Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей

Коллекция. Караван историйРепортаж

Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне»

Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей. Наступают времена, когда степень нетерпимости достигает апогея. Хорошо, когда есть островки, к которым люди могут причалить, где по-прежнему существуют искренность, добро, чувство юмора, прежде всего по отношению к себе.

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Сергей Аутраш

Юрий Николаевич, вы с четырех лет мечтали стать артистом, и вы им стали, причем звездой. Правда дорога была непростой, вы реально прорывались через тернии к звездам. Мне кажется, вы идеальный собеседник, чтобы поговорить об актерской природе. Кто такие актеры? Кто эти странные люди?

— Этот миф о странности артистов создают иногда сами артисты... А космонавты — странные люди? А врачи? Я просто рассуждаю. Вот человек сидит с тобой за столом, вы вместе выпиваете, дружите. На следующий день он идет и такого же, как ты, пополам разрезает и спасает. А потом вечером рядом с тобой режет курицу другим ножом и ест ее. И ты думаешь: «Навыки эти он там приобрел или, наоборот, здесь, а потом там применяет?» Если бы артисты были очень странными, вряд ли их любило бы такое количество народа. Процент странности в артистах не так велик. Странность в другом — это люди, которые очень точно отражают время, важные перемены в обществе. С актерами происходит самоидентификация огромного количества людей. Зрители говорят: «У меня так же было» или «Я такую же знаю».

Странных артистов можно по пальцам пересчитать. Например, великий Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он производил впечатление инопланетянина, но при этом был очень любимым, потому что все равно какой-то тип человеческий запечатлел. Очень странный человек не мог бы сыграть Гамлета, потому что Гамлет — это всегда отклик времени. Гамлет бросает вызов чему-то устоявшемуся, несправедливому, с чем другие люди мирятся, а он не будет.

С актером Евгением Соляковым в спектакле «Телевизионные помехи». В этой постановке состоялся дебют Юрия Стоянова на сцене Большого драматического театра, 1978 год. Фото: Борис Стукалов/Предоставлено Творческо-исследовательской частью БДТ им. Г. А. Товстоногова

Конечно, в этой профессии есть вызовы. В ней заложено гипертрофированное желание славы. Она требует успеха, узнаваемости. Но не для тщеславия. Это все придает актеру профессиональный вес.

Как-то Костя Райкин спросил Олега Павловича Табакова:

— Как вам удается так уверенно, так легко, с таким наслаждением существовать на сцене?

— Старик, просто нужно один раз поиметь успех.

Дословный текст. Поиметь успех — это очень серьезно. Поэтому даже в основе вот этой жажды славы лежит профессиональная потребность крепко встать на ноги в профессии и выходить на сцену не для того, чтобы сдавать экзамены, а чтобы получить удовольствие от собственного труда, удивить самого себя. Гениальная пушкинская фраза: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» — квинтэссенция любой творческой профессии, когда человек испытал эту редкую минуту наслаждения от того, что у него получилось.

— В одном вашем интервью меня поразило признание, что вы до сих пор ощущаете себя неудачником. Это из-за того, что были годы глобального актерского неуспеха?

— Я бы сказал иначе. Это из-за позднего успеха. Я такой актер, которому надо было набрать... Для того чтобы стать комедийным актером, надо набрать много беды в жизни... Вот Чаплин. К нему успех пришел ближе к сорока, как и ко мне. Столько горя и кошмара было у Чаплина, Шаляпина и многих великих артистов. Я к ним себя не причисляю, просто вижу сходство биографий. Не зря Чаплин говорил: «Жизнь, как правило, прежде чем дать человеку крылья, ломает ему ноги».

— У вас было так же?

— В 1978 году я оканчивал институт как очень успешный и самоуверенный студент. Такой, в полном порядке. Это видно на моих молодых фотографиях. И мою первую роль в лучшем театре страны — в БДТ — можно назвать неудачей. Я начал с падения. Это была венгерская пьеса «Телевизионные помехи». Объективно провала не было, иначе бы меня просто сняли с роли. Но не было и успеха. А ведь меня брали с такими авансами в этот театр, что казалось — все дороги открыты. Молодой, смазливый, хорошо сложенный, если бы был успех, любой бы режиссер заметил, пошли бы дальше роли. А дальше — тишина, как в Гамлете. Начало, и первая подножка...

