Ешь, варись, люби
«Рецепт любви»: гимн кухне и жизни
В российский прокат выходит распробованный и прославленный критиками, но пока не вполне оцененный массовой аудиторией обладатель каннской награды за лучшую режиссуру «Рецепт любви». В небыстрой и обманчиво простой гастрономической драме, приготовленной руками и сердцем современного французско-вьетнамского классика Чан Ань Хунга, хочется увидеть грандиозное признание в любви к процессу жизни как таковому.
1880-е, Франция, бурлит Третья республика. Но входящему в осень своей жизни помещику-гурману Додену Буффану (не очень-то узнаваемый Бенуа Мажимель) не до политики. У него одна страсть — кулинария. Точнее, две: кулинария и Эжени (Жюльетт Бинош), женщина, которая много лет заправляет на его кухне. Это ей Наполеон французской кухни, как Додена с придыханием называют любители поесть, может доверить любое блюдо из своего меню, это она управляет огородом, разговаривает по душам с морковками, обнимает салат и готовит для Додена и его бездонных буржуазных друзей регулярные обеды. Это единственный человек, с которым обсуждение хоть камбалы (она же тюрбо), хоть «норвежского омлета» (не перепутайте этот десерт с действительно омлетом) наполняется тем же высоким смыслом, который обычно присущ рассуждениям астрономов о небесных телах, а поэтов — о потраченном гонораре. Доден искренне (и вполне справедливо) считает, что открытие нового блюда осчастливит человечество скорее, чем открытие новой звезды, а книга рецептов, конечно, надежнее поэтического сборника.
Эжени и Доден давно вместе, но все еще не женаты. Их любовь, как хорошее вино, зреет столь удачно, что женитьба — своеобразное откупоривание пробки — видится хоть и важным, но скорее печальным событием. Не этапом, но итогом. «Рецепт любви» — это фильм о процессе. Первые полчаса проходят между огородом и просторной кухней, в которой варят, парят, студят, жарят, запекают, маринуют, приправляют,