Вот-вот мы сможем вырваться из потока машин и подняться над городской суетой

GQHi-Tech

Если что, я мигом подлечу

Человек придумал аэромобиль сразу после самолета — более века назад. Почему же у нас до сих пор нет летающих такси и когда автомобили поднимутся в воздух?

Текст: Дмитрий Петросьянц

Планировалось, что словацкий AeroMobil начнет продаваться в 2020 году. Сегодня компания ориентируется на старт продаж в 2023‑м.

Кажется, что будущее уже давно наступило, но мы почему‑то до сих пор не видим в вечернем небе Москвы летающих такси. Система распознавания лиц — есть, искусственный интеллект, генерирующий контент всякой сложности, — есть. Есть даже роботы, наталкивающие на мысли о восстании искусственных собак, но автомобили перемещаются по воздуху пока что только в кино.

А ведь весь XX век команды автомобильных и авиационных инженеров независимо друг от друга работали над созданием авиамашины будущего. Были разработаны десятки прототипов, проводились сотни тестов, и нам давали тысячи обещаний, что человек вот-вот сможет воспарить над шоссе и улететь куда подальше. Первый шаг в этом направлении был сделан в далеком 1917 году американским пионером авиации Гленном Кертиссом. Его автоплан вмещал трех пассажиров, имел довольно массивные крылья и внушительную мощность 100 л. с., но полететь не смог — лишь на короткое время оторвался от земли во время испытаний. Кертисс расстраивался недолго, махнул на проект рукой и вернулся к классической авиации.

1937. «Стреломобиль» Уолдо Уотермена совершил первый полет в феврале 1937 года. В воздухе аппарат развивал скорость до 200 км/ч.

Спустя два десятилетия на горизонте появился «Стрелобиль» (в оригинале — Arrowbile), автором которого был авиаконструктор Уолдо Уотермен. Однажды ему в голову пришла идея отрезать хвост у самолета и на его месте разместить пропеллер. Эксперимент прошел удачно, самолет взлетел и благополучно приземлился, и тогда Уотермен подумал сделать из него машину. Главной деталью прототипа стали съемные крылья: их можно было оставить на аэродроме и привычным образом мчаться по городским делам. Трансформер и ехал, и летел с внушительной скоростью (110 км/ч на земле и 200 км/ч в воздухе), но всего таких аппаратов было выпущено шесть штук: компания «Студебеккер», производившая «Стрелобиль», посчитала проект слишком затратным. Однако концепция съемных крыльев настолько укрепилась в сознании инженеров того времени, что они еще не раз к ней обращались — например, в проекте ConvAirCar. В 1947 году компания-производитель планировала выпустить первую партию в количестве 160 тыс. (!) штук, однако энтузиазм поубавился после неудачного теста прототипа. Проблема в итоге была лишь в том, что в один из баков ConvAirCar забыли залить горючее, но разработчики либо знали о чем‑то еще, либо просто восприняли аварию как плохой знак и прекратили работу над проектом.

Примерно тогда же летающим автомобилем со съемными крыльями занимался изобретатель Роберт Фултон. Он создал три идеальных прототипа своей «Аэрофибии», которым удалось пройти все испытания на земле и в воздухе, но развитие проекта уперлось опять-таки в финансы. Компания Taylorcraft, которой Фултон продал свое детище, не стала выводить его на рынок: послевоенный мир был небогат. А энтузиасты Генри Смолински и Гарольд Блейк, увы, вообще переоценили свои возможности. Они скрестили Ford Pinto c самолетом Cessna 337 Skymaster, но допустили ошибку в конструкции складных крыльев: те не выдержали нагрузки, и оба конструктора разбились при первом же полете.

1948. ConvAirCar — пример чисто механического симбиоза автомобиля и одномоторного самолета. После неудачных испытаний проект заглох.

Только в 1970‑х дизайнеры перестали визуализировать летающие машины как гибрид самолета и автомобиля. Пионером новой эры стал Пол Моллер, который придумал единую конструкцию с нуля и решил реализовать в ней технологию VTOL (Vertical Take‑Off and Landing — вертикальный взлет и приземление). Ее преимущества были очевидны: для полета на работу или за город не требовалось никакой взлетной полосы. Но и Моллер особых успехов не добился: инженеру удалось совершить тестовый полет и оторваться от поверхности земли, и на этом все — попытки привлечь финансирование ни к чему не привели. Так, в общем‑то, XX век для автовоздухоплавания и закончился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 мыслей Алексея Пивоварова 15 мыслей Алексея Пивоварова

Алексей Пивоваров — о телевидении, пилотировании и цензуре в новых медиа

GQ
Юлия Хлынина: «Театр и кино — два мира, близких мне в равной степени» Юлия Хлынина: «Театр и кино — два мира, близких мне в равной степени»

Юлия Хлынина рассказала про новый проект «КрисТина», мужа и новогодних итогах

Cosmopolitan
Без маски Без маски

Совсем другой Уилл Смит

GQ
C-25: как создавалась первая советская система ПРО C-25: как создавалась первая советская система ПРО

