К чему привел выход китайских фабрик в индустрию индивидуального пошива

МонокльБизнес

Ателье как хобби и не только

Выход китайских швейных фабрик в индустрию индивидуального пошива привел к кардинальным преобразованиям мирового рынка этих услуг. В России отрасль производства одежды на заказ получила еще и дополнительный импульс к развитию в связи с уходом международных фешен-брендов

Лина Калянина

Создатель ателье по индивидуальному пошиву мужской одежды «Ателье Morozov» Николай Морозов

Образ никуда не спешащего портного с иголкой в руках уже давно не приходит на ум при обсуждении темы пошива костюма на заказ. Сегодня made-to-measure («сделано по меркам») — огромная индустрия со сложившимся международным разделением труда. Заказчик может находиться в любой стране и выбирать ткань для своего костюма в каталоге с десятками тысяч европейских и азиатских образцов. Произведен такой костюм с большой долей вероятности будет на фабрике индивидуального пошива в Китае: по соотношению цены и качества китайские фабрики сегодня предлагают лучшие условия для размещения заказа.

И это особенно востребовано на российском рынке, где в отличие от многих других стран так и не сложилось полноценной текстильной и швейной индустрии. «После прихода китайцев в нишу индивидуального пошива ситуация на рынке кардинальным образом поменялась, производство стало дешевле, а сама услуга — более доступной для клиентов», — говорит Николай Морозов, создатель ателье по индивидуальному пошиву мужской одежды «Ателье Morozov».

После ухода иностранных брендов на российском одежном рынке появились незанятые ниши. Сегодня их пытаются освоить старые и новые российские фешен-компании, которые в первую очередь сосредоточились на женском и детском ассортименте. Рынок же мужской одежды практически пуст. Поэтому не случайно ателье и компании по индивидуальному пошиву мужской одежды отмечают резкий рост спроса на свои услуги. «Монокль» поговорил с Николаем Морозовым о том, какие возможности есть у российских заказчиков и как устроен мировой рынок индустриального пошива по меркам.

— Почувствовали ли вы изменения в спросе на индивидуальный пошив после того, как с российского рынка ушли западные бренды готовой одежды?

— Спрос вырос более чем на пятьдесят процентов. Ведь на рынке готовой одежды никого не осталось, только российские бренды и магазины, такие как Henderson, BML. Но это крупные компании, магазины готового продукта, пошив по меркам для них эксклюзивная услуга. Индивидуальным пошивом в основном занимаются небольшие компании, ателье. Сразу скажу, что речь идет не о портновском исполнении заказов (bespoke), а об индустриальном производстве на фабриках по индивидуальным меркам (made-to-measure). И число таких заказов заметно выросло: с прошлого года к нам прибегают клиенты, которым надо срочно одеться. Люди находят новую работу, возвращаются в активную жизнь, получают должности в госкомпаниях и крупных корпорациях, где существует дресс-код. Например, в компании «ЛУКойл» такое правило: мужчины не могут войти в офис компании без костюма. Лично для меня это очень приятное правило.

— Почему человек все-таки идет шить костюм, а не ищет готовое решение? Тем более что сшитый на заказ костюм стоит дороже.

— Понятно, что люди, у которых есть проблемы с фигурой, идут в индивидуальный пошив. Но я могу сказать, что больше половины наших клиентов могли бы одеваться в магазинах, однако они идут в ателье, потому что хотят персонального обслуживания, хотят выбрать ткань, фасон, кайфануть от этого. Это про эмоцию и про сервис. Для многих это определенный фан, хобби, потому что у мужчин хобби мало — спорт, охотарыбалка, баня. Ателье — еще одно хобби для людей, которым нужно хорошо одеваться и у которых есть на это деньги.

— Сколько костюмов среднее ателье продает в Европе и сколько у нас?

