Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историйЗнаменитости

Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Игорь Гневашев

С Алисой Фрейндлих мы общались несколько лет назад. Но прошлое ведь не меняется... Как и настоящее — Алиса Бруновна остается нашей любимой актрисой. И актрисой невероятно востребованной. У нее спектакли, гастроли, съемки, насыщенная творческая жизнь. В этом интервью Алиса Бруновна вспоминала тех, с кем работала и была неразрывно связана долгие годы.

— Алиса Бруновна, в этом интервью нельзя не вспомнить художественного руководителя БДТ Георгия Товстоногова... Знаю, что с его именем у вас связана одна мистическая история...

— Спиритический сеанс. Он был один. Во всяком случае — с моим участием. Я в эти авантюры никогда ни до, ни после не ввязывалась, потому что знала — грех. Но в тот раз подружки мне предложили, и я сама не понимаю, как согласилась. Мы впятером или вшестером сидели у меня дома в гостиной за круглым столом, который и сейчас стоит на том же месте. И вот мы пустили по кругу блюдечко и вызвали дух Товстоногова, который сказал нам: «Я далеко не ушел, я постоянно в девятом ряду зрительного зала». Мы задавали еще вопросы, например я спросила: «Что меня ждет теперь в театре?» Ответ был такой: «Вам надо играть комедию». Не знаю почему, но я ее потом действительно играла. Возможно, так вышло бы и без всякого оккультизма... Но что интересно: на следующий день после спиритического сеанса я пришла в театр, и на глаза мне попался режиссерский столик, который после Товстоногова никто не трогал. Я подумала: вот и доказательство, что все это — ерунда. Столик в седьмом ряду, а не в девятом. Я поделилась этим с Ирой Шимбаревич, помощницей Товстоногова. А она говорит: «Но ведь перед первым рядом раньше стояли еще два литерных» (особые ряды, помеченные не цифрой, а буквой. — Прим. ред.). Действительно, такая у нас была прежде конфигурация театра. Значит, по факту ряд — девятый... Но, повторяю, как бы то ни было — это грех. И я была наказана. Скоро заболела очень тяжело: экссудативный плеврит непонятного происхождения. Врачи подозревали онкологию, меня в Германию отправили на обследование...

Алиса Фрейндлих в фильме «Похождения зубного врача», 1965 год. Фото: Мосфильм-инфо

— Была серьезная опасность для жизни?

— Как выяснилось, эта болезнь меня спасла. Встречать Новый год я собиралась на даче в Сосново. Позвонила и попросила людей протопить дом. Но почувствовала себя плохо... Вместо дачи меня увезли в больницу. И вот когда я там лежала, на дачу ворвались бандиты, которые не оставляют свидетелей. Про эту банду потом в программе «Следствие вели...» рассказывал Леонид Каневский. Главарь банды — прибалт, в Юрмале убил семью коллекционера из четырех человек, чтобы завладеть картинами. В Питере директрису ломбарда задушил проводами... А потом и к нам явился. Оказалось, на мою дачу его навела какая-то подружка, которая сама в Сосново жила. Через нее и вышли на бандита. Его взяли. Даже интервью у него брали. Причем он сказал: «Вот, лишнее доказательство — не грабь там, где живешь...» Так что да, если бы не та болезнь, все могло сложиться печальнее. Без ангела-хранителя не обошлось...

— А может, это все Товстоногов... Вы с ним были единомышленниками, плодотворно работали, хоть и не слишком долго — всего шесть лет...

— В первый раз Георгий Александрович Товстоногов позвал меня в БДТ в 1978 году, когда узнал, что я развелась с Владимировым. (Главный режиссер другого ленинградского театра — имени Ленсовета — Игорь Петрович Владимиров больше 15 лет был мужем Алисы Бруновны. — Прим. ред.). Следуя логике, Товстоногов решил, что теперь я буду не прочь покинуть Театр Ленсовета. У него и роль для меня имелась — Глафира в спектакле «Волки и овцы», он собирался приступить к репетициям. Мы встречались, и я сказала: «Георгий Александрович, Игорь Петрович сейчас не в лучшем физическом состоянии. Я не имею морального права уходить из театра». Владимиров тогда лежал в больнице, у него с сердцем начались проблемы. И Товстоногов ответил: «Алиса, я вас понимаю. Когда созреете, милости прошу». Я созрела через пять лет.

— Алиса Бруновна, насколько я знаю, вы вообще мечтали не о драматической, а об оперной сцене...

