Почему любая покупка вредит природе

РБКОбщество

Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Том Сзаки, основатель и генеральный директор известной компании по переработке отходов TerraCycle, поделился с РБК мыслями о том, почему любая покупка вредит природе, как превратить пустую бутылку в финансовый актив и до каких пор борьба за экологию будет привилегией богатых

Подготовил Илья Носырев

«Переработка мусора сейчас в упадке»

Самый большой вызов — макроэкономическая ситуация. Есть три важных момента. Первый: цены на нефть низкие и будут продолжать снижаться, а это значит, что производство нового пластика будет дешевым и переработанный пластик не сможет с ним конкурировать. Второй: страны, которые раньше импортировали мусор, — Китай, Индия, Таиланд — из-за пандемии перестали это делать. Третье: сама упаковка товаров сейчас делается все более сложной — она состоит из нескольких кусков разного пластика и вставок из других материалов, и ее становится труднее перерабатывать.

«Перчатки и маски — только верхушка айсберга»

Потребление одноразовых товаров во время пандемии выросло примерно на 30%. Перчатки и маски — только верхушка айсберга. Куда серьезнее другое. За эти месяцы сильно выросла индустрия доставки, а ведь еду доставляют именно в одноразовой пластиковой упаковке. Вилки, ножи и тарелки можно перерабатывать, но сейчас люди их просто выбрасывают, не особо заботясь о раздельном сборе. И, что еще хуже, система сбора мусора, которая могла бы справиться с этой проблемой, во многих странах фактически поставлена на паузу, потому что работники опасаются возиться со вторсырьем.

«Мы сократили выбросы в атмосферу»

Но есть и хорошая новость: впервые за сто лет нам удалось снизить потребление продуктов нефтепереработки. В итоге мы сократили выбросы в атмосферу, животные стали возвращаться в места, где ранее обитали. Это происходило на протяжении нескольких месяцев по всему миру — от России до Австралии. Это показало, что, если есть необходимость, человечество может целенаправленно ограничить себя. В ближайшем будущем это придаст мощный импульс борьбе за экологию, в том числе на уровне законодательства.

«Упаковка из мусора превратится в актив»

Экологических проблем столько, что для них нет какого-то одного решения. Лично я фанат идеи многократного использования упаковки. Вам не нужен стаканчик от кофе, когда вы выпили кофе, или флакон от шампуня, когда он опустел. Но эти вещи продолжают вам принадлежать, и это очень странно. Если мы будем использовать их многократно, то такая упаковка из мусора превратится в актив. Например, вы можете использовать ее снова и снова сами или же сдавать, получая обратно депозит — сумму, которую стоит стаканчик или флакон без их содержимого. По сути, это новое отношение к обладанию вещами.

«Переработка становится преимуществом в бизнесе»

Есть две причины, почему компании вдруг начинают интересоваться переработкой. Первая — защититься от рисков: есть всеобщая ненависть к пластику, страхи по поводу мусорного кризиса. Это, так сказать, кнут. Он не вдохновляет. А пряник — это когда компании начинают заниматься переработкой, чтобы обойти конкурентов, заставляя людей покупать именно их товары. P&G, которая запустила шампунь в упаковке, сделанной из океанского пластика, тут хороший пример. Человек не купит себе больше упаковок шампуня, чем ему нужно, но он купит шампунь именно этой компании, узнав, что флакон сделан из переработанного пластика. Так переработка становится преимуществом в бизнесе.

«Любая покупка ведет к разрушению планеты»

Какие бы проблемы нас ни страшили — истребление животных, лесов, климатические изменения или мусор, — они все связаны с потреблением. Я сам потребитель, мне нравится покупать. Когда мы становимся богаче, мы начинаем покупать много и бездумно. Это животный инстинкт. Нам нравится покупать вещи. Если вы положите перед мышкой огромный кусок сахара, она съест его весь. У нас так же. Мы должны знать об этой своей черте, иначе мы будем покупать, покупать и покупать всякий хлам. Нам нужно работать над собой, чтобы находить счастье в чем-то другом… Всякий раз, покупая вещи, мы вносим вклад в разрушение планеты. Даже если ты покупаешь органические продукты, товары многоразового использования и т.д., любая покупка все равно ведет к разрушению планеты. Хороших покупок не бывает.

«Заветная мечта — взлет цен на нефть»

Переработка — это добыча ценности из мусора. Надо исходить из запроса самих компаний: нуждаются ли они в пластиковом вторсырье? Готовы ли покупатели тратить деньги, приобретая товары из переработанного пластика? Другой фактор — цены на нефть. Моя заветная мечта — чтобы цены на нефть взлетели. Чем выше цены на нефть, тем больше покупателей готовы покупать такую упаковку.

