Психологи о работе в новогодние праздники
Московские психологи неотложной психологической помощи, консультирующие по телефону, рассказали «Снобу», кто чаще звонит им в новогоднюю ночь, какие случаи запомнились и в чем плюсы телефонных консультаций
Екатерина Шапурова: «Обычно к нам обращаются с проблемами, но, бывает, и с радостью»
За десять лет, что я работаю в службе психологической помощи, мое дежурство ни разу не попадало именно на новогоднюю ночь, но, бывало, дежурила и 31 декабря, и 1 января. Вообще, приятно осознавать, что ты можешь помочь человеку, когда никто другой помочь не может, ведь многие не работают в это время, празднуют. Это, с одной стороны, большая ответственность, с другой — повод для гордости.
Казалось бы, новогодние праздники — время радости и веселья. Но таковым оно является не для всех. На линию службы психологической помощи в этот период звонят чуть чаще обычного. Это легко объяснить. Кто-то возлагает на новый год большие надежды — например, загадывает желание найти вторую половинку. Но год подходит к концу, а этого не случается, или случается, но пара распадается, и человек встречает Новый год в одиночестве. Кроме того, в канун этого праздника обычно подводят итоги года, и не всегда они оказываются позитивными. Оптимист в любом, даже самом сложном году найдет плюсы. А кто-то будет видеть одни минусы: тут плохо, там не получилось. Такие люди, видя в соцсетях успехи других, еще больше чувствуют себя неудачниками. Но нужно понимать, что соцсети — идеальная картинка жизни, обычно там не напишут, сколько пришлось работать и через какие трудности пройти, чтобы добиться успеха. И вот такие недовольные собой люди часто обращаются к нам за помощью. Мы помогаем им заглянуть внутрь себя и понять, что можно сделать, чтобы ситуация изменилась.
У некоторых в Новый год сбываются мечты, и они звонят нам, чтобы просто поделиться радостью, — но это редкость: обычно к психологам обращаются с проблемами или горем. Где-то на протяжении полугода к нам в службу звонила женщина, которую избивал муж. Она очень хотела ребенка, но не в таких отношениях. Потом она почти на год пропала, перестала звонить. А в канун Нового года вдруг позвонила мне: «Екатерина, спасибо за вашу поддержку. Я развелась с мужем, встретила прекрасного мужчину и недавно узнала, что беременна. Моя мечта сбылась! Спасибо вам!» Было очень приятно.
Еще один мой клиент позвонил аж через четыре года после первого звонка. У молодого человека была сильная зависимость, и он не видел смысла в жизни. Мы разговаривали с ним часа два. Обычно сеанс длится минут 40, но ситуации бывают разные: случается, что человек первые минуты просто рыдает навзрыд или ругается, и ты даешь ему прожить эти эмоции, а потом вы начинаете говорить. И вот он звонит через четыре года по другой причине и случайно попадает на меня. Выясняется, что он лечился в клинике: «Спасибо вам! Вы мне в свое время здорово прочистили мозги».
Вообще, существование службы психологической помощи населению — огромный плюс для клиентов: это анонимно, получить помощь можно в любой день и в любое время суток, в отличие от очных консультаций, на которые нужно записываться заблаговременно. Нам часто звонят люди, которые потеряли близких. С этим на очную консультацию к психологу не всегда есть силы пойти, да и не до того. Поэтому телефонная консультация — оптимальное решение для многих. А для психолога, когда в конце сеанса ты получаешь абсолютно искреннюю благодарность, — это настоящее счастье.