Алексей Волков — о трудностях реализации туристических проектов

МонокльБизнес

«К 2030 году мы качественно изменим конъюнктуру рынка»

В ближайшие шесть лет в России планируется ввести в строй от 200 до 300 тысяч гостиничных номеров — это чуть меньше трети от всех существующих коллективных средств размещения в стране. Такую динамику стройки мы наблюдали только при подготовке к Олимпиаде в Сочи

Лина Калянина

Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков: «В общей сложности в развитие туризма за последние три года бизнес и государство вложили порядка 200 миллиардов рублей». Фото: из личного архива Алексея Волкова

«Если строить, так сразу целую Анталию, не меньше, и при этом с олимпийской скоростью» — так сегодня профессиональное сообщество воспринимает планы российского правительства кардинальным образом изменить туристический ландшафт в стране. Государство приняло решение в короткие сроки ликвидировать гигантское отставание нашей страны от успешных туристических стран и регионов. Помимо государства индустрия гостеприимства сегодня привлекает и большое число инвесторов, как уже давно работающих на этом рынке компаний, так и представителей других — самых разных — отраслей. Туристический бизнес кажется сегодня перспективным и привлекательным: такого дефицита предложения и незанятых ниш нет, пожалуй, нигде в нашей экономике.

Однако с точки зрения экономической эффективности и возврата инвестиций туристическая отрасль — одна из самых сложных и плохо прогнозируемых. Не исключено, что сегодняшний ажиотаж среди инвесторов через некоторое время обернется охлаждением и скепсисом. О том, с какими трудностями может столкнуться государство и бизнес при реализации туристических проектов, об инвестиционной привлекательности отрасли и запланированных мегапроектах мы поговорили с одним из участников сегодняшних отраслевых дискуссий президентом Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексеем Волковым.

— Туристическая отрасль в последнее время находится в центре внимания властей и бизнеса. С чем связан этот ажиотаж?

— Внутри страны появился спрос на туристический продукт. Потребитель, который раньше выезжал за рубеж, сейчас ищет, куда поехать внутри страны. Эта тенденция еще больше усилилась в связи с последними геополитическими событиями. Появился запрос на инфраструктуру, качественный сервис и вообще на туристический продукт в целом. В плане продукта мы сильно отстаем от ведущих туристических стран. У нас есть отдельные классные отели, рестораны, у нас есть пара-тройка хороших горнолыжных курортов, есть два-три пляжных направления — Геленджик, Анапа, Сочи. Но в целом у нас в стране никогда не стояло задачи развития внутреннего туризма, 95 процентов всех туроператоров страны занимались выездным туризмом.

Понимая эту ситуацию и то, какие деньги наши граждане увозят за рубеж в турпоездках, правительство начало менять отношение к отрасли. Благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» на развитие отрасли уже направлены дополнительные деньги. Сегодня разрабатывается концепция развития туризма до 2030 года. Впервые в истории в Государственной думе появился комитет по туризму — этого никогда раньше не было.

— А что дает нацпроект?

— Прежде всего государственную поддержку в плане льготного кредитования и различных других мер помощи инвесторам. Внутри национального проекта по туризму есть три федеральных проекта: первый — кадры, второй — развитие туристической инфраструктуры и третий — маркетинг, работа с туристическими продуктами. Развитие инфраструктуры курирует Минстрой России. Создана корпорация «Туризм. РФ», которая занимается сопровождением проектов, мастерпланированием территории, а также соинвестированием в туристических объектах.

— Каким образом происходит взаимодействие бизнеса с корпорацией?

— Если вы планируете развитие курорта или отеля более чем на 120 номеров, вы можете обратиться в корпорацию «Туризм.РФ», которая входит в ваш проект как миноритарный акционер — размер пакета зависит от конкретных параметров проекта — и помогает привлечь льготное кредитование от банков — до 80 процентов стоимости проекта. Этот механизм позволяет государству найти инвесторов на большие проекты, на несколько проектов одновременно.

— Сколько отелей будет построено с привлечением госкорпорации?

— Ожидаемая динамика такая: в ближайшие два года будет открываться по 40 тысяч номеров в год в отелях капитального строительства в проектах с привлечением «Туризм.РФ».

— А сколько всего номеров может быть построено в ближайшее время?

— До 2030 года добавится от 200 до 300 тысяч номеров к сегодняшнему миллиону в классифицированных отелях. Представьте себе, мы за всю нашу историю миллион номеров сделали, а сейчас за шесть лет хотим еще 300 тысяч сделать. И это не считая модульных отелей и глэмпингов, на развитие которых правительство тоже дает поддержку в виде грантов. В 2024 году откроется порядка 600 некапитальных объектов размещения.