Хотя, пожалуй, не первая. Когда я показывался в БДТ, Георгий Александрович Товстоногов вдруг очень громко, прервав мой отрывок, сказал: «Это второй Паша!» Я думаю: «Какой Паша? Что за Паша? Меня Юра зовут». Я потом спросил у ребят, а они говорят: «Ну какой? Луспекаев. У нас в театре только один Паша. Паша может быть только один». И они были правы, второго Паши быть не может. Есть какой-никакой, а Юра Стоянов, но он не второй Паша, это тупиковый путь...

Главное, обо что я споткнулся, было ожидание. Да и чем я мог подтвердить, что я — второй Паша Луспекаев? Первая Пашина роль была в спектакле «Варвары» Горького. Он играл страсть, любовь невероятную. А я в первой своей роли играл мальчика, бегал по сцене и кричал: «Папочка, мамочка!» Это что, второй Паша? Да я и не мог быть им никогда. Потому что какой-никакой, а я Юра. Но имя Луспекаева надо мной довлело...

С Виктором Сухоруковым сразу после приглашения в БДТ, 1978 год. Фото: из архива Ю. Стоянова

Вы знаете, меня любили в театре, я много работал, но это не то, на что рассчитывали я и мои педагоги. Это все не пропорционально надеждам. Обманутые ожидания, и мои, и тех, кто в меня верил. Десять лет стагнации, второстепенных ролей, отсутствия съемок в кино и всяческих прорывов. В основе всего этого лежал зажим. Я был несвободен на сцене. Я из наполненной любовью, хулиганством, верой в тебя студенческой лаборатории попал на завод, где нужно сразу выдавать, где люди заточены на результат. Я так не мог. Но я хочу, чтобы вы поняли, это была не серия провалов, а отсутствие успеха. Хотя люди, которые меня любят, говорят: «Виноват не ты, а те, кто неправильно тобой распорядился. Ты же товар, по большому счету».

— А как вам ощущение того, что ты товар, который должен понравиться?

— Вот это и есть мой главный внутренний конфликт — я очень не терплю несвободы и тяжело переживаю насилие над собой. Не люблю нравиться тем людям, которые не нравятся мне. Не люблю по необходимости дружить и просить. А дикая зависимость — часть актерской профессии. Чудовищная зависимость взрослого свободного человека от людей, которые часто бездарны. И это приводит к жутким трагедиям, непониманию, невозможности реализовать себя.

Программа «Городок» и была придумана, чтобы избавиться от всей это тотальной зависимости и стать абсолютно свободным в выборе. Мы с Илюшей Олейниковым выбрали друг друга. Мы сами выбирали материал, сами выбирали того, кто нас будет снимать как оператор, и то, как мы это будем играть, потому что сами были режиссерами. Как только спала эта тотальная зависимость, буквально в течение года произошел абсолютный прорыв и в профессии, и в популярности, и в деньгах. Но мы, конечно, совпали с тем временем. Это важно. Потому что артист — эмоциональный барометр времени.

Фото: Сергей Аутраш

— Почему времена все тяжелее и тяжелее, хаотичнее и хаотичнее, а вы становитесь все более и более любимым? Значит, вы все больше и больше совпадаете с этим временем?

— Я не совпадаю, просто стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей. Наступают времена, когда степень нетерпимости достигает апогея. Хорошо, когда есть островки, к которым люди могут причалить, где по-прежнему существуют искренность, добро, чувство юмора, прежде всего по отношению к себе, и умение подхватить что-то важное в людях и им же показать. Вероятно, в такие трудные минуты это ценится.