— В Европе одно нормальное, успешное ателье продает триста-четыреста костюмов в месяц, сто минимум. У нас это невозможно, мы в России продаем пятьдесят костюмов в месяц. И это уже хорошо. Весь рынок индивидуального пошива в России — это две — две с половиной тысячи костюмов в месяц, сейчас больше, потому что бренды ушли, людям негде одеваться — ну, может быть, сейчас пять тысяч костюмов в месяц. Но это все равно мизер с учетом населения в сто сорок миллионов человек и в сравнении с мировым рынком индивидуального пошива.

— А какие страны шьют больше всего костюмов по меркам?

— Костюмы носят там, где холодно. В Европе это Скандинавия, Норвегия, балтийские страны, Бельгия, Голландия, Франция и, конечно, там, где любят костюм, — это Италия. Самый большой мировой рынок костюмов — это Канада и США, где продаются тысячи костюмов в день. Китайская фабрика, с которой мы сейчас работаем, шьет десять тысяч изделий в день, и бóльшая часть идет в Северную Америку.

Китайский переход

— Мы с вами встречались около десяти лет назад, и вы с большим воодушевлением рассказывали о европейской индустрии пошива по меркам. Но сейчас вы «переехали» в Китай. Как и почему это произошло?

— Мы до 2013 года отшивали свои костюмы в Италии, стали поставщиками тканей ведущих европейских и английских производителей — Scabal, Loro Piana, Zegna, Dormeuil и других. Но летом 2013-го мы сильно просели в продажах, потому что рынок очень сильно изменился, а я этого не увидел. Я вернулся из-за границы, такой воодушевленный: у меня куча старых клиентов, я профессионал, все знаю. А на рынке на тот момент уже плотно присутствовали китайцы, в том числе через европейские компании, предлагавшие здесь услугу индивидуального пошива костюмов. А я всегда относился к китайскому продукту пренебрежительно, мне не нравилось качество. Но они быстро росли и стали нас сильно поджимать: наш костюм стоил, допустим, сто пятьдесят тысяч рублей, а они продавали такой же по качеству костюм за пятьдесят тысяч.

Сначала, в 2014 году, мы начали работать с румынской фабрикой Formens. А в 2019-м я окончательно понял, что мы очень сильно проигрываем китайцам — они быстрые, недорогие, очень качественные. Мы начали тестировать китайские фабрики. И выбрали Dayang Group — это крупная, топовая фабрика, которая шьет для ведущих мировых марок. Когда я туда прилетел, я потерял дар речи: мне казалось, что я был в Европе на всех фабриках и меня ничем не удивишь. Но там я ходил с открытым ртом несколько дней. Полная автоматизация процессов, везде роботы, автоматизированный склад на пятьдесят тысяч готовых изделий, чистота кругом идеальная. Для меня это было чудом. И мы стали работать с ними, я ни минуты об этом не пожалел и горжусь этим.

— И на китайские ткани перешли?

— Мы по чуть-чуть с 2008 года работали с китайскими тканями. Это хорошие ткани, если брать какую-то ежедневную базу: категорию super 100’s, super 130’s, super 150’s (характеристика ткани, которая обозначает тонкость волокна, определяет качество и стоимость костюма). Эти ткани ничем не лучше и не хуже европейских. В производстве тканей, конечно, есть традиция, есть дизайн. Но ведь обычно все берут австралийско-новозеландское сырье — шерсть, и оно у всех одно и то же. Далее это сырье запускают в машину — оборудование везде европейское стоит, и в Китае тоже. И тебе нужна хорошая вода, чтобы промывать ткань. Хорошую воду ты или находишь там, где есть источник, — вот почему Loro Piana расположена в Куароне (регион Пьемонт) в низине у реки, а фабрики Zegna — в Триверо на холме. И там и там был источник воды, которая нужна для процесса финишинга шерстяной ткани, да и хлопковой тоже. Либо второй вариант: добавлять в воду определенную химию и получать нужную воду и ткань с определенными параметрами плотности, жесткости и так далее. Сегодня все крупные компании уже применяют химию — без этого никуда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вечные опоры Вечные опоры

Два века назад железнодорожные виадуки связали разобщенные регионы мира

Вокруг света
Мы из будущего Мы из будущего

Кто же такие эти промт-дизайнеры или AI-тренеры?

