Методики проверки, испытаний, идентификации продукции нужно совершенствовать

АгроинвесторБизнес

Искоренить фальсификат

Методики проверки, испытаний, идентификации продукции, а также меры контроля за реализацией подделок нужно совершенствовать

Елена Долбунова

Т. Соколовская

В 2024 году фальсификата в молочной категории стало больше, в мясной, напротив, его доля уменьшилась. В Россельхознадзоре считают, что необходимы более серьезные меры по борьбе с поддельной продукцией, ведь недобросовестные производители обманывают не только потребителя, но и государство, уменьшая налоговые выплаты. В то же время отраслевые эксперты и производители продуктов питания обращают внимание, что зачастую из-за пробелов в законодательстве и не совсем корректных методов контроля фальсифицированными порой называют те товары, которые таковыми не являются, поэтому нужно совершенствование правовой базы и методологии.

По информации Россельхознадзора, в прошлом году общий процент фальсификата молочной продукции из всех исследуемых товаров в данной категории составил почти 14,9 % против 14,7 % в 2023-м. В мясной же категории ситуация улучшилась: в 2024-м показатель снизился примерно до 14,5 % против 16,1 % годом ранее.

В Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в стране на период до 2025 года отмечается, что фальсификат — это промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о ее составе и (или) потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

Гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев ранее тоже говорил «Агроинвестору», что формально тот или иной продукт относят к фальсификату в случае несоответствия его реальных параметров техническому регламенту и/или информации, заявленной на его упаковке. На практике же термин «фальсификат» зачастую трактуется значительно шире. «Важно учитывать еще и то, что аналитические возможности надзорного ведомства постоянно развиваются, поэтому возникает закономерный вопрос: служба просто начала лучше выявлять фальсификат или реально произошли изменения в поведении производителей?» — рассуждает эксперт. По его мнению, в целом по всем категориям тех же молочных товаров доля подделок сейчас составляет около 1 %, что существенно меньше, чем десять лет назад, и, безусловно, ведущую роль в «обелении» рынка играет работа Россельхознадзора.

Статистику испортило сливочное масло

Наибольшая доля фальсифицированной продукции на молочном рынке России в 2024 году пришлась на сливочное масло, уточнили «Агроинвестору» в ведомстве, — 24,8 % против 19,7 % в 2023-м. А вот в категориях «питьевое молоко» и «сыры» показатель в прошлом году снизился: с 11,5 % до 8 % и с 20,4 % до 16,2 % соответственно. Согласно информации Россельхознадзора, помимо сливочного масла, проверяющие специалисты наиболее часто сталкиваются с фальсификацией сыров и творога.

Служба фиксирует случаи использования производителями молочной продукции сырья растительного происхождения как в рамках лабораторного мониторинга, так и с помощью инструментов цифрового надзора, благодаря которым продукция животноводства отслеживается «от поля до прилавка». При этом, кроме растительных жиров, в фальсифицированных продуктах производители также могут использовать говяжий жир. «В целом с момента внедрения электронной ветеринарной сертификации, благодаря которой обеспечивается прослеживаемость товара, доля небезопасной и некачественной продукции, особенно молочной, на российском рынке непрерывно снижается», — отмечал ранее представитель ведомства.

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) ежегодно проводит расчет баланса жиров на рынке, чтобы оценить долю продукции, при производстве которой молочный жир может заменяться на растительный или иной. «Доля фальсификата в отрасли на протяжении последних 10 лет планомерно сокращалась и в последние годы достигла минимума в 1,5 %, — делится гендиректор организации Артем Белов. — Однако в последнее время мы наблюдаем все-таки рост числа нарушений как в традиционной торговле и сегменте HoReCa, так и в сетевой рознице в связи с подорожанием категории из-за повышения себестоимости».

Проблема фальсификации молочной продукции на отечественном рынке остается актуальной, однако в последние годы предпринимаются значительные усилия со стороны правительства и надзорных органов для ее решения, комментирует заместитель гендиректора по качеству и пищевой безопасности «Комос Групп» Никита Селиванов. Основные инициативы направлены на совершенствование системы контроля и создание эффективных барьеров для предотвращения вывода фальсификата на рынок.