А еще шутка в том, что я душевно не старею. Мне так кажется. Я очень много общаюсь и работаю с молодыми ребятами. Им интересно со мной, это у них называется — быть в повестке. Я не стараюсь подыграть, соответствовать каким-то трендам. Не собираюсь, как Есенин говорил, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Не лезу в любое ток-шоу, абы позвали. Хожу только к людям, которых люблю и которые любят меня... Я сейчас говорю не о коллегах, с коллегами все непросто. Для меня коллеги делятся по очень простому принципу: на тех, кто искренне умеет радоваться чужому успеху, и на тех, у которых «Я» — главная буква в алфавите.

С Владиславом Стржельчиком в спектакле Большого драматического театра «Амадеус», 1982 год. Фото: Борис Стукалов/Предоставлено Творческо-исследовательской частью БДТ им. Г. А. Товстоногова

— Мне кажется, вас коллеги любят.

— Ну как сказать. Тут есть нюанс. Я в кадре и не в кадре — это не всегда один и тот же человек. На площадке я могу быть очень жестким. Думаю, у меня в профессиональной среде репутация непростая...

Как-то одна профессионалка на эту тему сказала:

— Я вас не люблю, и не только я.

Ответил я очень просто:

— Знаете, а меня не любят только ленивые и бездарные.

И на этом наш с ней диалог закончился.

Когда я на съемках ору, по форме бываю очень резким. Использую очень жесткую лексику. Я же все-таки из русской народной передачи. Если вижу прогноз 34 градуса жары, заявляю: «Небольших денег стоят переносные кондиционеры, подумайте, пожалуйста, об актерах, которым неделю сниматься во время ковида в этой квартире, переполненной людьми». — «А то что?» — спрашивают меня. «А то ничего. Уйду».

— Уходили когда-нибудь?

— Один раз в жизни. На фильме «Zолушка», продюсером которой был Саша Цекало, мой друг. Я пришел на площадку в один из дней, и мне говорят: «Юрий Николаевич, извините, у вас вагончика не будет, но зато есть хорошая комната в павильоне». И повели меня туда. Это был склад, а рядом — подсобка арендаторов, где пыль, грязь по колено и стояли какие-то бутылки в ящиках и грязный диван. Я говорю: «Эта комнатка?» — «Да-да». — «Спасибо». Я ничего не сказал, просто повернулся и уехал домой. Через час вагончик был. За мной приехала машина, отвезла обратно. Все. А их иначе не воспитать. Вот это апогей моих понтов. Ну слушайте, есть такое понятие, как актерский райдер. Он очень простой. У артиста должен быть вагончик. А там туалет и кондиционер. Которые работают! И жуткий выпендреж — свежая простыня, наволочка, полотенце, потому что в этом вагоне до тебя уже спали 3 тысячи артистов. В период ковида я просил, чтобы вагон хотя бы раз в несколько дней обрабатывали санитайзерами или просто делали влажную уборку. А в последнее время я уже достиг дикой наглости — стал требовать, чтобы кроме бутылки воды еще стояла бутылка «Боржоми». А еще прошу, чтобы у меня лежала пара яблок. В общем, сплошной выпендреж. Кстати, я даже написал райдер в стихах, очень смешной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
В Саффолке обнаружили остатки англосаксонского королевского зала В Саффолке обнаружили остатки англосаксонского королевского зала

Археологи обнаружили в Рэндлшеме остатки зала размером 23 × 10 метров

N+1
Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями» Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями»

Моя мама была суровой. Я ее и любила, и боялась

Караван историй
Мангалорец Мангалорец

Самые странные, дикие и нелепые примеры русско-азиатской культурной интеграции

Правила жизни
Дмитрий Нагиев: Дмитрий Нагиев:

У нас твоя карьера от таланта не зависит

Караван историй
Предложена новая теория, объясняющая, что такое сознание Предложена новая теория, объясняющая, что такое сознание

Человек осознает свои действия спустя полсекунды от их совершения

ТехИнсайдер
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Что делать, если кольцо застряло на пальце? 4 способа безболезненно освободиться от украшения Что делать, если кольцо застряло на пальце? 4 способа безболезненно освободиться от украшения

Способы снять кольцо с пальца так, чтобы сохранить и украшение, и фалангу

ТехИнсайдер
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
Денежный вертолет: взлет и посадка Денежный вертолет: взлет и посадка

Как погасить глобальный всплеск инфляции?

