Марина Лошак о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство

СНОБКультура

Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души

В рамках проекта «Индустрия» соучредитель фонда «Новые коллекционеры» и бывший директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак рассказала «Снобу» о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство и о том, почему современный музей должен быть полем экспериментов

Беседовала Юля Крюкова

Марина Лошак. Фото: Борис Захаров

Куратор, галерист и бывший директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак — человек, чьи заслуги и профессиональные компетенции в сфере искусства в России переоценить сложно. После десятилетнего руководства одним из важнейших российских музеев Марина Лошак продолжает создавать пространство диалога между всеми участниками культурных процессов, в числе ее новых проектов — Фонд поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», а также работа в команде петербургского музея «Полторы комнаты».

Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь, что находится в фокусе вашего внимания после ухода из ГМИИ им. А. С. Пушкина?

Моя новая жизнь после ухода из музея, безусловно, очень привлекательна для меня просто потому, что она новая, а это всегда очень классно. Протекает она довольно разнообразно. Сначала я сделала первый шаг в сторону места, в которое была влюблена: присоединилась к команде музея «Полторы комнаты» — и это можно сравнить с моментом, когда человек вступает в какое-то другое состояние — тотальной любви, счастья без изъянов. Здесь соединилось все: и любимый поэт, и мое филологическое образование, и мое литературное прошлое (первое место работы Марины Лошак — Одесский литературный музей, где она была экспозиционером. — Прим. ред.).

Такое бывает не часто, и со мной случилось именно это: я нашла свое место, в котором мне абсолютно, стопроцентно комфортно, которое мое, как будто бы я его делала или как будто бы я его придумывала, как будто так всегда было. Наверное, потому что люди, которые там собрались, — это мои люди. Человек, который поддерживает это место своим стопроцентным участием — и моральным, и физическим, и материальным, — Максим Левченко. Саша Бродский — мой друг, художник, архитектор, которым я всю жизнь восхищалась и с которым была счастлива работать, и много работала.

Кроме того, есть вещи, которые я не могу не осуществить просто потому, что мне очень хочется поделиться тем, что я знаю, чему уже научилась за это время и через что прошла, и в том числе через сложные моменты. Я стараюсь помогать всем тем, кого люблю и кто, мне кажется, ценен для нашего общества. Просто помогать. Из желания объединить своих давних и недавних друзей в одну команду, для того чтобы помогать больше, лучше и завоевывать новые пространства, появился фонд «Новые коллекционеры». Я рада, что к моему огромному списку действительно моих друзей, товарищей, людей, которых я люблю и которым симпатизирую, прибавляется не менее обширный список тех, кого я узнаю впервые и кто мне ужасно интересен, и это в основном очень молодые люди.

Вы очень воодушевляющее про все это говорите. Расскажите о молодых людях, которые особенно вдохновляют в сфере культуры и искусства вас сегодня.

Надо признаться, что есть люди, на которых я смотрела, может быть, не как на партнеров, а немного издали, как «свадебный генерал», когда была директором музея. Вообще, все мои посещения Петербурга — это были приезды «свадебного генерала», который там посещает другие музеи, разговаривает с директорами, о чем-то договаривается.

Фото: Ольга Наседкина

Это совсем другое впечатление о городе. А когда ты приезжаешь нормальным человеком, видишь то, чего не видел никогда раньше и даже не представлял, — это меняет картину мира. Вот так произошло и происходит у меня с Петербургом до сих пор. То же самое в Москве, Нижнем Новгороде, Суздале, Владимире — проявляется художественная жизнь, и внутри нее я вижу много талантливых людей. В Петербурге их действительно много, один из них — Михаил Иванов, который создал фантастическое пространство «Подписные издания». Абсолютно им восхищаюсь. Кстати, «Полторы комнаты» и «Подписные издания» — это предельно родственные структуры с похожим духом. Катя Пантелеева, которая занимается нашим книжным магазином, пришла из «Подписных изданий». Восхищаюсь ребятами, которые развивают «Стрит-арт хранение» на территории Севкабель Порта, серьезностью их подхода и уважением к художникам, которые занимаются уличным искусством. Восхищаюсь также и коллекционерами, которые за этим стоят. Я с большим уважением отношусь к вообще коллекционерам и тому, как они сейчас активно поддерживают молодое искусство, просто потому что его нужно поддерживать.

Молодое искусство — одна из самых ярких тем, наверное, сейчас в любом разговоре об арт-индустрии. Часто слышу от профессионалов рынка, что повышенное внимание к молодым художникам просматривается не только в России, это общемировой тренд. Как вам кажется, с чем это связано?