Без ущерба для репутации

В мясном сегменте доля продукции, которая произведена с нарушениями, крайне незначительна и постепенно уменьшается, констатирует глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. «Конкуренция стимулирует производить продукты, полностью отвечающие техническим регламентам, а надзорные органы эффективно контролируют производителей через систему прослеживаемости “Меркурий”, в которой есть информация о том, откуда и какое сырье пришло, что и сколько из него произвели, — говорит он. — Это так или иначе подталкивает бизнес все больше уделять внимания тому, чтобы продукция была выпущена в строгом соответствии с действующим законодательством».

Особенно дорожат своей репутацией и четко выполняют требования крупные компании, которые всегда на виду и взаимодействуют с государством, в том числе получают льготные кредиты. Такие участники рынка не будут намеренно заниматься фальсификацией, уверен Юшин. В то же время контролеры все равно проявляют к ним повышенный интерес. «Гораздо приятнее ходить на современные предприятия, где чисто и светло, чем ехать в какой-то захолустный городок на микропроизводство», — обращает он внимание. Хотя не исключено, что кто-то из крупного бизнеса на первом этапе развития тоже не очень сильно забивал себе голову стопроцентным соблюдением законодательства в сфере пищевой безопасности. Но это и вопрос к проверяющим, полагает эксперт: они должны выявлять нарушения и не допускать их повторения.

Мясной рынок высококонкурентный, все его участники борются за кошелек потребителя, цены на мясо предельно низкие, перечисляет заместитель руководителя НМА Максим Синельников. В этих условиях нет экономической выгоды фальсифицировать продукцию, считает он.

Примером фальсификата в мясной категории может быть использование растительного белка в изделиях мясопереработки и неуказание соответствующей информации об этом, отмечает исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. «В то же время, учитывая факт наличия современных средств контроля как со стороны государственных органов, так и ретейлеров, присутствие на полке таких подделок на долгосрочной основе является нонсенсом, — заверяет он. — Практически у любого оптового покупателя — торговой сети, розничного магазина, ресторана — есть отдел контроля качества, который проверяет поступающие партии и, выявляя товар, не соответствующий определенным требованиям, препятствует его дальнейшей реализации». Добросовестный продавец не будет отпугивать своих покупателей заведомо некачественным продуктом, когда есть много других производителей, которые с удовольствием займут освободившееся место. Долгосрочно же присутствовать на полке фальсификат может только по согласованию производителя с заказчиком, добавляет эксперт.

Т. Соколовская

Виды и способы фальсификация

В «Центре гигиенического образования населения» выделяют шесть видов фальсификации. Качественная, которая выражается в подделке товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств, при сохранении или утрате других потребительских свойств, либо в замене товара высшей градации качества низшей. Количественная представляет собой обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Ассортиментная осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Стоимостная выражается в обмане потребителя путем реализации низкокачественных продуктов по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших, информационная — в обмане с помощью неточных или искаженных сведений о товаре, используемом сырье, составе продукта и так далее. Существует и комплексная фальсификация, сочетающая в себе несколько ее видов.

С юридической точки зрения фальсификат — это преднамеренное, неоднократное введение потребителя в заблуждение с целью получения выгоды, а не ошибка или брак, которые могут допустить любой человек или юрлицо, акцентирует внимание Юшин. «Зачастую, не зная юридического определения слова “фальсификат”, таковым называют абсолютно все, в частности, когда вместо литра молока в бутылке его всего 930 мл, как и указано на этикетке, или когда в маркировке пропущена запятая, — приводит примеры он. — Нельзя также путать некачественный товар, не отвечающий каким-то ожидаемым потребителем характеристикам, с фальсификатом, на безопасность и качество продукции может повлиять несоблюдение условий транспортировки, хранения или реализации».

