Лайнер китайской экономики попал в шторм
Китайский рынок акций штормит, в сфере недвижимости наблюдается спад. Население стареет, а на горизонте маячит японский сценарий. Правительство Китая принимает меры поддержки, но спасать всех не собирается, цель — управляемая «мягкая посадка»
Никакие меры поддержки, уже принятые и анонсированные, пока не могут вернуть китайский рынок акций к росту. Падение января–февраля лишь часть многолетнего тренда: индекс CSI300 (300 крупнейших компаний Китая на биржах Шанхая и Шэньчжэня) с пиковых значений середины 2021 года к настоящему моменту сократился на 40%. Конечно, когда Китаю в очередной раз предрекают кризис — это немного смешно, особенно на фоне того, что рост ВВП страны в 2023 году составил 5,2%, а свежий прогноз МВФ на 2024 год — 4,6%. Однако проблемы в экономике страны действительно есть, и сейчас они выливаются в турбулентность на рынке акций, тем более что американские и японские капиталы спешат уйти с китайского рынка ввиду возможных торговых, санкционных и других войн. По данным Bloomberg, в январе нерезиденты продолжали уходить: было продано акций на 2 млрд долларов.
Строители в пессимизме…
Начнем с одной из основных проблем — спада в сфере недвижимости. В 2023 году доля строительства в ВВП Китая составила 6,8%, недвижимости — 5,8%, а с учетом того, что недвижимость китайцы покупали не только для жилья, но и в качестве инвестиций, то значение этих отраслей для экономики страны трудно переоценить.
По данным Национального бюро статистики Китая, в 2023 году инвестиции в сфере недвижимости по сравнению с предшествующим годом сократились на 9,6%. Причем сокращение в секторе жилья составило 9,3%, а ведь на него приходится три четверти всех инвестиций в недвижимость.
В результате стройки уже сворачиваются: общая площадь помещений в новых проектах сократилась на 20,4% (на 20,9% в жилом секторе). Общая проданная площадь в 2023 году сократилась на 8,5%, объем продаж в юанях — на 6,5%. Инвесторы спешат сбросить квартиры: общая площадь помещений на продажу выросла на 19% (на 22,2% в жилом секторе). В довершение всего суд Гонконга все-таки принял решение о ликвидации многострадального китайского девелопера Evergrande. По процедуре ликвидации владельцы облигаций, предназначенных для иностранцев, окажутся последними в очереди кредиторов, что не добавляет им энтузиазма — и это точно стало одним из сигналов для инвесторов-нерезидентов, что им пора уходить с китайского рынка.
Китай действует так же, как ФРС США в разгар ипотечного кризиса: заливает систему деньгами. Еще в ноябре прошлого года было объявлено, что по национальным программам строительства доступного жилья и реконструкции «городских деревень» банкам предоставят не менее 1 трлн юаней (137 млрд долларов). Предполагалось, что эти деньги Народный банк Китая будет выдавать под 1,65–1,75%, это значительно ниже базовой ставки (3,45%). В рамках этого плана предполагалось возобновить программу PSL — дополнительного залогового кредитования (Pledged Supplementary Lending) и использовать другие специальные кредиты. Важное отличие PSL от стандартного механизма рефинансирования банков центральным банком заключается в том, что для получения PSL нужен залог. PSL-кредитование использовалось в Китае с 2014 года, тоже для преодоления спада на рынке недвижимости, но тогда это привело к росту ее стоимости, и к 2019 году такие кредиты практически перестали выдавать.
По данным Народного банка Китая, в январе 2024 года он предоставил «политическим» банкам фондирование на сумму 150 млрд юаней (20,9 млрд долларов) по низким ставкам. «Политическими» в Китае называются специализированные банки, которые обеспечивают поддержку государственной экономической политики, — что-то вроде наших институтов развития. Помимо самого китайского ЦБ в список входят Китайский строительный банк (China Construction Bank Corporation, CCB), Сельскохозяйственный банк Китая (Agricultural Bank of China, ABC), Промышленно-торговый банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China, ICBC). Месяцем ранее вливание составило 350 млрд юаней (49,1 млрд долларов), что стало рекордом с ноября 2022 года. Тогда же ставка по PSL была понижена с 2,4 до 2,25% годовых. Деньги, предоставленные через этот инструмент, предназначены для кредитования жилищных и инфраструктурных проектов. На конец января общий объем задолженности «политических» банков перед китайским ЦБ по старым и новым программам PSL составил 3,4 трлн юаней (480 млрд долларов). Последний раз такая задолженность наблюдалась в октябре 2020 года.