— Это было предопределено тем, как прошло мое раннее детство. Вокруг бабушки — папиной мамы — в одной квартире жили три семьи: папа с нами и папины две сестры, мои тетки. Одна из них была студенткой консерватории и вышла замуж за сокурсника. И дома проходили всякие разные репетиции, распевки. Стоял инструмент, и все на нем музицировали. Папа (в то время очень популярный актер Бруно Артурович Фрейндлих. — Прим. ред.) прибегал и тоже что-то репетировал. А я ему мешала отдохнуть перед спектаклем. Так получилось, что мне от тетки достался хороший голос. У нее было замечательное контральто. Впервые я слушала оперу именно благодаря ей — в возрасте пяти лет. Тетя с мужем стали брать меня на дипломные спектакли, потому что дома не с кем было оставить. Совсем маленькой я послушала два мощных музыкальных спектакля: «Евгения Онегина» и «Корневильские колокола». И еще долгое время у меня был навязчивый сон: как убитый Ленский падает и скатывается в оркестр. Так меня впечатлила опера.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров, 11 февраля 1977 года. Фотограф: Валерий Плотников

— Но все же поступать в консерваторию вы не стали...

— Отец отговорил: «Ты будешь как муха на куличе». В том смысле, что я слишком мелкая, чтобы петь в опере. Еще он сказал: «Если ты все-таки захочешь пойти в консерваторию, то сможешь иметь судьбу камерной певицы, не больше того. И там, кстати, сгодятся твои драматические способности. Ну или иди в театральный институт, раз тебе хочется осуществить эти свои страсти. Уж там-то пригодится и голос, и желание петь». Он уже был наслышан от преподавательницы нашего школьного драмкружка, с которой отец был знаком, потому что они вместе какое-то время работали в БДТ и даже дружили, что у меня есть способности. Я занималась там с шестого класса. Играла то старушек, то мужчин... Школы были женские и мужские, так что в драмкружке приходилось справляться только девчачьим составом. И когда, допустим, ставили «Женитьбу Бальзаминова», я играла Бальзаминова. На героиню я не тянула... Героиней у нас была очень красивая девочка Вероника Афанасьева...

— Значит, вы по совету отца пошли в театральный институт. Как знаменитый артист Александринки, он мог замолвить за вас словечко в приемной комиссии?

— Но он не стал. Сказал: «Как я могу за нее хлопотать, давать ей рекомендацию, когда я даже не видел ее в деле?» Отец ни разу не был у нас на наших кружковых спектаклях. Напрасно та самая преподавательница его упрекала: «Бруно Артурович, вы еще об этом пожалеете! Вы ведь, может быть, станете гордиться вашей дочкой». Но отцу было не до моего драмкружка. Мне было пять лет, когда родители расстались. Началась война, и они потеряли друг друга, и на этом семья распалась. Но какие-то моменты из раннего детства, связанные с отцом, я припоминаю. Он любил мастерить. Помню, до войны, когда мы еще жили вместе, бедность была несусветная, и он — еще начинающий актер — работал в Театре рабочей молодежи, в ТРАМе, зарплата копеечная. Но отец умел мастерить. Как-то собрал транзисторный приемник из разных деталей, очень продвинутый — такой невозможно было купить ни за какие деньги. Еще он раздобыл где-то мотоцикл убогий и сам переделал его в нормальный.

На съемках фильма «Служебный роман» с Эльдаром Рязановым, 1977 год. Фото: Мосфильм-инфо

Помню, как мы, дети, обвешивали этот мотоцикл как виноградные гроздья, когда отец приезжал на нем на дачу, это был предмет невероятного восторга. Ну а после войны отец жил уже с другой семьей и дочкой и не мог следить за моими успехами или неуспехами. В том числе и сценическими. Зато я была на всех спектаклях, в которых он играл. Помню, как весь город ломился, чтобы посмотреть его Гамлета. Отец проявил особенный интерес, когда я пришла в Театр Ленсовета к Игорю Петровичу Владимирову, тогда уже моему мужу. Вот тогда отец стал следить за мной пристально. Даже пришел к нам в дом, чтобы познакомиться с Владимировым, и они долго беседовали. Был даже момент, когда Игорь Петрович предложил ему сыграть роль в Театре Ленсовета. Мы планировали сделать «Цезаря и Клеопатру» Бернарда Шоу. Там, где Цезарь уже старенький, а Клеопатра почти девочка. Не получилось, потому что у Александринки были свои планы в отношении Бруно Артуровича.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
7 русских писателей страшнее Стивена Кинга 7 русских писателей страшнее Стивена Кинга

Книги на тот случай, если устал от западных хорроров

Maxim
Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю» Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю»

На самом деле совершенно невозможно перечислить все сделанное Сергеем Юрским

Коллекция. Караван историй
Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма

В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

Эксперт
Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
5 закусок, которые помогут сохранить остроту ума 5 закусок, которые помогут сохранить остроту ума

Что стоит есть, чтобы помочь своему мозгу лучше работать?