Способов фальсификации достаточно много, рассказывает председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий. Причем некоторые из них заметить могут далеко не в каждой лаборатории. Так, недавно Россельхознадзор стал находить в продуктах питания микробную трансглютаминазу — так называемый мясной клей. Эта добавка с 2020 года отсутствует в списке разрешенных регламентом Таможенного союза безопасных пищевых добавок. «Данный компонент опасен тем, что производится с помощью мутантных микроорганизмов, которые модифицируют структуру животных и растительных белков, — поясняет эксперт. — Последствия этих мутаций до конца не изучены, но, как показывают исследования, она провоцирует развитие непереносимости глютена и болезни Альцгеймера».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разум толпы Разум толпы

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
«Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса» «Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса»

Дмитрий Константин о том, как создать эффективную рекламную платформу

Деньги
Дедушка Максим Дедушка Максим

История пулемета, в честь которого нас назвали

Maxim
Даниил Воробьев Даниил Воробьев

Встречайте — Даниил Воробьев, у которого почти сто работ в кино

Караван историй
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
6 продуктов с высоким содержанием протеина и низким содержанием калорий 6 продуктов с высоким содержанием протеина и низким содержанием калорий

Список лучших низкокалорийных продуктов, богатых белком

ТехИнсайдер
Какие ценности есть у ИИ? Ученые изучили Claude и рассказали интересные факты! Какие ценности есть у ИИ? Ученые изучили Claude и рассказали интересные факты!

Как ИИ выражает свои «принципы» в диалогах с людьми

ТехИнсайдер
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Почему галактики закручиваются в спирали: ученые изучили механизмы формирования звездных скоплений Почему галактики закручиваются в спирали: ученые изучили механизмы формирования звездных скоплений

Какие модели образования спиралевидных галактик выделяют учены?

ТехИнсайдер
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей

Список из важнейших ошибок российских предпринимателей

Inc.
Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать

Что происходит во время «зимы искусственного интеллекта»?

ТехИнсайдер
Беспределы роста. Для избранных? Беспределы роста. Для избранных?

Как будет развиваться глобальная энергетика в ближайшую четверть века

Монокль
Угольщикам недогрузили триллионы Угольщикам недогрузили триллионы

Минэнерго оценило потери российской угольной отрасли в 2 трлн руб

Ведомости
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских

Причины, по которым модельеры отказываются от глубоких карманов в женской одежде

ТехИнсайдер
Энергостратегия-2050: поддадим газу, дадим угля! Энергостратегия-2050: поддадим газу, дадим угля!

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России

Монокль
Путь от бастарда до монарха Путь от бастарда до монарха

Как бастарду Вильгельму I удалось превратить свою мечту о короне в реальность?

Дилетант
И хочется, и колется И хочется, и колется

Совпадает ли наше мнение о косметологии с реальностью? Развеиваем мифы

Grazia
Матч-пойнт Матч-пойнт

В чем феномен падела, как начать в него играть и насколько он травмоопасен?

Men Today
8 советов стоматологов, как быстро и просто улучшить состояние зубов 8 советов стоматологов, как быстро и просто улучшить состояние зубов

Как поддерживать красоту и здоровье зубов

ТехИнсайдер
Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы?

Знание – сила
Как преобразить ногти за 30 дней: советы мастера маникюра Как преобразить ногти за 30 дней: советы мастера маникюра

Как укрепить и подпитать ногти всего за четыре недели?

VOICE
Тянем-потянем: как франчайзеры помогают партнерам в трудные времена Тянем-потянем: как франчайзеры помогают партнерам в трудные времена

Большинство из франчайзеров помогут партнеру с антикризисным управлением

Forbes
Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно» Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно»

Какие причины кроются за безответственностью на рабочем месте?

Forbes
Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный

Как развить свой продукт с помощью digital-маркетинга

VOICE
10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени 10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени

Какие вещи никогда не следует совмещать в стиральной машине?

VOICE
Амарант Амарант

Почему амарант — суперфуд и важнейшая пищевая культура XXI века

Здоровье
Тихоходкам набили татуировки электронным пучком Тихоходкам набили татуировки электронным пучком

Китайские материаловеды нанесли татуировки живым тихоходкам

N+1
Открыть в приложении