— В прошлом году было целое поручение президента о развитии модульных отелей и выделении на эти цели восьми миллиардов рублей в виде субсидий. Почему вдруг такое внимание к этому сегменту?

— Модульные отели и глэмпинги позволяют быстро решить задачу увеличения количества мест размещения. Ведь капитальный отель строится от двух до пяти лет, в зависимости от размера проекта. И у большого проекта окупаемость может быть 20–25 лет, а рентабельность — два-три процента. Надо еще найти инвестора на такие проекты. А с модульным строительством все проще. Если мы, например, говорим о бюджете глэмпинга на 30 юнитов, это примерно 100 миллионов рублей. Но с некапитальным строительством есть проблемы нормативного плана, связанные с тем, что строительных норм и правил, требований, регламентов, противопожарных, противоэпидемиологических, антитеррористических и прочих, не предусмотрено ни по глэмпингам, ни по модульным отелям. Нет даже понятия и определения такого. Кто-то строит типа бытовок, а кто-то заморачивается и строит классно, качественно.

— Какой объем инвестиций в отрасль уже есть и какой запланирован на ближайшие годы?

— В прошлом году на развитие туризма государство потратило 28 миллиардов рублей, в этом году планирует потратить 43 миллиарда. Это только государство. В общей сложности на развитие туризма за последние три года бизнес и государство вложили порядка 200 миллиардов рублей.

— А государство во что вкладывает?

— Государство субсидирует кредитную ставку инвесторам, строит дороги, подводит коммуникации. Задача государства — сделать туризм инвестиционно привлекательным, чтобы инвесторы входили в это направление.

— А кто все-таки эти инвесторы? Ощущение некой консолидации рынка: есть определенный пул крупных компаний, которые давно на гостиничном рынке, и государство ведет с ними сегодня диалог, для того чтобы реализовывать туристические мегапроекты.

— Да, есть пул крупных компаний, которые находятся в авангарде процесса трансформации туристического рынка. Это такие компании, как «Васта Дискавери» Сергея Бачина — у нее много проектов: в Красной Поляне, на Дальнем Востоке, в центральных регионах страны. Компания «Мантера» Александра Ткачева, которая объединяет сегодня целый ряд активов: олимпийские отели в Красной Поляне, «Сочи Парк» с игорными зонами и большим тематическим парком. В прошлом году «Мантера» купила курорт «Архыз», где будет создавать новый горнолыжный кластер, есть проекты на Алтае, на Дальнем Востоке. Гостиничная компания «ГОСТ Отель Менеджмент», входящая в структуру холдинга Олега Дерипаски, владеет и управляет большим количеством отелей по всей стране. Есть «Космос Групп» — дочерняя структура АФК «Система» Владимира Евтушенкова, гостиничная сеть «Азимут» Александра Клячина — большая федеральная компания. Сегодня происходит экспансия крупных компаний, у которых есть опыт, кадры, компетенции.

— При этом в отрасль сегодня идет очень много непрофильных инвесторов. Откуда они?

— Инвесторы приходят из фармы, из строительного бизнеса, девелопмента, отовсюду. Все видят, что есть спрос на туристический продукт, есть поддержка этой отрасли государством.

— Как такой внешний инвестор может зайти в отрасль? Что он должен делать?

— Мы совместно с «Туризм.РФ» разработали план-схему для различных инвесторов с разными запросами. Например, есть деньги, но нет земли. Есть земля, но нет денег. Есть деньги, есть земля, нет идеи. Есть деньги, земля, идеи, но непонятно, как это реализовывается. Корпорация развития региона, правительство региона — они являются единым окном для инвесторов и помогают упаковать проект.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как вести мировую экономическую войну Как вести мировую экономическую войну

О природе экономического роста, происходящего сейчас в России

Монокль
Вера Алентова: «Мы с Меньшовым совершенно разные: он человек «да», а я человек «нет» Вера Алентова: «Мы с Меньшовым совершенно разные: он человек «да», а я человек «нет»

Вера Валентиновна Алентова о своей жизни накануне 70-летия

Караван историй
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
Рыба моей мечты Рыба моей мечты

В России действительно много разнообразной рыбы и есть чем гордиться

Bones
Место для мечты Место для мечты

Самый ценный подарок, который вы можете себе сделать — взять и осуществить мечту

Men Today
Кто придумал кукурузные хлопья и как их делают: история первых быстрых завтраков Кто придумал кукурузные хлопья и как их делают: история первых быстрых завтраков

Это блюдо буквально завоевало весь мир, но придумали его совершенно случайно

ТехИнсайдер
В лакированной карете. Лев Оборин о романе «Петербург» Андрея Белого В лакированной карете. Лев Оборин о романе «Петербург» Андрея Белого