«На очистку океана понадобятся столетия»

Давайте честно — все решения, которые предлагают ведущие борцы с загрязнением океана, работают так: за год вы вытаскиваете из воды столько мусора, сколько туда бросают всего за час. Очистка океана — это титаническая задача, тут нужны проекты не на миллиарды, а на триллионы долларов. Еще одна серьезная проблема — океан никому не принадлежит. А если что-то никому не принадлежит, мы будем туда гадить и гадить. Нужно четко понимать, что на очистку океана понадобятся столетия. Дети наших детей будут вынуждены это разгребать. И это одна из причин, почему мы должны перейти к многократному использованию упаковки.

«Экология — слишком сложная тема»

Вот фраза, которую могла бы говорить Грета [Тунберг]: «Я не ученый, я просто сторонник борьбы за планету, обращайтесь к ученым». В наши дни экология стала модной темой, и политики по всему миру предлагают какие-то безумные решения. Вот почему наука и доказательность должны стать тем, к чему нужно прислушиваться. Когда у меня проблемы с сердцем, я иду к кардиологу, а не к любителю. Роль знаменитостей с «большим микрофоном» — разбудить людей. Но они должны призывать именно учиться: читайте книги, слушайте ученых. Экология — слишком сложная тема. В ней нет черного и белого. Разве что принцип «не покупайте вещи». Мы должны с большой осторожностью идти за людьми, чьи имена мелькают в заголовках газет.

«Борьба за природу — это привилегия богатых»

Вы никогда не задумаетесь о переработке, если в вашей стране небезопасно, люди необразованны, а на дорогах нет асфальта. Если вы собираетесь этим заниматься в странах третьего мира, значит, вы приехали из первого мира. На развивающихся рынках мы должны сперва добиться стабильности, улучшения положения людей, а затем у нас будет возможность подумать об экологии.

Фото: Naja Bertolt / Unsplash. Полностью интервью читайте на сайте РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
5 вариантов необычного завтрака 5 вариантов необычного завтрака

Изменить свой взгляд на завтрак, чтобы он вызывал только приятные эмоции

Худеем правильно
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
Никто не Вуди Аллен: 10 малоизвестных шедевров режиссера Никто не Вуди Аллен: 10 малоизвестных шедевров режиссера

10 неожиданных картин Вуди Аллена, которые вы могли пропустить

Forbes
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
86 м² 86 м²

Вид на лесной массив в Покровском-Стрешневе соблазнил дизайнера Юлию Фаер

AD
Дмитрий Евграфов: « В торговых центрах будет играть плохая музыка от ИИ» Дмитрий Евграфов: « В торговых центрах будет играть плохая музыка от ИИ»

Как создают музыку с помощью нейросетей и почему здесь не обойтись без человека

РБК
#косметология #косметология

Самые популярные процедуры для лица и тела, по которым мы больше всего скучали

Glamour
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
56 м² 56 м²

Неправильную геометрию квартиры дизайнер исправила с помощью систем хранения

AD
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
У птерозавров нашлись нелетающие родственники У птерозавров нашлись нелетающие родственники

Лагерпетиды — небольшое семейство предшественников динозавров

N+1
Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
Опасная уборка: как не навредить здоровью и красоте чистящими средствами Опасная уборка: как не навредить здоровью и красоте чистящими средствами

Эксперт: какие чистящие средства не стоит использовать, чтобы сохранить здоровье

Psychologies
Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства» Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства»

О разрушении модели мира, неопределенности и извлечении пользы из тревожности

РБК
10 городских арт-объектов 10 городских арт-объектов

Самые удивительные и знаменитые арт-объекты мира

Esquire
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Физики на шаг приблизились к решению загадки радиуса протона Физики на шаг приблизились к решению загадки радиуса протона

Физики применили технику частотных гребенок для решения загадки радиуса протона

N+1
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Безумства храбрых Безумства храбрых

«Так высоко, как Ольга Кузьмина, на этом проекте не летает никто»

OK!
Иранский синдром Иранский синдром

Как экономика Исламской Республики приспособилась к условиям санкций

Forbes
Телефон доверия: кто и как использует подмену мобильных номеров Телефон доверия: кто и как использует подмену мобильных номеров

Технологию подмены номера используют как крупные компании, так и мошенники

Forbes
Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика

Так ли апокалиптично будущее, как его представляют экоактивисты?

РБК
SPAльный район: бьюти-программа к празднику SPAльный район: бьюти-программа к празднику

Новый год хочется встретить красивой, свежей и отдохнувшей

Лиза
В области балета В области балета

Сергей Дягилев — феномен русского балета и создатель легендарных русских сезонов

Вокруг света
Планета Потребляндия, или Почему общество потребления — крайне полезная штука Планета Потребляндия, или Почему общество потребления — крайне полезная штука

Общество потребления — крайне полезная штука. Правда!

Maxim
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги

Как НКО могут самостоятельно зарабатывать на свое существование?

Forbes
Зоя. В жизни и на экране Зоя. В жизни и на экране

Выходит фильм о посвящённый трагической судьбе Зои Космодемьянской

Дилетант
Фактор роста Фактор роста

Развеиваем мифы о длинных волосах и рассказываем, как правильно их отращивать

Glamour
Открыть в приложении