Коллективный разум: что такое мастермайнд и как его проводить
В предпринимательской среде давно популярен особый формат поиска решений — встречи для коллективного обсуждения проблемы и отслеживания результатов друг друга. Как организовать собственную мастермайнд-группу, как проводить совместные сессии и с какими вопросами это может помочь, рассказывает коуч ICF Артем Тихонов
Простыми словами, мастермайнд — это групповой формат работы, в рамках которого участники обмениваются идеями, помогают друг другу решать проблемы и выполнять стоящие перед ними задачи. Считается, что впервые это понятие было описано в 1937 году в книге «Думай и богатей» Наполеона Хилла: «Что такое «мозговой центр» (перевод термина «мастермайнд» в российском издании книги, — Forbes Life) и для чего он нужен? Это координация знаний и усилий — в духе гармонии — двух или более людей, объединенных стремлением к определенной цели».
По-настоящему популярными мастермайнды стали около 10 лет назад, однако некоторые бизнесмены практиковали их еще в начале XX века. Тот же Наполеон Хилл описывает мастермайнд Эндрю Карнеги — американского сталелитейного магната и филантропа. Его мастермайнд-группа состояла из 50 человек, занимавшихся, как и он сам, производством и продажей стали. «Мистер Карнеги полагал, что обязан своим состоянием интеллектуальному богатству, накопленному с помощью этих людей, — пишет Хилл. — Похожая картина предстает при анализе биографий всех очень богатых людей. Отдавали они себе в этом отчет или нет, но в любом случае умели ставить на службу силу «мозговых центров»». По данным того же Хилла, основатель Ford Motor Company Генри Форд был в постоянном контакте с изобретателем Томасом Эдисоном, промышленником Харви Файрстоуном, натуралистом Джоном Бэрроусом и селекционером Лютером Бербэнком, и наибольших результатов достиг именно после знакомства с ними. Хилл отмечает, что человек способен воспринимать характер, навыки и силу мысли тех, с кем сотрудничает, а постоянный контакт Форда с этими людьми «увеличил его собственный интеллект на сумму интеллекта, опыта, знаний и духовных сил этой четверки».
Современные предприниматели тоже участвуют в мастермайндах. Сооснователю сети умных сервисов «Вилгуд» Барно Турсуновой эта практика помогает в поиске новых решений: «У меня есть знакомые предприниматели, у которых есть свои образовательные проекты, а также бизнес в сельском хозяйстве. Они делятся сложными кейсами в маркетинге, искусством управления большими командами и многим другим. Благодаря таким контактам я и Шерзод (сооснователь «Вилгуд» Шерзод Турсунов —