Футбол уже не тот
Может ли самый популярный вид спорта стать еще более массовым. Судя по тому, что происходит сегодня в футболе, — легко. Достаточно добавить к нему приставку "медиа" и выпустить на поля команды из блогеров с собственной огромной аудиторией, чтобы на трибуны пошли даже те, кто никогда не был на матчах профессиональных клубов, а просмотры в соцсетях стали бить новые рекорды.
Дорогие передачи
Если откроете комментарии к статьям ведущих спортивных СМИ с заголовками, в которых фигурируют названия команд 2drots и “Амкал”, вы непременно столкнетесь с ворохом язвительных мнений в духе “любительская клоунада”, “блогерский цирк” и так далее. Но большинство из этих тейков, взглянем правде в глаза, не более чем снобистский взгляд на абсолютно уникальный для нашей страны спортивно-развлекательный прецедент.
Команды, созданные блогерами — поклонниками FIFA, собирают миллионы просмотров в YouTube, тысячи людей на стадионах и лишь сотни скептических взглядов на все тех же интернет-порталах. Рассказываем, почему и вам пора перестать презирать медиафутбол (если вы еще этого не сделали).
От челленджей к стадионам
Зачатки медиафутбола возникли во второй половине 2010-х, когда спортивные журналисты Василий Уткин и Никита Ковальчук (он же Картавый Ник) плотно занялись своими сайд-проектами. Мэтр отечественного комментаторского дела запустил документальное шоу про любительскую команду “Эгриси”, а Ковальчук взялся за создание полупрофессионального ФК “КФ”. Концептуально оба детища объединял общий формат: футболисты-любители, которым не нашлось места в большом спорте, пытались добиться успеха в турнирах средней значимости. А происходило все это под прицелом камер и руководством крупных блогеров. Как результат, очное противостояние “Эгриси” и ФК “КФ” собрало несколько сотен тысяч просмотров на двух каналах.
Вместе с тем российский YouTube изобиловал контентом по игре FIFA: блогеры KEFIR (Сергей Никифоров), Panda FX (Андрей Щелковский), Finikland по прозвищу Финито (Никита Куриленко), Ставр (Константин Гирин) и другие активно записывали разноформатные видео по симулятору. Последний и вовсе организовывал матч сборной блогеров против комментаторов и сотрудников “Матч ТВ”. Впрочем, долгосрочного успеха добился не Костя Ставр, а Герман Попков (канал “Герман El Classico”): парень активно снимал контент по FIFA, фиксировал попытки вернуться в профессиональный футбол на камеру, а затем взял и собрал собственную футбольную команду из фиферов.
Коллектив, состоявший из не самых мастеровитых блогеров, получил название “Амкал” — оно отсылало к на тот момент расформированному пермскому клубу “Амкар” и обыгрывало дефект речи создателя (Герман картавит). Парни проводили матчи с журналистами, подписчиками, футбольными академиями и вторыми составами профессиональных команд. Постепенно набирая аудиторию и привлекая новых игроков (преимущественно с футбольной школой), “Амкал” стал народным медиаклубом. Зрители наблюдали за тем, как развивается команда, без прикрас и цензуры: в отличие от коллег из РПЛ, медиакоманда предлагала подписчикам искренние эмоции, раскрытие персонажей, распри и прочую внутрянку.
Ближе к 2020-м эскалацию российского YouTube начал канал 2Drots: его основатели Женя и Некит (Евгений Бабенко и Никита Панасюк) также снимали ролики по FIFA и развивали футбольные челленджи с детьми из московских академий. Подростки, визуально напоминавшие звезд мирового футбола (от Роналду до Мбаппе), радовали зрителей туториалами и забавными челленджами на наказания: съесть тухлую рыбу или получить из страйкбольного ружья по спине для представителей канала — another day in the office. Несмотря на то, что идеологических пересечений между “Амкалом” и 2Drots было не так много, в 2020-м между ними вспыхнуло противостояние, по накалу напоминающее дерби между “Спартаком” и ЦСКА.