Искусственный интеллект в литературе, живописи, музыке и кино: идеальный подмастерье
Как технологии могут изменить различные виды искусств
ChatGPT, созданный компанией OpenAI и появившийся всего год назад, еще не успел преобразить информационную реальность, но ему удалось сделать очевидной необратимость ее изменений. Он продемонстрировал, насколько еще высок процент рутинных, неэффективно тратящих человеческое время процессов даже в существующей и, казалось бы, такой удобной цифровой среде. А если вспомнить, что в не столь далеком XX веке было нормой потратить день на поход в общественную библиотеку, чтобы получить доступ к неэксклюзивному, но по каким-то причинам недоступному печатному источнику информации, то степень изменений станет еще более очевидной. Искусственный интеллект, еще совсем недавно похожий на ребенка, который учится говорить и совершает нелепые ошибки на каждом шагу, наконец не просто освоил человеческую речь, но и научился читать и писать на уровне, позволяющем высвободить колоссальные ресурсы человеческой цивилизации, до сих пор растрачивающей свой творческий и интеллектуальный потенциал по мелочам.
Читка
Один из самых очевидных прорывов произошел в области преобразования печатного текста в звук. Восприятие значительного количества текстов в звуке (процент книг, которые выходят одновременно в печатной и в аудиоверсии, с каждым годом увеличивается) уже революция. Но запись книги остается по-прежнему трудоемким и дорогостоящим процессом. И затраты на него не всегда себя оправдывают. В этом случае важен еще один нюанс: голос и манера чтения часто устраивают не всех читателей. Если чтец слишком выразителен, слишком индивидуален, это может скорее оттолкнуть массового слушателя. Идеальный чтец должен не разыгрывать перед ним спектакль, а стать голосом внутри его головы. И здесь у нейросетевых технологий свои преимущества. Если поддержание единообразия интонации на протяжении многочасовой читки требует от чтеца усилий, то для программ по синтезу речи это само собой разумеется. При этом они смогли научиться тому, что умеет далеко не каждый человек: правильно интонировать при чтении текста.
Программы синтеза речи не отменяют читку человеком — они резко расширяют круг литературы, доступной в аудио-формате, тем самым предоставляя выбор: читать или слушать. У каждого способа восприятия текста свои преимущества. В свою очередь, у каждого человека свои особенности восприятия текстов: кому-то проще читать, кому-то — воспринимать на слух. Ожидания от будущего — более точное интонирование (и здесь совершенству нет предела), а также возможность выбирать наиболее комфортный для себя голос, которым книга прочитана. Пока эта опция недоступна. Но очевидно, что в будущем она станет одним из преимуществ программ по преобразованию текстов в звук. Читка человеком станет эксклюзивной и дорогостоящей. Пока трудно себе представить, что в чтении художественных текстов, где требуется передавать эмоции, можно будет без него обойтись. И все же сомневаться не приходится: технологии будут неуклонно двигаться и в эту сторону и рано или поздно позволят оцифровать человеческие эмоции, пусть и частично.
Тексты
Написание текстов никогда не было исключительно авторской работой. Более того, фигура автора возникла не так давно, и уже в прошлом веке Ролан Барт провозгласил его символическую смерть, утверждая, что текст — это всего лишь «ткань из цитат». Таким образом он сформулировал суть механизма, лежащего в основе генеративного искусственного интеллекта. Он не вытесняет автора, а наоборот, занимает свое место, до сих пор занятое автором, который был вынужден выполнять несвойственную ему работу: ткать «ткань из цитат». Особенно это очевидно в индустрии новостей, где есть несколько источников, иногда всего один, и многочисленные пересказы полученной от него информации. Их многочисленность во многом определяется вкусовыми предпочтениями аудитории: информация одна и та же, но ее интерпретация и подача могут быть индивидуальными. Однако набор этих интерпретаций не бесконечен, и он тоже может быть оцифрован в соответствии с запросами читателя. В итоге тот получит возможность настроить робота — рассказчика новостей в полном соответствии с собственными индивидуальными потребностям — свое альтер эго.