Московский бит
Если вы не слышали о промогруппе System 108, то наверняка слышали грохот их вечеринок, которые регулярно проходят на разных площадках Москвы, что бы ни случилось. А случилось многое. «Сноб» выяснил, как продюсеру Евгению Машкову удалось объединить на танцполе рейверов, группу Cream Soda и даже Басту в не самое, казалось бы, подходящее для танцев время.
Ко входу в московский клуб Blanc стоит небольшая, в пару десятков человек, очередь. По ней проносится тревожный слух — внутри биток, никого не пустят. На часах начало первого, стоящие в очереди две девушки вовсю делятся друг с другом воспоминаниями, как в Питере тусовались с Cream Soda после их концерта, пили водку из кубков и «ярко тогда с ними отожгли». В Blanc большинство приехало с концерта Cream Soda, прошедший за пару часов до этого («был солд-аут»). Устраивать афтепати после концертов — традиция не только Cream Soda, но и многих артистов, вращающихся в орбите московской промогруппы System 108, которую можно считать лицом московской клубной сцены образца 2023 года.
Несистемный подход
Специфика клубной сферы такова, что в статусе модных здесь долго не живут — стремительно меняются тренды, поколения, музыка. Тех, кто играет вдолгую, в этой истории действительно можно пересчитать по пальцам. System 108, безусловно, один из таких примеров. Несмотря на относительно юный возраст — в 2024 году они отметят девять лет своей работы — кажется, что «Система» была всегда и что за время ее существования прошел не один десяток лет, а несколько. Настолько спрессованным оказывается временной поток. А System 108 демонстрирует удивительное качество не только выживания, но и творческого роста. Если попытаться сравнить System 108 образца 2015 года и 2023-го, это будут разные сообщества, пусть даже главное — стремление закатить невероятную вечеринку — осталось неизменным. С этим согласен и идеолог промогруппы System 108 Евгений Машков. «System 108 постоянно перерождается и перезапускается. Вероятно, это и есть прогресс. Чем старше мы становимся, тем интереснее идеи рождаются», — говорит он.
Что такое клубная Москва версии 2015 года? Arma17 — закрыта, но делает крупномасштабные вечеринки, на которые приходит по несколько тысяч человек, гламурные клубы давно растеряли весь свой шик, равно как и совсем неактуальными считались клубы «для своих» вроде «Крыши мира» или «Ванильного ниндзя», откуда и вышел первый костяк System 108. Машков очень хотел отвоевать свое место в столичной клубной среде и нашел компаньонов в лице диджеев Кирилла Боренбойма и Алексея Адамова. Все они были музыкальными единомышленниками и любили то, что было популярно на танцполах — минималистичный хаус, который в большом количестве делали французские продюсеры вроде Apollonia. Начинали как все — с организации своих вечеринок и приглашений любимых артистов, таких как англичанин Ник Фанчулли.
Просто делать вечеринки им быстро наскучило, захотелось роста, узнаваемости бренда. Здесь сработала фирменная машковская уверенность, помноженная на разумный риск. Главным игроком на клубной сцене города тогда была Sagrado Corp Михаила Данилова, управлявшая множеством больших и малых площадок, в том числе и масштабным Space Moscow. «Я пришел к Михаилу Данилову и сказал, что могу привезти артиста, который соберет ему Space Moscow. Если окажется минус — возьму его на себя, — вспоминает сегодня Машков. — Нам же хотелось не просто сделать лайв, а устроить событие. И у нас получилось». Тот концерт французского электронщика Gesaffelstein очевидцы вспоминают до сих пор: в забитом до отказа громадном помещении звучала эмоциональная электроника и на всех взирал гигантский компьютерный глаз.
Дальше System 108 начала активно масштабироваться и в первый (но не последний) раз сменила музыкальное направление. Минималистичный тек-хаус ушел в прошлое — в моду входило ритмичное берлинское техно, отлично подходившее для масштабных танцевальных событий, которые «Система» устраивала в самых неожиданных местах — например в здании бывшего архива «Почты России» или в районе Москва-Сити. «Мы думали, что рейвы делать очень легко, но в жизни все оказалось совершенно иначе. Ты сталкиваешься с кучей подводных камней, далеко не всегда удается выходить в плюс», — признается Машков сейчас, а тогда он не опускал рук и вместе с коллегами по цеху решил организовать летний городской фестиваль Gate, где место нашлось и техно, и хип-хопу, и баскетболу. Этот фестиваль регулярно проходил в последние выходные лета с 2017 по 2021 год. «Я всегда горел новыми идеями, — рассказывает Евгений. — Изначально мы создавали System 108, чтобы спокойно зарабатывать деньги, а вместо этого я начал накидывать новых идей, чтобы всё было еще круче, и в результате мы чаще видели минус, чем прибыль».