Эксперт
Елизавета II: долг как смысл жизни Елизавета II: долг как смысл жизни

Елизавета II с самого начала твердо знала, что у нее нет возможности ошибиться

Караван историй
Травмы чувственности: как сексуальные потрясения детства влияют на нас сейчас Травмы чувственности: как сексуальные потрясения детства влияют на нас сейчас

Что делать, если эмоциональный взрыв случился в раннем детстве?

Psychologies
Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности

Кристофер Робин часто задавался вопросом: что привело его отца к катастрофе?

Караван историй
Доставка денег до производства. Недорого Доставка денег до производства. Недорого

Число заявок от производственного бизнеса в ФРП выросло в два раза

Эксперт
Шах вперед Шах вперед

В нынешнем сезоне Аня Тейлор-Джой играет по-крупному

Cosmopolitan
С заботой о сердце С заботой о сердце

Программа минимум, которая поможет сохранить сердце здоровым

Добрые советы
Думай как женщина Думай как женщина

Ирина Старшенбаум о мужчинах, съемках по любви и жизни на грани фантастики

Cosmopolitan
15 фактов о котах, которые ты, скорее всего, не знал 15 фактов о котах, которые ты, скорее всего, не знал

Котофактные данные, которые пушистые животные сами ни за что тебе не расскажут

Maxim
Почему сумма всех натуральных чисел равна -1/12: изящная красота математики Почему сумма всех натуральных чисел равна -1/12: изящная красота математики

Но почему сумма всех натуральных чисел представляет собой такое странное число

ТехИнсайдер
Пили все, что горит: история алкогольных суррогатов СССР Пили все, что горит: история алкогольных суррогатов СССР

Не пытайтесь повторить. Опыт употребления непищевых жидкостей во времена СССР

Maxim
Идти в глубину Идти в глубину

Таня водит в походы, учит плаванию и своим примером говорит: Да, так тоже можно

Seasons of life
Как делают киборгов. На живого таракана установили удаленное управление и солнечную батарею Как делают киборгов. На живого таракана установили удаленное управление и солнечную батарею

Система для создания дистанционно управляемых тараканов-киборгов

ТехИнсайдер
Несите «Оскар»: 5 лучших экранизаций последних лет Несите «Оскар»: 5 лучших экранизаций последних лет

Некоторые экранизации ничуть не уступают романам, на которых они основаны!

Maxim
Масс-маркет для почтенных господ. Как были устроены магазины готового платья в царской России Масс-маркет для почтенных господ. Как были устроены магазины готового платья в царской России

Как обстояло дело с производством и покупкой одежды в Российской империи?

СНОБ
Что говорит о тебе твоя лучшая подруга Что говорит о тебе твоя лучшая подруга

Кого и почему ты выбираешь в друзья?

VOICE
Как стать астрофотографом и делать красивые снимки космоса: простая инструкция Как стать астрофотографом и делать красивые снимки космоса: простая инструкция

Астрофотография требует большой практики и большого терпения

ТехИнсайдер
Доказано, что жировые клетки могут напрямую Доказано, что жировые клетки могут напрямую

Обнаружен новый путь связи между жировыми клетками и мозгом

ТехИнсайдер
Ученые передали заряд энергии по воздуху на 30 метров: беспрецедентный прорыв, о котором раньше могли лишь мечтать Ученые передали заряд энергии по воздуху на 30 метров: беспрецедентный прорыв, о котором раньше могли лишь мечтать

Когда-нибудь мы сможем заряжать наши телефоны и планшеты без проводов по воздуху

ТехИнсайдер
5 причин, почему женщины чаще подают на развод 5 причин, почему женщины чаще подают на развод

Почему именно женщины становятся инициаторами завершения брака?

Psychologies
Последний аргумент: как женщины сражались на дуэлях Последний аргумент: как женщины сражались на дуэлях

Дуэль — это прерогатива мужчин, но женщины тоже участвовали в поединках

Forbes
Открыть в приложении