежит. А если что-то никому не принадлежит, мы будем туда гадить и гадить. Нужно четко понимать, что на очистку океана понадобятся столетия. Дети наших детей будут вынуждены это разгребать. И это одна из причин, почему мы должны перейти к многократному использованию упаковки.

«Экология — слишком сложная тема»

Вот фраза, которую могла бы говорить Грета [Тунберг]: «Я не ученый, я просто сторонник борьбы за планету, обращайтесь к ученым». В наши дни экология стала модной темой, и политики по всему миру предлагают какие-то безумные решения. Вот почему наука и доказательность должны стать тем, к чему нужно прислушиваться. Когда у меня проблемы с сердцем, я иду к кардиологу, а не к любителю. Роль знаменитостей с «большим микрофоном» — разбудить людей. Но они должны призывать именно учиться: читайте книги, слушайте ученых. Экология — слишком сложная тема. В ней нет черного и белого. Разве что принцип «не покупайте вещи». Мы должны с большой осторожностью идти за людьми, чьи имена мелькают в заголовках газет.

«Борьба за природу — это привилегия богатых»

Вы никогда не задумаетесь о переработке, если в вашей стране небезопасно, люди необразованны, а на дорогах нет асфальта. Если вы собираетесь этим заниматься в странах третьего мира, значит, вы приехали из первого мира. На развивающихся рынках мы должны сперва добиться стабильности, улучшения положения людей, а затем у нас будет возможность подумать об экологии.

Фото: Naja Bertolt / Unsplash. Полностью интервью читайте на сайте РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении

Звезды Атлас и Плейона находились дальше друг от друга на небе, чем сейчас

N+1
Совместный полет Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

Forbes
Черная «Волга», о которой мечтали миллионы Черная «Волга», о которой мечтали миллионы

Мифы и факты о ГАЗ-3102 в его день рождения

Maxim
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Как нельзя носить оверсайз-пиджак: 6 признаков, что ты делаешь это неправильно Как нельзя носить оверсайз-пиджак: 6 признаков, что ты делаешь это неправильно

Пришло время разобраться в ошибках, которые можно совершать, надевая оверсайз

Cosmopolitan
Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
7 секретов стиля Грейс Келли, которые сделали ее модной иконой 7 секретов стиля Грейс Келли, которые сделали ее модной иконой

В чем секрет обворожительной Грейс Келли?

Cosmopolitan
Сообразим на троих Сообразим на троих

Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть «Красное & Белое»

Forbes
Пьянящий актив Пьянящий актив

Власти Крыма продают «Массандру» вместе с сотнями тысяч бутылок вина

Forbes
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Танец с бубном: как нужно разговаривать с клиентом в кризис Танец с бубном: как нужно разговаривать с клиентом в кризис

Как лучше выстраивать отношения с клиентами в кризис

Forbes
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
Признаки жизни Признаки жизни

Получим ли мы когда-нибудь доказательства существования внеземных организмов?

Вокруг света
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
2002 год 2002 год

Теракт на Дубровке, футбольный погром, запуск «Масяни» и «Идущие вместе»

Esquire
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Полина Лазарева: «Не теряю надежды, что рано или поздно мне встретится хороший человек, с которым буду счастлива» Полина Лазарева: «Не теряю надежды, что рано или поздно мне встретится хороший человек, с которым буду счастлива»

«Все детство меня пугали, как ужасна актерская профессия!»

Караван историй
Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
Росс Маккензи: Магазин из Ниоткуда Росс Маккензи: Магазин из Ниоткуда

Глава из книги Росса Маккензи «Магазин из Ниоткуда»

СНОБ
Лучше, чем жизнь Лучше, чем жизнь

Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино

Популярная механика
10 вещей, которые можно носить в любом возрасте 10 вещей, которые можно носить в любом возрасте

Одежда, которая подойдет женщинам вне зависимости от возраста

Cosmopolitan
Джон Леннон Джон Леннон

Правила жизни музыканта Джона Леннона

Esquire
Четыре случая в истории, наглядно показывающие, что с радиацией шутки плохи Четыре случая в истории, наглядно показывающие, что с радиацией шутки плохи

Радиация vs. человеческая глупость — 1:0

Maxim
Успеть за 15 секунд Успеть за 15 секунд

Людям надоело притворяться – в TikTok они остаются собой

Популярная механика
Ким Бейсингер в девяностых как олицетворение сексуальности — на экране и в жизни Ким Бейсингер в девяностых как олицетворение сексуальности — на экране и в жизни

Звезда «Бэтмена» и «Высокой моды» Ким Бейсингер стала секс-символом девяностых

Esquire
Фонд физтехов Фонд физтехов

Петр Лукьянов управляет деньгами российских бизнесменов — выпускников МФТИ

Forbes
Как NASA исследовало загадочный искусственный объект на орбите Земли: гость их прошлого Как NASA исследовало загадочный искусственный объект на орбите Земли: гость их прошлого

Блок ракеты «Кентавр», или странный объект на орбите Земли

Популярная механика
«Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой» «Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой»

Тимур Турлов — об истинной рентабельности брокерского бизнеса

Эксперт
Шестилетняя Настя из России, геймеры и комики: самые высокооплачиваемые YouTube-блогеры мира по версии Forbes Шестилетняя Настя из России, геймеры и комики: самые высокооплачиваемые YouTube-блогеры мира по версии Forbes

Youtube-блогеры с самыми высокими доходами

Forbes
Открыть в приложении