Пациент Г. M.
История памяти, безумия и семейных тайн
Книга «Пациент Г. М.» (2016 год) повествует об истории процедуры лоботомии – нейрохирургической операции, при которой одна из долей мозга иссекается или разъединяется с другими областями мозга. Особое внимание в книге уделяется истории жизни Генри Молисона – широко известного в истории медицины как «Пациент Г. M.». Молисон страдал от расстройства памяти после того как у него были хирургически удалены части гиппокампа, энторинальной коры и миндалевидного тела в попытке излечить эпилепсию. Отправьтесь назад в прошлое, во времена, когда лоботомия стала популярным методом лечения психических заболеваний, и узнайте, как она помогла нам лучше узнать устройство человеческого мозга.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Пациент Г. M.» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Наш мозг до сих пор изучен так же мало, как тайны космоса или океанских глубин. Но раньше мы не знали о нем вообще ничего! – До тех пор, пока в XX веке не начался период экспериментов в области психохирургии. В те времена врачи проводили операции на головном мозге с целью излечить психические расстройства. И хотя подобные опыты порой были весьма сомнительны, они не только помогли многим пациентам, но и впервые дали нам представление о том, как устроен мозг. Например, именно благодаря лоботомии мы узнали, как функционирует человеческая память.
Самый важный мозг в истории.
От слова «лоботомия» веет чем-то неприятным с точки зрения морали. В голове всплывает много пугающих образов: похожие на зомби пациенты, жуткие психбольницы. Возможно, вам вспоминается история из романа и фильма «Пролетая над гнездом кукушки». В 40-х и 50-х годах XX века лоботомия была популярным методом лечения психических заболеваний. И, хотя после нее многие пациенты становились «овощами», эта процедура внесла огромный вклад в наше понимание устройства мозга.
Из этого обзора вы узнаете о темной истории этой процедуры и самом известном в истории лоботомии «Пациенте Г. М.», отправитесь в эпоху лоботомии и получите представление о таинственных механизмах памяти, которые стали известны благодаря истории Генри Молисона.
Также вы узнаете:
- как успешная лоботомия привела к неожиданным результатам;
- какие ужасные эксперименты над людьми проводили во имя науки;
- и почему Пациент Г. М. мог решать задачи, но при этом не помнил, как он их решал.
История нашего увлечения мозгом стара как мир.
Никогда не стоит недооценивать мозг. Этот важнейший из органов управляет всем, что нам важно, начиная с того, как мы ходим и разговариваем, и кончая тем, как быстро бьется наше сердце. Одним из первых ученых, осознавших важность мозга, был греческий врач Гиппократ, родившийся в 460 году до нашей эры.
Гиппократ, которого принято считать отцом современной медицины, пошел против многих «научных» представлений своего времени. Так, он предположил, что эпилепсия появляется вследствие нарушения работы мозга, а не является карой разгневанных богов. Но еще до Гиппократа некоторые народы, в частности египтяне, уже имели определенные знания о мозге.
Археологи обнаружили удивительный египетский свиток 3600-летней давности, в котором пациентам с ранами, обнажающими мозг, даются ценные советы. Чтобы рана зажила, она должна быть чистой и защищенной, говорится в инструкциях, – это значит, что они уже предполагают понимание важности и хрупкости мозга.
В древние времена люди искали и способы воздействия на мозг. Возможно, операции на мозге проводились еще около 7 000 лет назад. Например, во французском городе Энсисхейм обнаружили древнее захоронение с черепами, на которых присутствуют небольшие отверстия, сделанные, вероятно, хирургическим путем.
В 1888 году швейцарский психиатр Готлиб Буркхардт попытался вылечить «безумие» пациентки, удалив у нее 18 граммов мозгового вещества. Научное сообщество было потрясено: идея вскрыть череп человека и разрезать его мозг для того времени была, мягко говоря, радикальной.
Но пятьдесят лет спустя, в 1935 году, португальский нейроанатом по имени Эгаш Мониш подхватил идею Буркхардта и произвел первую лейкотомию (от греческого leucos – «белый» и tome – «вырезать») – так назвали процедуру, при которой в мозге рассекается белое вещество.
Вдохновителем доктора Мониша стал физиолог Джон Фултон из Йельского университета, проводивший эксперименты на шимпанзе. Фултон обнаружил, что при повреждении лобных долей мозга его шимпанзе становятся более спокойными и управляемыми.
Доктор Мониш попытался помочь пациентам с тяжелой формой депрессии, просверлив в их черепах две дырки и вырезав мозговое вещество из лобной доли. Результаты этой процедуры были опубликованы в 1936 году и представлены как возможный способ лечения психических заболеваний, что положило начало революции как в психиатрии, так и в хирургии.
Психиатрические лечебницы были местом экспериментов. В их число входила и лоботомия.
Многих пациентов психиатрических лечебниц нельзя назвать спокойными. Хотя карикатура в виде орущих маньяков в смирительных рубашках является упрощенной, в ней есть доля правды. Действительно, в конце 1930-х годов главной целью врачей была разработка методов успокоения своих пациентов.
За закрытыми дверями врачи разрабатывали разные «методы лечения», призванные сделать пациентов более «пригодными для общества». Проблему пытались «выжигать» с помощью пиротерапии. Пациента помещали в металлическую трубу и начинали нагревать до температуры 106оF (это 41оC).
Пиротерапию могли проводить регулярно в течение недели, а если она не давала желаемых результатов, врач мог перейти к лечению инсулиновой комой. Для этого пациентам вводили огромные дозы инсулина, снижая уровень сахара в крови и вызывая состояние комы.
В таких условиях в 1939 году американский невролог доктор Уолтер Фримен начал эксперименты с лоботомией. Это было нечто большее, чем просто новый способ лечения – лоботомия положила начало целой новой области под названием психохирургия.
Слово «лоботомия» происходит от греческих слов lobos – «доля» и tome – «вырезать», что довольно точно описывает саму процедуру. Доктор Фримен просверливал два отверстия в черепе пациента и через эти отверстия срезал лобные доли.
Удивительно, но пациенты Фримена во время процедуры оставались в сознании и в ходе операции могли отвечать на его вопросы. Когда, по мнению доктора, пациент начинал демонстрировать нужные реакции, но при этом все еще не становился инвалидом, Фримен прекращал отрезать лобные доли. Предполагалось, что пациент должен стать управляемым, а не безмозглым.
Доктор Фримен полагал, что лоботомия способна «помочь» широкому кругу пациентов. К нему под нож попадали пациенты в возрасте от 7 до 72 лет. В то время как некоторые из них были явно сумасшедшими, другие страдали более слабыми «расстройствами», такими, например, как «навязчивая мастурбация».