Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены

ПУСКОбщество

Маршрут в будущее

Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены.

Меня зовут роман Лебедев. С “Большой Переменой” я познакомился как волонтер, но уже четвёртый год работаю в фонде заместителем руководителя ресурсного центра, а также руковожу проектом запуска образовательного центра в Новосибирске.

Студенты

Почти все наши студенты - люди с опытом сиротства. Кто-то с рождения жил в детском доме, кто-то попал туда в старшем возрасте, кого-то взяли в семью после длительного проживания в учреждении. Часто это взрослые люди, которым нужно наверстать школьную программу, адаптироваться к условиям самостоятельной жизни, а для этого нужна огромная мотивация: когда тебе уже за 30, но все равно нужно найти в себе силы закончить 9 или 11 классов, чтобы поступить в колледж или вуз, найти подходящую работу и доказать себе, что ты можешь.

Наша задача, как команды педагогов, создавать условия, которые помогут нашим студентам добиться поставленных целей. Миссия нашего фонда - это развитие самостоятельности студентов. Мы помогаем им стать взрослыми не с биологической точки зрения, а в социальном понимании этого слова, - способными принимать решения, делать выбор и чувствовать себя комфортно в социуме. Важный блок нашей работы - это закрытие образовательных пробелов и освоение программы общеобразовательной школы. Несмотря на длительное обучение в детских домах и интернатах, их выпускники часто имеют лишь базовые знания по школьным предметам. Мы помогаем им успешно пройти этот путь, но не просто закрываем дыры в образовании, а стараемся научить применять эти знания и быть способными учиться самостоятельно.

Методики

Работа “Большой Перемены” построена на технологиях педагогической поддержки и социального партнёрства. Они позволяют нам в полной мере учитывать актуальные возможности всех участников образовательного процесса, видеть зоны развития наших студентов, делать эффективным наше взаимодействие и успешно решать педагогические и социальные задачи.

Наши образовательные подходы всегда в динамике - мы постоянно ищем новое, анализируем собственную практику, знакомимся с опытом коллег. Теоретическая опора наших методик - культурно-историческая теория Л. С. Выготского, идеи В.К. Зарецкого, М.И. Лисиной, концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской и, конечно, концептуальные идеи О.С. Газмана, ученики которого, Нина Николаевна Михайлова и Семен Михайлович Юсфин, научные руководители нашего фонда, продолжили дело Олега Семеновича и принесли концепцию педагогической поддержки в практику “Большой Перемены”.

В работе с ребятами мы также активно используем основы коучингового подхода, с которыми познакомились благодаря сотрудничеству с Международным Эриксоновским Университетом коучинга. Все эти идеи - наша фундаментальная база, на которой мы создаем индивидуальные образовательные программы. Это даёт нам возможность в каждом отдельном случае добиваться положительного результата.

Программа

Мы выстраиваем для студента индивидуальную образовательную программу с ориентиром на его актуальные возможности и жизненные задачи, которые нужно решить конкретному человеку. В основе каждой программы лежат технологические подходы, проверенные временем, и общие программные модули, но она всегда уникальна, как и каждый студент.

Если говорить о возможностях человека, можно выделить три зоны: зона актуального развития - это те навыки и способности, в которых человек успешен уже сейчас, зона ближайшего развития - то, в чем он может быть успешен, но с поддержкой, и зона запредельного развития - такие способы действий, которые в данный период времени и при настоящих условиях человеку еще непосильны. Очень важное условие деятельности педагога - различение границ этих зон. Это способствует более точной работе, чтобы не усиливать опеку там, где студенты могут быть успешны самостоятельно, и не перегружать там, где нет ресурса на успех, и помогает создать доверительные отношения в процессе учебы, не выгорать специалистам и не терять мотивацию к учебе студентам.

Диагностика

Чтобы выстроить такую программу, необходимы точные диагностические данные. Диагностика в начале нашей работы с ребятами состоит из двух этапов, а дальше продолжается постоянно. Первый этап - знакомство. Здесь мы достаточно поверхностно выделяем актуальные возможности студента и ставим задачи на второй этап - расширенную диагностику. На этих этапах важно определить зону актуального развития студента - опору для всей дальнейшей работы.

Эта деятельность позволяет увидеть актуальные трудности и ближайшие задачи во взаимодействии со студентом, из которых строится индивидуальная образовательная программа. На этом этапе уже можно предположить, с чего начать путь к достижению цели, какое количество времени может потребоваться студенту, какие дисциплины и клубы нужно включить в программу и каким образом будет выглядеть кураторское сопровождение студента.