ТехИнсайдер
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства

Почему коллекционер Михаил Царев беспокоится за современную российскую арт-сцену

СНОБ
Затянуть ниже пояса Затянуть ниже пояса

Алиса Загрядская о том, что такое телесные иерархии и как они связаны с юмором

Правила жизни
Правильный подарок Правильный подарок

Нумерология поможет не ошибиться с выбором подарка и найти идеальный презент

Лиза
На все четыре стороны На все четыре стороны

Куда отправиться в путешествие за настоящей зимней сказкой?

Добрые советы
Корабли лавируют Корабли лавируют

Учимся выстраивать опоры, чтобы справляться с кризисами

VOICE
Раз и готово Раз и готово

Как за один сеанс стереть морщины, созвездия капилляров и постройнеть

Собака.ru
Мутагенез при образовании половых клеток оказался восьмикратно недооценен Мутагенез при образовании половых клеток оказался восьмикратно недооценен

Британские исследователи картировали мутации, возникающие при репарации ДНК

N+1
«Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики «Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики

Различие между прошлым, настоящим и будущим — лишь упрямая непреходящая иллюзия

Psychologies
Заткнуть за пояс Заткнуть за пояс

Все модели Jetour в одном путешествии

Автопилот
Дело о тестостероне Дело о тестостероне

Экзогенный тестостерон — способ оставаться молодым или источник проблем?

Здоровье
3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет 3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет

Что не так с блестящим маникюром с втиркой?

VOICE
Повзрослел или разлюбил: почему муж вас больше не ревнует Повзрослел или разлюбил: почему муж вас больше не ревнует

Стоит ли беспокоиться, если ревности в отношениях нет вообще?

Psychologies
Геннадий Хазанов Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов, артист эстрады, театра и кино, телеведущий, Москва, 77 лет

Правила жизни
Тайна перевернутой птицы Тайна перевернутой птицы

Народы Междуречья обладали своей уникальной и неповторимой письменностью

Зеркало Мира
Четверть — веха Четверть — веха

Несмотря на возраст, ТНТ продолжает искать новое и не боится экспериментировать

Правила жизни
Растениеводы вновь теряют маржу Растениеводы вновь теряют маржу

Зарегулированность отрасли, низкие цены на продукцию и активный рост затрат

Агроинвестор
Место силы Место силы

Однокомнатная квартира с вдохновляющим и наполняющим силами интерьером

Идеи Вашего Дома
Город в городе Город в городе

Как девелоперы прокачивают полицентричность в любом районе Петербурга

Собака.ru
«У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть «У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть

Стали ли мы менее жестокими, чем наши предки? Спорный вопрос

Psychologies
Миссис Харрис едет в Нью-Йорк Миссис Харрис едет в Нью-Йорк

«Миссис Харрис едет в Нью-Йорк»: винтажная комедия, греющая душу

Правила жизни
Лидеры и мнения Лидеры и мнения

Как за 25 лет изменились телевидение и люди, которые его создают?

Правила жизни
Тонкая работа. Операция по замене сустава или инъекции? Что выбрать при лечении коленей Тонкая работа. Операция по замене сустава или инъекции? Что выбрать при лечении коленей

Одни из самых эффективных способов избавления от болей в коленях

Лиза
Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового

Урбанист Мария Туркина — о том, как взрастить из горожан блогеров

СНОБ
IBM разработала квантовый чип на 1000 кубитов IBM разработала квантовый чип на 1000 кубитов

IBM представила чип Condor, который содержит 1121 сверхпроводящий кубит

ТехИнсайдер
Бизнес на орбите Бизнес на орбите

Частный сектор стремится сделать свои прибыли космическими при поддержке НАСА

Robb Report
Александра Ребенок Александра Ребенок

Александра Ребенок берется за очень странные дела в сериале «Сны Алисы»

Собака.ru
Лаконичность в деталях Лаконичность в деталях

Дизайн-микс из дорогой акцентной мебели и предметов, найденных на маркетплейсах

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении