Вот-вот мы сможем вырваться из потока машин и подняться над городской суетой

GQHi-Tech

Если что, я мигом подлечу

Человек придумал аэромобиль сразу после самолета — более века назад. Почему же у нас до сих пор нет летающих такси и когда автомобили поднимутся в воздух?

Текст: Дмитрий Петросьянц

Планировалось, что словацкий AeroMobil начнет продаваться в 2020 году. Сегодня компания ориентируется на старт продаж в 2023‑м.

Кажется, что будущее уже давно наступило, но мы почему‑то до сих пор не видим в вечернем небе Москвы летающих такси. Система распознавания лиц — есть, искусственный интеллект, генерирующий контент всякой сложности, — есть. Есть даже роботы, наталкивающие на мысли о восстании искусственных собак, но автомобили перемещаются по воздуху пока что только в кино.

А ведь весь XX век команды автомобильных и авиационных инженеров независимо друг от друга работали над созданием авиамашины будущего. Были разработаны десятки прототипов, проводились сотни тестов, и нам давали тысячи обещаний, что человек вот-вот сможет воспарить над шоссе и улететь куда подальше. Первый шаг в этом направлении был сделан в далеком 1917 году американским пионером авиации Гленном Кертиссом. Его автоплан вмещал трех пассажиров, имел довольно массивные крылья и внушительную мощность 100 л. с., но полететь не смог — лишь на короткое время оторвался от земли во время испытаний. Кертисс расстраивался недолго, махнул на проект рукой и вернулся к классической авиации.

1937. «Стреломобиль» Уолдо Уотермена совершил первый полет в феврале 1937 года. В воздухе аппарат развивал скорость до 200 км/ч.

Спустя два десятилетия на горизонте появился «Стрелобиль» (в оригинале — Arrowbile), автором которого был авиаконструктор Уолдо Уотермен. Однажды ему в голову пришла идея отрезать хвост у самолета и на его месте разместить пропеллер. Эксперимент прошел удачно, самолет взлетел и благополучно приземлился, и тогда Уотермен подумал сделать из него машину. Главной деталью прототипа стали съемные крылья: их можно было оставить на аэродроме и привычным образом мчаться по городским делам. Трансформер и ехал, и летел с внушительной скоростью (110 км/ч на земле и 200 км/ч в воздухе), но всего таких аппаратов было выпущено шесть штук: компания «Студебеккер», производившая «Стрелобиль», посчитала проект слишком затратным. Однако концепция съемных крыльев настолько укрепилась в сознании инженеров того времени, что они еще не раз к ней обращались — например, в проекте ConvAirCar. В 1947 году компания-производитель планировала выпустить первую партию в количестве 160 тыс. (!) штук, однако энтузиазм поубавился после неудачного теста прототипа. Проблема в итоге была лишь в том, что в один из баков ConvAirCar забыли залить горючее, но разработчики либо знали о чем‑то еще, либо просто восприняли аварию как плохой знак и прекратили работу над проектом.

Примерно тогда же летающим автомобилем со съемными крыльями занимался изобретатель Роберт Фултон. Он создал три идеальных прототипа своей «Аэрофибии», которым удалось пройти все испытания на земле и в воздухе, но развитие проекта уперлось опять-таки в финансы. Компания Taylorcraft, которой Фултон продал свое детище, не стала выводить его на рынок: послевоенный мир был небогат. А энтузиасты Генри Смолински и Гарольд Блейк, увы, вообще переоценили свои возможности. Они скрестили Ford Pinto c самолетом Cessna 337 Skymaster, но допустили ошибку в конструкции складных крыльев: те не выдержали нагрузки, и оба конструктора разбились при первом же полете.

1948. ConvAirCar — пример чисто механического симбиоза автомобиля и одномоторного самолета. После неудачных испытаний проект заглох.

Только в 1970‑х дизайнеры перестали визуализировать летающие машины как гибрид самолета и автомобиля. Пионером новой эры стал Пол Моллер, который придумал единую конструкцию с нуля и решил реализовать в ней технологию VTOL (Vertical Take‑Off and Landing — вертикальный взлет и приземление). Ее преимущества были очевидны: для полета на работу или за город не требовалось никакой взлетной полосы. Но и Моллер особых успехов не добился: инженеру удалось совершить тестовый полет и оторваться от поверхности земли, и на этом все — попытки привлечь финансирование ни к чему не привели. Так, в общем‑то, XX век для автовоздухоплавания и закончился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Могло быть иначе? Могло быть иначе?

Татьяна Филева — математик, пилот и руководитель авиакомпании

GQ
Если дома холодно: 5 оптимальных типов обогревателей для разных ситуаций Если дома холодно: 5 оптимальных типов обогревателей для разных ситуаций

Какой из обогревателей лучше выбрать? Изучаем на примере разных условий

CHIP
15 мыслей Алексея Пивоварова 15 мыслей Алексея Пивоварова

Алексей Пивоваров — о телевидении, пилотировании и цензуре в новых медиа

GQ
Шиповки или липучки: на что обратить внимание при выборе зимней резины Шиповки или липучки: на что обратить внимание при выборе зимней резины

Главная функция шипов — очень важной детали шипованных зимних шин

Популярная механика
Властелин колеса и его две крепости Властелин колеса и его две крепости

Марко Липранди придумал свой вариант дуатлона в горах

Men’s Health
«Женщин воспринимают как товар! Отвратительно!»: Анна Хилькевич об эйджизме «Женщин воспринимают как товар! Отвратительно!»: Анна Хилькевич об эйджизме

Анна Хилькевич высказалась о дискриминации женщин по возрасту

Cosmopolitan
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Вестсайдские сториз: зачем нам сразу две за год экранизации Шекспира Вестсайдские сториз: зачем нам сразу две за год экранизации Шекспира

«Вестсайдская история» и R#J: старомодный мюзикл vs скринлайф-опера

РБК
О чем следует думать в мае? О кляксах, диктаторах и майских жуках О чем следует думать в мае? О кляксах, диктаторах и майских жуках

Диктанты от Паустовского, Тургенева и Льва Рубинштейна

GQ
Инвазивных мартышек уличили в разорении гнезд вымирающих дроздов Инвазивных мартышек уличили в разорении гнезд вымирающих дроздов

Мартышки мона разоряли фальшивые гнезда дроздов и интересовались настоящим

N+1
Moreart Moreart

Moreart — автор хита, который вошел в музыкальные топы в 139 странах

ЖАРА Magazine
«Нужно напомнить людям — смотрите, этот парень когда-то существовал!»: кто и как зарабатывает на Элвисе Пресли «Нужно напомнить людям — смотрите, этот парень когда-то существовал!»: кто и как зарабатывает на Элвисе Пресли

О причинах падения прибыли от наследия Элвиса Пресли c $60 млн в год до $42 млн

VC.RU
Физики встроили тихоходку в кубит Физики встроили тихоходку в кубит

Физики поставили рекорд по экстремальности условий выживаемости для тихоходки

N+1
Публичная порка как жертвоприношение: с чем связаны проверки артистов и блогеров Публичная порка как жертвоприношение: с чем связаны проверки артистов и блогеров

С чем связаны массовые проверки российских блогеров и артистов

Forbes
Патриотическая песня Патриотическая песня

Как композитор Михаил Глинка дважды стал героем сталинской пропаганды

Дилетант
По напиткам, которые мужчина заказывает в баре, можно узнать о нем всю подноготную! По напиткам, которые мужчина заказывает в баре, можно узнать о нем всю подноготную!

Скажи мне, что ты пьешь, и я скажу, кто ты!

Maxim
Адриен и Клэр Адриен и Клэр

Художники Адриен Мондо и Клэр Барден — о творчестве в паре и будущем

Seasons of life
Как Август Мейер стал миллионером и почему попал в СИЗО Как Август Мейер стал миллионером и почему попал в СИЗО

Как предприимчивый американец Август Мейер заработал в России $650 млн

Forbes
Долгое ожидание и роботы-курьеры: каким рынок доставки еды будет в будущем Долгое ожидание и роботы-курьеры: каким рынок доставки еды будет в будущем

Кто и как нам будет доставлять еду в ближайшие годы?

Forbes
Квартира, замок, пещера, подземелье Квартира, замок, пещера, подземелье

10 американских кинодомов в 10 цифрах

Weekend
Стадию 14 дней назвали необязательной для развития зародышей человека in vitro Стадию 14 дней назвали необязательной для развития зародышей человека in vitro

«Стадия 14 дней» на самом деле необязательна для развития эмбриона человека

N+1
Вычитание фононов с помощью света сделало звук неклассическим Вычитание фононов с помощью света сделало звук неклассическим

Физики продемонстрировали возможность вычитания фононов из резонатора

N+1
Как развидеть? Снимки звезд в 2021 году, которые никому не понравились Как развидеть? Снимки звезд в 2021 году, которые никому не понравились

10 звездных снимков, которые интернет-пользователи не оценили

Cosmopolitan
«Синдром Плюшкина»: безобидная причуда или личностное расстройство? «Синдром Плюшкина»: безобидная причуда или личностное расстройство?

«Синдром Плюшкина», или «хоардинг» — чем опасен и как лечить?

Psychologies
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались: «Человек-паук: Нет пути домой» против ностальгии Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались: «Человек-паук: Нет пути домой» против ностальгии

Почему новый «Человек-паук» — мощная и яркая картина?

Esquire
В поисках прекрасного В поисках прекрасного

Сколько исторических украшений хранится в архиве ювелирного дома Bvlgari?

Grazia
Итальянский опыт Итальянский опыт

Мы попросили шеф-поваров — преподавателей академии поделиться своими рецептами

Bones
Лига киберчемпионов Лига киберчемпионов

Как россияне впервые выиграли самый престижный турнир Dota 2 The International

Forbes
В путешествие с ребенком: как не испортить себе отдых В путешествие с ребенком: как не испортить себе отдых

Время отпусков и путешествий. Встает вопрос: как быть с ребенком?

Psychologies
Самые любопытные игры, в которые мы играли в 2021 году Самые любопытные игры, в которые мы играли в 2021 году

Пять игр 2021 года, на которые стоит обратить внимание

Esquire
Открыть в приложении