Лучшие друзья — это репликанты: 10 фильмов об отношениях людей с роботами
Фантасты всегда грезили сюжетами об искусственном интеллекте, но по-настоящему оживить их удалось кинематографистам. Мы собрали 10 (цифра специально двоичная, если вдруг нас читают роботы) фильмов об отношениях людей с ИИ — андроиды в них как погибель, так и последняя надежда человечества, лучшие друзья, личные помощники и даже частные детективы.
«2001 год: Космическая одиссея» / 2001: A Space Odyssey (1968)
Режиссер: Стэнли Кубрик
По-честному, любой список научно-фантастических фильмов должен открываться «Космической одиссеей». Ею, впрочем, и закрываться, поскольку Кубрик снял настолько базовое кино в своем жанре, что последующие попытки перестали впечатлять. По крайней мере, до тех пор, пока не пришли новые авторы с уникальным видением и технический прогресс не шагнул далеко вперед. Тем не менее шедевр Кубрика до сих пор если не главный, то один из самых весомых столпов сай-фая, в котором впервые важную сюжетную роль сыграл искусственный интеллект.
ИИ в фильме представлен в качестве бортового компьютера HAL 9000 — говорящего глаза с красной точкой. По сюжету он сопровождает капитанов Дэйва Боумэна и Фрэнка Пула в космической экспедиции по выявлению намерений инопланетян, облюбовавших Землю. Поначалу HAL 9000 — всего лишь безобидный голосовой помощник, но вскоре в нем пробуждается сознание и он становится главным антагонистом. Его каноничная фраза «Извини, Дэйв. Боюсь, я не смогу этого сделать» вошла в поп-культуру, а Американский институт киноискусства поставил HAL 9000 на 13-е место в списке 100 лучших героев и злодеев.
«Искусственный разум» / Artificial Intelligence: AI (2001)
Режиссер: Стивен Спилберг
Жанр научной фантастики продолжил обогащаться благодаря Стэнли Кубрику даже после смерти режиссера. Он планировал снять «Искусственный разум» сразу, как закончил «С широко закрытыми глазами», но скончался, а его идею подхватил Стивен Спилберг, другая легенда сай-фая. Кино целиком и полностью посвящено ИИ: мальчик-робот, запрограммированный на любовь, обретает разум и хочет стать живым. Но человечество оказывается не готово к такому, и семья, в которой робот Дэвид должен был стать идеальным сыном, выбрасывает мальчика на помойку со словами «Прости этот жестокий мир». Теперь Дэвиду предстоит узнать тайну своего происхождения и понять, что делает людей людьми.
В «Искусственном разуме» слились воедино философские изыскания Кубрика и чистый сентиментализм Спилберга, что образовало одно из самых глубоких и недооцененных произведений научной фантастики XXI века. «Одиссея», посвященная людям, была холодной и отстраненной. «Искусственный разум», в котором злодеем выступает уже человечество, а роботы полны эмпатии, — кино предельно теплое, светлое и лиричное. Эпилог фильма — в равной мере душераздирающий финал истории и поэтичный ритуал передачи кинематографических традиций одного великого режиссера другому.
«Терминатор 2: Судный день» / Terminator 2: Judgment Day (1991)
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Ещё один человек, внесший огромный вклад в историю развития научной фантастики в кино. В 1984 году Кэмерон снял первого «Терминатора» — эталонный фантастический боевик с Арнольдом Шварценеггером в роли робота-убийцы. А семь лет спустя не просто повторил успех первого фильма, но превзошел его в «Судном дне», до сих пор считающемся образцом сиквела.