Социальный конструктор: как регулировать платформенную экономику
России предстоит уже в ближайшее время найти свой подход к регулированию платформенной занятости, включая и распространение на этот сектор системы социальных гарантий. Однако, как рассказывает в колонке для Forbes научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, из-за низкой готовности самозанятых к уплате налогов и страховых взносов сверх минимального уровня, действовать стоит поэтапно.
Цифровые платформы совершили революцию — они создали огромный рынок, где практически каждый работник может найти клиента на своих условиях — и где клиент в свою очередь может найти то, что его устроит из очень широкого круга предложений. Рынок самозанятых стал совсем другим.
Уже во II квартале 2022 года доля платформенной экономики в структуре ВВП России составляла более 1,5% ВВП и в том же году, по данным НИУ ВШЭ, общая численность занятых в этом секторе составляла около 15,5 млн человек — это если учитывать всех, и тех, для кого это была основная занятость (1,7 млн человек) и тех, кто использовал платформы для эпизодических или регулярных подработок. По данным Росстата за III квартал 2023 года, на регулярной основе 2,5 млн человек — то есть уже 3,4% всех занятых в стране — получали заказы через платформы.
От себя и на себя
Каждое поколение приходит в экономику со своими особенностями трудового поведения. В последние 25 лет развитие — семимильными шагами — культуры, искусства, образования привело к складыванию новых потребностей человека уже и в трудовой сфере. Свобода распоряжения собой, в том числе на работе, стала для многих важной ценностью наряду с уровнем вознаграждения — это с одной стороны. С другой — такая форма занятости иногда позволяет существенно повысить заработок. Это означает, что медианному работнику теперь важно, как минимум, самостоятельно планировать свое рабочее время, как максимум — самому задавать характеристики своего труда, его интенсивность, в том числе потому, что это позволяет получить дополнительный доход.
Здесь мы не говорим о собственно творческих профессиях — труд профессора или дизайнера может регулироваться стандартным трудовым договором, но быть свободным по самому своему содержанию.
Работа «от себя и на себя» была распространена и раньше — 100 лет назад в России это называлось «кустарь-одиночка». Однако есть огромная разница между сегодняшними и тогдашними самозанятыми. Сегодня это во многом дополнительная занятость, дополнительный заработок. Люди стремятся увеличить свой доход — как правило, чтобы преодолеть временный разрыв между потребностями и основным доходом. Типичные ситуации: молодая семья, где только родился ребенок и жена временно не работает, необходимость собрать средства на крупную покупку или на отпуск, подработка во время первого этапа профессиональной карьеры, когда работник получает небольшую зарплату. Другая, причем наиболее активно растущая группа самозанятых — это, по-прежнему профессионалы, целиком посвятившие себя своему делу и получающие от него основной доход.
Чем был рынок самозанятых до появления платформ? Если оставить в стороне высоких профессионалов, предложение уникального творческого труда, то «радиус возможностей» каждого — от слесаря до тренера — ограничивался сарафанным радио. Работники оставались привязанными к местным клиентам и их кругу общения. Другая часть — «прикреплялась» к какому-то якорному клиенту. Это, с одной стороны, мешало самозанятому работнику при необходимости быстро увеличить свой доход или, наоборот, сократить рабочее время, с другой — ограничивало мотивацию к повышению качества работы.
Таким образом, платформы сформировали значительное социальное благо, сопоставимое с расширением доступного рынка на порядок или даже на два порядка. Получатели этого блага — не только вовлекаемые работники, но буквально все граждане и предприятия. Это значительный эффект масштаба для тех, у кого есть желание подработать или необходимость работать на себя, не имея при этом стартового капитала.