Как устроена книга Андрея Белого «Петербург»

СНОБ
Чем закусывать напитки из «Москвы — Петушков»: советы сомелье Чем закусывать напитки из «Москвы — Петушков»: советы сомелье

Гастрономические пары к напиткам из поэмы Венедикта Ерофеева

СНОБ
Микросадик для микрозелени: вписываем новый тренд в интерьер Микросадик для микрозелени: вписываем новый тренд в интерьер

Чтобы вырастить микрозелень, потребуется всего несколько дней

Караван историй
Ругайтесь на здоровье: 2 аргумента в пользу ссор в паре Ругайтесь на здоровье: 2 аргумента в пользу ссор в паре

Мужья и жены, которые спорят до хрипоты, живут дольше тех, кто подавляет гнев

Psychologies
Крестные мамы: как снимают байопики о знаменитых преступницах Крестные мамы: как снимают байопики о знаменитых преступницах

Лучшие фильмы о легендарных гангстершах

Правила жизни
Продолжаем следить за лунной гонкой Продолжаем следить за лунной гонкой

После полувековой паузы лунная гонка вновь набирает силу

Наука и техника
Кульницы, мишурники и уррнака. «Питерские монстры» Веры Сороки Кульницы, мишурники и уррнака. «Питерские монстры» Веры Сороки

Сказки для взрослых, герои которых держат магазин неизданных и недописанных книг

СНОБ
New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера

Плотность частиц пыли в Поясе Койпера падает медленнее, чем это предсказывают

N+1
Вещь в себе. Тест-драйв гибрида Tank 500 Urban Вещь в себе. Тест-драйв гибрида Tank 500 Urban

Tank 500 Urban — самый практичный внедорожник из представленных в России

СНОБ
Сладко / Не сладко! Сладко / Не сладко!

Стас Пауль, автор знаменитых свекольного мильфея и крема из пастернака

Собака.ru
«Меня постоянно бросают»: как построить надежные отношения «Меня постоянно бросают»: как построить надежные отношения

Что делать, если ты влюбляешься в мужчин, а они все время тебя бросают?

Psychologies
Авоськи, бидоны и пирамидки из картона: какой была упаковка во времена СССР Авоськи, бидоны и пирамидки из картона: какой была упаковка во времена СССР

Рассказываем, какой была упаковка для продуктов во времена Союза

ТехИнсайдер
Ты точно его слушаешь: Кто такой MACAN? Ты точно его слушаешь: Кто такой MACAN?

Чем MACAN так нас всех зацепил?

ЖАРА Magazine
Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди

Как выглядела карта путешествий и миграций во время расцвета Римской империи?

ТехИнсайдер
«Золотое дно»: как Сергей Минаев попытался сделать российский вариант «Наследников» «Золотое дно»: как Сергей Минаев попытался сделать российский вариант «Наследников»

Почему «Золотое дно» невозможно сравнивать с американским хитом «Наследники»

Forbes
Куда исчезают космические аппараты на Марсе и другие интересные факты о Красной планете Куда исчезают космические аппараты на Марсе и другие интересные факты о Красной планете

Предлагаем вам расширить свой кругозор и узнать больше об этой Красной планете

ТехИнсайдер
До дрожи в земле До дрожи в земле

От холода порой дрожат не только люди и коты, но даже... сама земля

Наука и жизнь
Звездная пыль. Как Виктор Цой стал легендой Звездная пыль. Как Виктор Цой стал легендой

«Сноб» рассказывает культовую историю жизни Виктора Цоя

СНОБ
Правда ли, что OLED-экраны выгорают? Правда ли, что OLED-экраны выгорают?

Все слышали, что OLED экраны выгорают, но так ли это?

CHIP
По кинообразу и подобию По кинообразу и подобию

Как Отар Иоселиани склеил пространство, смешал время и отменил страдание

Weekend
Андервольтинг видеокарты: что это такое и как сделать? Андервольтинг видеокарты: что это такое и как сделать?

Андервольтинг незаменим, если вы хотите избавиться от перегрева видеокарты

CHIP
«Набрала 10 кг из-за него»: могут ли отношения стать причиной лишнего веса — мнение эксперта «Набрала 10 кг из-за него»: могут ли отношения стать причиной лишнего веса — мнение эксперта

Как эмоциональные трудности в отношениях могут привести к лишнему весу?

VOICE
Шампанское, бароло и пино-нуар: каким вином запивать трюфели Шампанское, бароло и пино-нуар: каким вином запивать трюфели

Как правильно подобрать вина под черные, белые и летние трюфели.

СНОБ
Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации

О детской мотивации, почему она снижается и как преодолеть этот кризис

СНОБ
Открыть в приложении