Что почитать у современных фантастов: 4 авторских сборника
Хотя фантастические рассказы часто кажутся незаметными на фоне большой формы — крупных циклов и эпопей, многие писатели начинают карьеру именно с рассказов, завоевывая таким образом первую известность, и только потом получают контракты на написание романов. Однако у российских читателей не всегда бывает возможность познакомиться с рассказами иностранных авторов — даже у самых знаменитых фантастов их переводят сравнительно нечасто. Тем приятнее видеть авторские сборники, которые все-таки появляются на русском, давая читателям возможность узнать творчество знакомого писателя с необычной стороны. Хотим рассказать вам о нескольких недавно вышедших на русском сборниках фантастов, которые наряду с романами успешно работают в малой форме.
«Потаенная девушка», Кен Лю
Китайско-американский писатель Кен Лю, хотя и выпустил несколько романов, известен главным образом именно рассказами, которые получали такие престижные премии как «Локус», «Хьюго» и «Небьюла». Отбирая рассказы для своего второго сборника «Потаенная девушка», Лю не стал гадать, какие из них больше понравятся читателям, а решил выбрать те, которые больше всего любит сам. Видимо, это сработало: сборник встретил положительные отзывы критиков и завоевал «Локус», а недавно был переведен на русский язык.
Описывая прозу Кена Лю, проще всего было бы идти от жанровых особенностей его рассказов: чаще всего это киберпанк или придуманный им самим поджанр «силкпанк» — фантастика и фэнтези с ярким восточноазиатским колоритом. Но, как и полагается хорошему писателю, больше всего Лю обожает выходить за рамки жанров и превосходить ожидания читателя. Он может написать и рассказ о путешествующих во времени наемных убийцах, и мрачную технологическую историю в духе «Черного зеркала» о криптовалютах и интернет-троллинге, и трогательную историю об отношениях между родителями и детьми.
Хороший пример последнего — трилогия рассказов о девочке Мэдди, которая, кстати, недавно была экранизирована в виде анимационного сериала «Пантеон». Когда к Мэдди начинают приходить в чате послания от ее умершего отца, она узнает, что его сознание перед смертью было оцифровано корпорацией, на которую он работал, и оказалось в сети. И хотя отец и дочь получили неожиданную возможность пообщаться вновь, на горизонте зреет опасность — аналогичными экспериментами занимается еще не одна корпорация. Как бы ни увлекали Кена Лю попытки представить наше технологическое будущее, в сердце его прозы всегда в первую очередь человеческие отношения.