Флаг не по силам
Сто лет назад, в сырую осеннюю ночь 24 октября 1922 года, корабли Сибирской флотилии под командованием контр-адмирала Георгия Старка вышли из Владивостока. На палубах и в трюмах Россию покидали войска белой армии и гражданское население. Наутро парадным маршем вступили в город красноармейцы. Гражданская война в России завершилась через пять кровавых и разрушительных лет.
За три года до того белые армии подходили к Москве и Петрограду и власть большевиков была на грани краха. Казалось, коммунистический эксперимент в России окончен. Но за несколько месяцев 1919 года грандиозные успехи сменились тяжкими поражениями. Военные причины отступлений: отсутствие удобной логистики, растянутость коммуникаций, слабость тыла и малочисленность войск.
Идеологические причины: лозунги «За единую и неделимую Россию» проиграли меркантильным и простым большевистским «Земля — крестьянам, фабрики — рабочим!». В рядах Белого движения не возникло политического единства. А главное, белые власти не получили народной поддержки на освобождённой от большевиков территории бывшей империи и зацепились лишь за окраины Русской земли.
Политическую модель правителя Юга России генерала Петра Врангеля — восстановление закона и порядка, закрепление земли за крестьянами и толерантность к национальным образованиям — едва успели испытать только жители Крыма и Северной Таврии. Крым пал под ударами красных осенью 1920 года.
К 1922 году белые продолжили сопротивление большевикам только на Дальнем Востоке, куда подошли уцелевшие войска разбитого Восточного фронта адмирала Колчака. Военные и общественные деятели Приморья испытали последнее средство — чётко назвали политические цели движения и создали на Дальнем Востоке прообраз будущей России, вдохновляясь примером гражданского единства эпохи Смутного времени XVII века.
Белые возобновили борьбу на Дальнем Востоке не сразу. С 1918 года столица Приморья Владивосток находился в японской оккупации. Японский контингент прибыл в Приморье по решению стран Антанты. После поражения и расстрела Верховного правителя России адмирала Колчака политическую власть в Приморье захватили Советы. На основе этих Советов большевики создали буферную Дальневосточную республику (ДВР). Это никем не признанное, кроме РСФСР, марионеточное государство контролировало Забайкалье, Приамурье и Приморье. Смыслом его существования было избежать прямого столкновения Советской России с Японией.
В августе 1921 года каппелевские полки (назывались по имени погибшего зимой 1920 года главнокомандующего армиями Восточного фронта — легендарного генерала Владимира Каппеля), отдохнувшие от поражений в китайской Маньчжурии, свергли власть ДВР во Владивостоке. Японцы соблюдали дружественный к белым нейтралитет и поддержали создание Приамурского правительства во главе с местными бизнесменами крестьянского происхождения, братьями Спиридоном и Николаем Меркуловыми. Впервые за время Белого движения демократическим путём избрали парламент — Приамурское народное собрание. Большинство в нём заняли социал-демократы и блок несоциалистических организаций. Приамурскому правительству подчинялась маленькая, но стойкая Дальневосточная армия — закалённые бойцы, в основном выходцы из Поволжья, Прикамья, с Урала и Западной Сибири. Эти части прошли с боями за четыре года от берегов Волги и Камы через великие сибирские реки, ледяную тайгу и Байкал.
Новый виток борьбы не казался безнадёжным. Белые стратеги выбрали удачное время для удара. Советскую Россию сотрясали народные восстания. Целый год шла крестьянская война на Тамбовщине, в Москве и Петрограде бастовали рабочие. Полыхала вся Западная Сибирь: против продразвёрстки и диктатуры коммунистов поднялись крестьяне, казаки и рабочие Алтая, Челябинской, Омской и Тюменской губерний. Красных партработников и комсомольцев истребляли партизаны, которые ещё недавно разъедали тылы белых армий адмирала Колчака.
В конце 1921 года Дальневосточная армия перешла в наступление. Долгосрочной целью командования было зажечь против красных Дальний Восток и пробиваться дальше по Транссибирской магистрали навстречу восставшей Сибири. Белые повстанцы сокрушили оборону ДВР и заняли Хабаровск.
Агитаторы Приамурского правительства объясняли гражданам, что большевики обманули их: вместо равенства, земли и заводов дали рабство и бесправие. Но призыв к борьбе с «тунеядцами-комиссарами» не нашёл отклика на Дальнем Востоке. Местные крестьяне не успели испытать ужасов красного террора и тягот продразвёрстки — ДВР проводила довольно мягкую экономическую политику и сохраняла свободный рынок, что обеспечивало лояльность народа советской власти.