ТехИнсайдер
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Дурная слава: как американские знаменитости стали соучастниками криптомошенничества Дурная слава: как американские знаменитости стали соучастниками криптомошенничества

Кто заработал миллионы, раздув, а потом забросив криптовалюту EthereumMax

Forbes
Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной» Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной»

«Вокруг меня люди, с которыми у нас общая цель»

Караван историй
«Остаюсь твоя Майя…» Открытые письма предгрозовых лет «Остаюсь твоя Майя…» Открытые письма предгрозовых лет

Можно ли найти отправителей и адресатов почтовых писем начала XX века?

Наука и жизнь
Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»? Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»?

Россия должна найти свой образ будущего, а не искать единства с Европой

Эксперт
Пошел в зал — и растолстел: как это работает? Пошел в зал — и растолстел: как это работает?

Рано или поздно каждый мужчина пытается взять штурмом «качалку»

Maxim
«Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман «Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман

О детстве, первых шагах в профессии и других событиях из жизни Элины Быстрицкой

Караван историй
Все сама: как нехватка мужчин влияет на браки, рождаемость и социальную напряженность Все сама: как нехватка мужчин влияет на браки, рождаемость и социальную напряженность

Как гендерная диспропорция в обществах влияет на женщин?

Forbes
Мерил Стрип. Миссис совершенство Мерил Стрип. Миссис совершенство

Кажется, что Мерил совсем не меняется. И что она всегда была и будет с нами

Караван историй
«Я — инфантильный человек»: 3 шага, чтобы повзрослеть «Я — инфантильный человек»: 3 шага, чтобы повзрослеть

Как проявляется инфантилизм и что делать, если вы обнаружили его признаки у себя

Psychologies
Не так вредно, как кажется Не так вредно, как кажется

6 неожиданных причин есть макароны как можно чаще

Лиза
«В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера «В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера

Почему театр — это идеологическое поле и почему во главе должен стоять режиссер

Forbes
Что мы читали в ноябре: 8 книг, которые вы могли пропустить (а зря) Что мы читали в ноябре: 8 книг, которые вы могли пропустить (а зря)

Максим Мамлыга собрал литературные сливки

Правила жизни
«Каждый несчастлив по-своему» «Каждый несчастлив по-своему»

Что говорят эксперты о неминуемости рецессии

РБК
Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят успешные женщины Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят успешные женщины

Разбираем особенности образа Пита Дэвидсона

Правила жизни
Преодолеть обстоятельства Преодолеть обстоятельства

«Радость преодоления» звучит как оксюморон, сочетание несочетаемого

Psychologies
Нам не оставили Выборга Нам не оставили Выборга

Suzuki Jimny как надежная связь между прошлым и будущим

Автопилот
Что делать, если ребенка обижают в школе: пошаговая инструкция Что делать, если ребенка обижают в школе: пошаговая инструкция

Как правильно реагировать, если вы узнали, что ребенка притесняют?

Psychologies
Выходные в Рязани Выходные в Рязани

Что можно успеть увидеть на рязанской земле всего за уик-энд?

Лиза
Записки отельера: история о невесте на час, или почему в гостиничном бизнесе необходимы сотрудники с разнообразными навыками Записки отельера: история о невесте на час, или почему в гостиничном бизнесе необходимы сотрудники с разнообразными навыками

Как интерес к личной жизни гостей отеля иногда спасает от лишних проблем

Правила жизни
Как понять, что вас выживают с работы: 5 признаков Как понять, что вас выживают с работы: 5 признаков

Как заметить неявное принуждение к увольнению?

Psychologies
Зеленый город мечты Зеленый город мечты

В Красноярске новые впечатления найдут для себя и урбанисты, и любители тишины

Отдых в России
«Идеи о справедливости» «Идеи о справедливости»

Шариат и культурные изменения в русском Туркестане: отрывок из книги

N+1
Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома

Как преодолеть этот мучительный психологический зажим и сказать тост?

Psychologies
Открыть в приложении