Как Август Мейер стал миллионером и почему был задержан
8 декабря стало известно о задержании российского предпринимателя американского происхождения Августа Мейера и его супруги Инны. Следственный комитет подозревает супружескую пару в хищении у Сбербанка 2,3 млрд рублей, полученных на развитие своих бизнес-проектов. Как предприимчивый американец заработал в России $650 млн — в материале Forbes.
Летом 2017 года предприниматель американского происхождения Август Мейер искренне радовался, что выбрал Россию для создания семьи и ведения бизнеса. «Я очень горд тем, что получил российское гражданство. Благодарен российскому народу, правительству и президенту Путину, который подписал указ о предоставлении мне гражданства», — делился он в интервью Forbes. Сегодня настроение бизнесмена родом из Сан-Диего едва ли можно назвать радостным: Август Мейер вместе со своей жена Инной был задержан сотрудниками Следственного комитета (СК).
Это продолжение расследования уголовного дела, первым фигурантом которого в 2017 году стал давний партнер Мейера, бывший миллиардер Дмитрий Костыгин. Бизнесменов объединяет многолетняя дружба и множество проектов — удачных и не очень. Познакомились оба в 1999 году в Санкт-Петербурге благодаря общему увлечению идеями писательницы и автора романа «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, американки, родившейся в Российской империи. Мейер искал ее русских последователей и нашел Костыгина, путь которого в бизнесе начался с перевода и издания в России знаменитого романа.
От бесед на философские темы новые знакомые быстро перешли к разговорам о бизнесе. Костыгин, который на тот момент уже успел поучаствовать в нескольких проектах, среди которых была сеть магазинов джинсовой одежды турецкой марки Colin’s и «Петроимпорт», объединивший пищевые производства маргарина, кетчупа и пельменей (позже это стало предприятием «Любимый край»), буквально заразил Мейера идеями инвестировать в русский бизнес. Тем более что деньги у иностранца были: его дед основал медиахолдинг Midwest Television и финансовую корпорацию First Busey, до самой смерти в 1991 году входил в список 400 богатейших американцев по версии Forbes.
Первым проектом, обогатившим Мейера и Костыгина, стала сеть гипермаркетов «Лента». В 2001 году партнеры инвестировали в проект молодого коммерсанта Олега Жеребцова $15 млн и получили 49% на двоих (44% акций у Мейера и 5% у Костыгина). За пять лет компания открыла 12 гипермаркетов в Санкт-Петербурге и регионах с совокупной выручкой $1 млрд (по итогам 2006 года). С ростом сети росли разногласия между акционерами, в том числе новыми, которые пришли позже Мейера и Костыгина.
В состоянии войны доверие Мейера к Костыгину стало почти безграничным. Последнего за глаза даже называли Распутиным при императоре (т.е. при Августе Мейере. — Forbes). «Доходило до смешного — шло заседание совета, на котором Мейер присутствовал, а Костыгин участвовал по телефону как приглашенный гость. Поднимался какой-нибудь вопрос, начинался опрос перед голосованием. Когда очередь доходила до Мейера, он говорил в трубку: «Дима, а какое у нас мнение по этому вопросу?» — вспоминал один из участников конфликта.