Педагоги

Педагог в “Большой Перемене” - и учитель, и помощник, и наставник, старший друг. Его задача - научить искать информацию, пользоваться ей для преодоления собственных трудностей, другими словами, подтолкнуть студента к самостоятельному решению вопросов и определению вектора своего развития, поиску ресурсов для реализации своих целей.

Мы придерживаемся мнения, что каждый человек уникален и требует индивидуального подхода в обучении. В случае с нашими студентами это особенно важно. Многие ребята имеют проблемы в усвоении информации и социализации и другие особенности, усложняющие процесс образования. И чтобы каждый из них смог повысить качество собственной жизни, добиться желаемых результатов или просто сделать больше, чем есть сейчас, рядом должны быть первоклассные заинтересованные педагоги. Работа педагогов не заканчивается с окончанием занятия со студентом. Это полное погружение в педагогический процесс с активным использованием и основных компетенций, и soft skills, которыми должен обладать педагог.

Мы постоянно совершенствуем программы, стараемся развивать новые направления работы и масштабировать деятельность фонда. Например, в этом году мы открыли новую площадку “Большой Перемены” в Новосибирске. И это уникальный для нас проект: в образовательной программе новосибирского образовательного центра участвуют дети, начиная с 8 лет, хотя 18 лет до этого мы работали только со взрослыми студентами, которым было не меньше 14. Это условие поставило новую задачу: нам пришлось разрабатывать диагностический материал для новой возрастной группы участников, искать специалистов, умеющих выстраивать образовательный процесс в таких условиях, организовывать кураторскую работу в тесном контакте с родителями наших студентов. Для нас это новая точка роста, и, конечно, тест нашей технологии педагогической поддержки.

Мы с радостью тиражируем свой опыт за пределами центра и активно делимся им на нашей научно-практической конференции, выступаем на круглых столах, консультируем коллег и идем к тому, чтобы поставить эту деятельность на поток, поэтому всегда рады, когда к нам обращаются за советом или обменом опытом.

Эмоции

“Большая Перемена” - это место, где гуманная педагогика действительно работает. Здесь она не только пропагандируется как принцип, а существует на практике, как в отношении студентов, так и в отношении специалистов. Этот подход лежит в основе формирования личностно-профессиональной общности, которая, по словам нашего научного руководителя, Нины Николаевны Михайловой, является залогом успешной деятельности специалистов.

Когда я попал сюда, то сразу понял, что именно так и представлял себе педагогический процесс, что здесь могут реализоваться мои представления о моем предназначении. Я на своем месте и меня окружают мои люди, близкие идеи и подходы в работе. Это мотивирует делать свое дело лучше и совершеннее, чтобы оказать поддержку как можно большему количеству людей.

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поколение Z на работе Поколение Z на работе

Как понять поколение Z и найти с ним общий язык

kiozk originals
Балтийские косы Балтийские косы

Рассказ о путешествии в Калининградскую область тревел-журналиста

Отдых в России
Военные машины прошлого: тенсионные и торсионные орудия античности Военные машины прошлого: тенсионные и торсионные орудия античности

Когда появились и как выглядели первые машины войны античности?

Популярная механика
50-летние и роскошные! 5 звезд, которые научат быть стильной в любом возрасте 50-летние и роскошные! 5 звезд, которые научат быть стильной в любом возрасте

Для героинь нашей подборки возраст — всего лишь цифра в паспорте

Cosmopolitan
Можно ли управлять эмоциональным «похмельем»? Объясняет психолог Можно ли управлять эмоциональным «похмельем»? Объясняет психолог

Что такое эмоциональное «похмелье» и как им управлять?

Inc.
Волшебная банка: вся правда о протеине Волшебная банка: вся правда о протеине

Протеин — кому, когда и сколько надо

Playboy
Умер Дмитрий Зимин. Вспоминаем его высказывания о патриотизме, власти и молодежи Умер Дмитрий Зимин. Вспоминаем его высказывания о патриотизме, власти и молодежи

Цитаты Дмитрия Зимина, основатель компании «Вымпелком»

СНОБ
Пять примеров, как автопилот Tesla спасает жизни Пять примеров, как автопилот Tesla спасает жизни

Система автономного вождения способна на многое

Playboy
Читать подано: лучшие книги 2021 года Читать подано: лучшие книги 2021 года

Подборка самых крутых литературных премьер 2021 года

Популярная механика
Шипучий кумир Америки: история «Coca-Cola» Шипучий кумир Америки: история «Coca-Cola»

Вот уже 120 лет этот газированный напиток считается одним из символов Америки

Популярная механика
3 причины вашей бедности 3 причины вашей бедности

Что мешает вам материально преуспевать?

