Куросава по-американски: как азиатские режиссеры повлияли на Голливуд
Вы знали, что на создание «Звездных войн» Джорджа Лукаса вдохновил Куросава и жанр японского кино дзидайгэки? А что эффект «цифрового дождя» из «Матрицы» Вачовски позаимствовали из начальных титров аниме «Призрак в доспехах»? Западные режиссеры давно смотрят на Восток. Чтобы показать, насколько велико влияние Азии, мы выбрали нескольких режиссеров, которые опираются на фильмы азиатских мастеров кинематографа.
Квентин Тарантино
Когда Квентин был подростком, в США началась «кунг-фу-волна»: в кинотеатрах и на телевидении появлялись фильмы и шоу с героями, которые отлично владеют боевыми искусствами. Например, «Зеленый Шершень» (1966-1967) с Брюсом Ли, а позднее и фильмы с Джеки Чаном. Во время работы в «Видеоархиве» Тарантино мог бесконечно пересматривать гонконгские боевики, японские сериалы и многое другое. Следуя своему принципу «брать лучшее из любого фильма на свете», Тарантино пришел к режиссерскому дебюту максимально подготовленным. В «Бешеных псах» очень много от гонконгского криминального боевика «Город в огне» (1987) Ринго Лама. В фильме Тарантино последние двадцать минут почти полностью повторяют развязку «Города», включая знаменитую сцену с «мексиканским противостоянием». Несмотря на явное заимствование, зрители и критики были в восторге от «Бешеных псов», и Тарантино продолжил развивать свой авторский метод «пастиша» в следующих фильмах.
В «Криминальном чтиве» киллер Джулс читает стих перед смертью врага. Эту идею Тарантино подсмотрел в японском боевике «Каратэ Киба» (1973) Рюичи Такамори, выпущенном в США под названием «Телохранитель». А исполнитель главной роли в «Телохранителе» Сонни Тиба, давним поклонником которого являлся Тарантино, появился в «Убить Билла» в роли мастера-оружейника Хаттори Ханзо. Он изготавливает легендарную катану для Невесты, которая отправляется мстить своим врагам в стильном желтом комбинезоне — прямо как у Брюса Ли в фильме «Игра смерти» (1973) Роберта Клоуза.
Эпическая история Невесты, в свою очередь, вдохновлена самурайским боевиком «Госпожа Кровавый Снег» (1973) Тосии Фудзиты. Работая над постановкой разборки в логове О-рен Ишии, Тарантино вложил в боевые сцены целую россыпь референсов из гонконгских боевиков: в «Китайском боксере» (1970) Ю Ванга главный герой сражается с толпой одинаково одетых бандитов, наряд и оружие Гого Юбари взяты из «Самурайской истории» (1998) Хироюки Накано, а лидер клана «88 бешеных» (он же учитель Пэй Мэй) — актер Гордон Лью, сыгравший в любимом шаолиньском боевике Тарантино «36 безумных кулаков» (1977) Чэнь Чжихуа.
Джим Джармуш
Джармуш неоднократно бывал в Японии, где его фильмы, кстати говоря, пользуются успехом. Он часто обращается к японской философии, особенно для него важно понятие «ма» — пространство между вещами. Сам режиссер упоминает Ясудзиро Одзу и Кэндзи Мидзогути как вдохновителей и воплощает свою работу с той мыслью, что «между» не только в затемнениях между эпизодами («пустой кадр» — характерная особенность в японском кинематографе), но и в диалогах. Когда герои не говорят того, что стоило сказать, это, по словам Джармуша, действует на зрителя сильнее.
В 1989-м Джармуш выпустил роуд-муви «Таинственный поезд» о двух японских туристах, которые хотят посетить колыбель рок-н-ролла в особняке Элвиса Пресли и приезжают в Мемфис. То, как молодая пара слоняется по городу, очень похоже на популярный жанр аниме «повседневность» (slice of life). А в нескольких сценах Джармуш использует «план Одзу»: съемка ведется со штатива на уровне глаз сидящих на полу героев либо на несколько сантиметров выше.
Наиболее полно увлечение культурой Азии (а точнее, ее философией) раскрывается в криминальном нуаре «Пес-призрак: Путь самурая» (1999). При создании сценария Джармуш опирался на труды о «пути воина», или бусидо: «Книгу пяти колец» Миямото Мусаси, «Кодекс самурая» и «Хагакурэ» («Сокрытое в листве») Ямамото Цунэтомо. Несмотря на то что сюжет вдохновлен французским триллером «Самурай» (1967) Жан-Пьера Мельвиля, в фильме Джармуша множество отсылок к самурайским фильмам Сэйдзюна Судзуки. Например, способ, которым киллер Пес-призрак устраняет одного из гангстеров, и сцена с птичкой на снайперской винтовке позаимствованы из нуара «Рожденный убивать» (1967) Судзуки. Когда в Японии состоялась премьера «Пса-призрака», 77-летний мастер фильмов категории В сказал Джармушу: «Вижу, ты кое-что взял у меня. Что ж, я тоже что-нибудь возьму у тебя для моего следующего фильма». Также на примере знакомства Пса-призрака и его нанимателя Джармуш показывает действие «эффект расёмона», когда одно и то же событие получает противоречивые субъективные интерпретации или описания вовлеченными лицами. Этот эффект впервые раскрывается в рассказе «В роще» Рюноскэ Акутагавы и фильме «Расёмон» (1950) Акиры Куросавы. Сама книга «Расёмон» также появляется в фильме и кочует от героя к герою.