Люди устали от устоявшегося, старого, ждут свежих высказываний новых лиц. Вообще ждут чего-то другого, и, честно говоря, это другое должно появиться. Не с точки зрения технологии или формата, а с точки зрения отношения к миру — искусство как нельзя лучше отражает это. Во всем мире в последние год стал очевиден — если опустить территорию жесткой коммерции каких-то глобальных галерей — большой интерес к нишевому. Внимание ко всему маленькому, локальному, неочевидному, требующему поддержки — для того, чтобы у этих скромных вещей была возможность роста.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе» Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе»

Никита Калмыков о фаст-фешене, старинных кружевах и объемах продаж

СНОБ
Как бороться с тревогой: методы доказательной медицины, которые вернут радость жизни Как бороться с тревогой: методы доказательной медицины, которые вернут радость жизни

В погоне за психологическим здоровьем многие прибегают к неэффективным средствам

ТехИнсайдер
Как после Второй мировой войны возрождались автомобильные гонки Как после Второй мировой войны возрождались автомобильные гонки

Глава из работы Жана-Луи Монсе «Большая книга Формулы-1»

СНОБ
Искусство слушать: как понять своего собеседника Искусство слушать: как понять своего собеседника

Глава из книги «Меньше слов» — о том, как вынести пользу из общения

Inc.
5 распространенных ошибок при считывании языка тела 5 распространенных ошибок при считывании языка тела

Пять распространенных ошибок, связанных с чтением языка тела других людей

Psychologies
Короткие волны, споты и риф-брейки: где серферам покататься на доске в Приморье? Короткие волны, споты и риф-брейки: где серферам покататься на доске в Приморье?

Лучшие серф-пляжи в окрестностях Владивостока

Правила жизни
«Отсутствие конфликтов — серьезный симптом»: почему не стоит бояться разногласий в отношениях «Отсутствие конфликтов — серьезный симптом»: почему не стоит бояться разногласий в отношениях

Глава из книги «Мои любимые триггеры: что делать, когда вас задевают за живое»

Psychologies
Fine dining Fine dining

Файн-дайнинг не может быть безликим, это авторская история

Bones
«Роль Волка пришла ко мне в нужный момент» «Роль Волка пришла ко мне в нужный момент»

Влад Ценёв — о международных проектах, манипуляциях и мечтах

OK!
Все альбомы и сборники Nirvana от худшего к лучшему Все альбомы и сборники Nirvana от худшего к лучшему

Были ли у Nirvana плохие альбомы?

Maxim
Рузиль Минекаев: «В школе я не был крутым парнем» Рузиль Минекаев: «В школе я не был крутым парнем»

Как Рузиль Минекаев реагирует на навязчивых фанаток и почему боится славы

VOICE
Взрывной характер Взрывной характер

«Оппенгеймер»: дебаты о коммунизме, квантовая физика и охота на ведьм

Дилетант
Берлинале-2024: как Руни Мара попала на «Кухню» Берлинале-2024: как Руни Мара попала на «Кухню»

Какими приемами пользуются режиссеры и как их воспринимают зрители?

РБК
Если вы не любите камамбер, то вы его просто не умеете готовить. Раскрываем секреты, как правильно есть сыр Если вы не любите камамбер, то вы его просто не умеете готовить. Раскрываем секреты, как правильно есть сыр

Чтобы раскрыть истинную магию вкуса, камамбер нужно правильно подавать и есть!

ТехИнсайдер
Семена раздора Семена раздора

Наибольший объем квот на импорт семян получили никому не известные компании

Монокль
Плавучий Диснейленд: как выглядят самые необычные круизные корабли в мире Плавучий Диснейленд: как выглядят самые необычные круизные корабли в мире

Как зарождалась популярность круизов и какие лайнеры проектируют сегодня

Forbes
Упаковка меняет имя Упаковка меняет имя

Как меняются производители упаковочных материалов

Деньги
Не хлебом единым Не хлебом единым

Почему агробизнес считает важными инвестиции в социальные проекты

Агроинвестор
Крутые перцы Крутые перцы

Многие ассоциируют перец с яркой остротой, но это не так — разновидностей много

Bones
Декрет для отцов: как воспитывают детей скандинавские мужчины Декрет для отцов: как воспитывают детей скандинавские мужчины

Личные истории скандинавских отцов и их детей в книге Nordic Dads

Psychologies
История Дэвида Кореша: крах безумного лидера секты, который готовился к концу света История Дэвида Кореша: крах безумного лидера секты, который готовился к концу света

Кем был лидер секты «Ветвь Давидова» Дэвид Кореш?

ТехИнсайдер
В погоне за Бенни: лучшие фильмы Бена Аффлека В погоне за Бенни: лучшие фильмы Бена Аффлека

Собрали жемчужины из фильмографии человека-мема Бена Аффлека

Правила жизни
Сантьяго, до востребования Сантьяго, до востребования

Как чилийские режиссеры снимали родину за границей и пережили диктатуру

Weekend
Закрой холодильник! Закрой холодильник!

Как перестать есть по ночам

Лиза
Рейтинг шести поколений Ford Bronco Рейтинг шести поколений Ford Bronco

Ford Bronco вернулся на рынок, до смерти напугав своего старого конкурента

4x4 Club
Жена Вермеера взвешивает деньги: как торговля и этика накопления влияют на живопись Жена Вермеера взвешивает деньги: как торговля и этика накопления влияют на живопись

Глава из книги «Шляпа Вермеера. XVII век и рассвет глобального мира»

Forbes
Вот тут болит Вот тут болит

Боль в груди: разбираем самые частые причины

Лиза
«Я же по милосердию Божьему остался невредим…» «Я же по милосердию Божьему остался невредим…»

Письмо Александра II дочери

Дилетант
Подробная инструкция для хозяек: как почистить индукционную варочную панель разными способами Подробная инструкция для хозяек: как почистить индукционную варочную панель разными способами

Как правильно мыть индукционную плиту, чтобы её не повредить?

ТехИнсайдер
Фетиш с мотором Фетиш с мотором

Или как не потерять себя, оставшись без одежды

Автопилот
Открыть в приложении