Psychologies
Что наука говорит о балансе работы и личной жизни Что наука говорит о балансе работы и личной жизни

Как правильно расставлять приоритеты между работой и личной жизнью?

Популярная механика
Сэндвич-увлажнение: что это за бьюти-техника и почему к ней стоит присмотреться Сэндвич-увлажнение: что это за бьюти-техника и почему к ней стоит присмотреться

Разбираем еще один модный бьюти-термин — сэндвич-увлажнение

Cosmopolitan
На Рюриковом городище нашли фрагменты чешского стеклянного сосуда с росписью На Рюриковом городище нашли фрагменты чешского стеклянного сосуда с росписью

Ученые нашли чешские артефакты второй половине XVI века

N+1
Как в Даурии радужный камень нашли Как в Даурии радужный камень нашли

Флюорит — завораживающий минерал, появившийся в природной «лаборатории»

Наука и жизнь
Hic sunt dracones Hic sunt dracones

Птерозавр размером с истребитель — как выглядел и летал кетцалькоатль

N+1
5 главных мифов о наборе веса в праздники 5 главных мифов о наборе веса в праздники

Самые популярные заблуждения о новогоднем рационе

Лиза
Льняное масло: польза и вред, советы врача Льняное масло: польза и вред, советы врача

Что нужно знать о льняном масле и какие могут быть от него побочные эффекты?

РБК
Невиновный отсидел 16 лет за изнасилование, и «жертва» извинилась — вся история Невиновный отсидел 16 лет за изнасилование, и «жертва» извинилась — вся история

История Энтони Бродуотера — яркий пример ошибок судебного процесса

Cosmopolitan
Без пластики и диет: принципы естественного старения модели Паулины Поризковой Без пластики и диет: принципы естественного старения модели Паулины Поризковой

Паулина Поризкова не сидит на жестких диетах и при этом выглядит круто

Cosmopolitan
Китайцев уличили в подделке палеолитических подвесок из зубов животных Китайцев уличили в подделке палеолитических подвесок из зубов животных

Археологи провели исследование артефактов из Верхней пещеры Чжоукоудяня

N+1
Черви выбрали пищевое поведение с помощью простой нейронной цепи Черви выбрали пищевое поведение с помощью простой нейронной цепи

Нематоды выбрали между подвижностью и оседлостью по запаху еды

N+1
Инвестиционный поход: Сергей Шумей — о жилье будущего, русских IT-стартапах и главных правилах инвестора Инвестиционный поход: Сергей Шумей — о жилье будущего, русских IT-стартапах и главных правилах инвестора

Сейчас Сергей Шумей развивает четыре инвестиционных направления

Esquire
Чек-лист удачного развода Чек-лист удачного развода

Снижаем градус нервного напряжения во время развода

GQ
Газуй Рейсинг. Toyota LC 300 с дизелем Газуй Рейсинг. Toyota LC 300 с дизелем

Версия GR Sport превосходна с любым мотором

4x4 Club
Механические колебания иона увидели в оптический микроскоп Механические колебания иона увидели в оптический микроскоп

Физики смогли увидеть распределение иона иттербия в пространстве

N+1
Анатолий Зверев: вечная любовь Анатолий Зверев: вечная любовь

Анатолия Зверева любят многие и по-разному

СНОБ
Путин поддержал идею обсудить закон об иноагентах с журналистами Путин поддержал идею обсудить закон об иноагентах с журналистами

Путин согласился, что закон об иноагентах нужно обсудить с профессионалами

Forbes
Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Человек начал бояться восстания роботов еще до того, как научился их создавать

Esquire
«Не смотрите наверх»: как Леонардо ДиКаприо и Дженифер Лоуренс спасают мир и фильм «Не смотрите наверх»: как Леонардо ДиКаприо и Дженифер Лоуренс спасают мир и фильм

«Не смотрите наверх» — политическая сатира о конце света

Forbes
Открыть в приложении