С-25 – одна из первых в мире систем объектовой противовоздушной обороны

Популярная механика
Факельное сумасшествие Факельное сумасшествие

Мир в ожидании очередной Олимпиады. Пройдет она летом в Токио

GQ
Как внушить человеку ложные воспоминания и еще четыре любопытных эксперимента Как внушить человеку ложные воспоминания и еще четыре любопытных эксперимента

Быть ученым — значит иметь фантазию, чтобы придумывать необычные эксперименты

Maxim
Вошел в роль Вошел в роль

Александр Паль снялся в фильме «Глубже!» — истории о судьбе порноактеров

GQ
Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику» Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику»

Анастасия Стоцкая — о мюзиклах, рок-операх и хейтерах

Караван историй
Была ли пластика? Как стареют звезды «Секса в большом городе» — разбирает хирург Была ли пластика? Как стареют звезды «Секса в большом городе» — разбирает хирург

Как сильно звезды "Секса в большом городе" изменились за два десятка лет

Cosmopolitan
Когда лучше стричь волосы? Попробуй учитывать фазы Луны – вот как это работает Когда лучше стричь волосы? Попробуй учитывать фазы Луны – вот как это работает

Попробуй ухаживать за кожей и волосами согласно лунным фазам

Cosmopolitan
Хватит мерзнуть Хватит мерзнуть

9 привычек, из-за которых тебе холоднее, чем должно быть

Лиза
Как понять, что у собаки тепловой стресс: инструкция от ученых Как понять, что у собаки тепловой стресс: инструкция от ученых

Симптомы, которые расскажут, что ваша собака страдает от жары

Популярная механика
Лена Ванина Лена Ванина

Лена Ванина — сценаристка важных сериалов нового времени

Собака.ru
Наказать жертву: как в Китае борются с харассментом Наказать жертву: как в Китае борются с харассментом

Почему Секс-скандалы в Китае приводят к тому, что под ударом оказываются жертвы?

Forbes
Разрушительный треугольник: как я потеряла и дружбу, и любовь Разрушительный треугольник: как я потеряла и дружбу, и любовь

Выбирать из двух близких людей того, кто тебе больше дорог, — невозможно

Psychologies
Не музыкой единой: как Spotify готовится совершить революцию в мире аудиозаписей Не музыкой единой: как Spotify готовится совершить революцию в мире аудиозаписей

Десять лет назад Даниэль Эк совершил переворот в музыкальной индустрии

Forbes
Опознанный летающий объект: история изобретения фрисби Опознанный летающий объект: история изобретения фрисби

История тарелки фрисби

Популярная механика
А по-хорошему нельзя? А по-хорошему нельзя?

Иногда позитив – это опасно

Cosmopolitan
Короли и любовники: какие инстинкты управляют боссами Короли и любовники: какие инстинкты управляют боссами

Какие инстинкты и мотивы руководят боссом и что для него важно

Forbes
Немецкие физики сообщили о возможном открытии тетранейтрона Немецкие физики сообщили о возможном открытии тетранейтрона

Группа физиков сообщила об обнаружении частицы, состоящей из четырех нейтронов

N+1
Векторный свет превратил атомный газ в компас Векторный свет превратил атомный газ в компас

Физики провели магнитометрию с помощью закрученного света

N+1
Сказочная Шория Сказочная Шория

Лучшее место для восстановления сил – зеленые горы и заповедная тайга Шории

Отдых в России
Прекрати симулировать: как сказать ему, что у тебя ни разу не было оргазма Прекрати симулировать: как сказать ему, что у тебя ни разу не было оргазма

Как обсуждать с партнером качество сексуальной жизни?

Cosmopolitan
Операция «Антропоид» Операция «Антропоид»

Даже среди марок нацистской Германии этот экземпляр отличается своей мрачностью

Дилетант
Мы такими не были. Правда ли, что зумеры за ЗОЖ, — и почему они такие? Мы такими не были. Правда ли, что зумеры за ЗОЖ, — и почему они такие?

Действительно ли молодые люди курят меньше?

Esquire
Жасмин: «Я никогда не беру работу в Новый год» Жасмин: «Я никогда не беру работу в Новый год»

Певица подвела итоги года и рассказала о своем участии в новогоднем мюзикле

Cosmopolitan
50 м² 50 м²

Монохромная квартира по проекту Светланы Хабеевой

AD
Касторовое масло: применение, польза, научные данные Касторовое масло: применение, польза, научные данные

Чем полезно касторовое масло и как действует на организм?

РБК
Одна вокруг света: оползень на дороге и закрытая граница Эквадора Одна вокруг света: оползень на дороге и закрытая граница Эквадора

151-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Константин Хабенский – о «Чемпионе мира», театре и возрасте Константин Хабенский – о «Чемпионе мира», театре и возрасте

Константин Хабенский о «Чемпионе мира», шахматах и неудачных проектах

GQ
Открыть в приложении