Сандвичи, блокчейн и боты: новые схемы бизнеса криптотрейдеров
Адепты блокчейна утверждают, что криптовалюты прозрачнее традиционных финансовых инструментов. Однако подобная открытость вкупе с громоздкой инфраструктурой и отсутствием регулирования позволяют трейдерам с криптоботами наживаться на ничего не подозревающих участниках крипторынка
Расхожая среди инвесторов мудрость гласит, что если не найти возможность зарабатывать деньги, пока вы спите, то работать придется до самой смерти. Разработчик программного обеспечения Нейтан Уорзли отыскал способ зарабатывать деньги не только, пока он спит, но и когда завтракает, идет в спортивный зал и даже расслабляется в сауне своего лондонского дома. Он создает трейдерские криптоботы и в последние два года получает миллионы, обучая их работе на рынке, где процветает спекуляция, а на баснословные прибыли сбегаются толпы наивных инвесторов.
К примеру, прошлой осенью 33-летний разработчик обустроился на децентрализованных финансовых (DeFi) платформах Wonderland и Abracadabra. Они обещали невероятные 80 000% прибыли держателям биткоина под названием Magic Internet Money (англ. «волшебные интернет-деньги»; MIM), «заложившим» (или поместившим) его на особый криптовалютный счет. Заемщикам необходимо внести залог эквивалентный стоимости 110% кредита, но в случае падения цены актива программное обеспечение либо смарт-контракт, по которому кредит был выдан, ликвидировали операцию в автоматическом режиме.
Ищейки и заемщики
Самым привлекательным во всей затее для Уорзли и его бота-трейдера было вознаграждение в размере 12,5% любому, кто помогает «ликвидировать» заемщиков, залог которых больше не соответствует заявленным минимальным требованиям.
В отличие от традиционного финансового сектора в криптосфере ликвидация происходит автоматически. Через несколько секунд после того, как стоимость залогового актива падает ниже определенного порога, он блокируется и выставляется на продажу, а заемщик часто остается только с теми средствами, которые брал в долг изначально. В этом состоит разительное отличие от требования внести дополнительное обеспечение при вложении денег в акции: в случае с обычными торгами брокер может позвонить вкладчику и настойчиво потребовать либо внести дополнительные средства в счет залога, либо выплатить сумму кредита.
На Abracadabra залог по кредиту в MIM-активах не обязательно должен состоять из наличных. Сойдет любая сумма в криптовалютах. Поэтому осенью 2021 года, когда на крипторынке наметился спад, Уорзли разработал специальный бот для перехвата активов на случай, если из-за резкого удешевления шатких токенов в рамках залога по кредиту вдруг потребуется ликвидировать MIM-инвесторов.
В январе 2022-го именно это и случилось. Две криптовалюты, используемые в качестве залога для MIM-активов, ― Wonderland и Wmemo, ― упали в цене на 86% и 70% соответственно.
К работе немедленно приступил бот Уорзли. До обвала курса программа проверяла балансы пользователей и прогнозировала, кто подлежит ликвидации, исходя из незавершенных транзакций и колебаний криптовалютных котировок. Когда алгоритм находил возможного кандидата на ликвидацию, он посылал цифровой сигнал в DeFi-систему Abracadabra и сообщал о том, что хочет стать ликвидатором. Если сигнал оказывался первым в очереди, то бот Уорзли быстро выплачивал изначальный долг пользователя, получал эквивалентную залогу сумму и получал комиссию в размере до 12,5% от стоимости актива.
Все происходило за тысячные доли секунды, или время вспышки фотокамеры. В результате детищу Уорзли удалось осуществить свыше 1000 ликвидаций, а сам программист заработал на этом $200 000.
Рецепт сандвич-атаки
Начиная с января 2020 года, MEV-операции принесли участникам рынка доходы на сумму не менее $675 млн, ― нередко за счет инвесторов-новичков. Сандвич-атаки, при которых торговля криптовалютой сопровождается фронтраннингом (или «забегание вперед», когда трейдер, торгующий в течение дня вручную или с помощью алгоритма должен успеть поставить свою заявку в биржевой «стакан» перед крупной заявкой. Таким образом, он успевает приобрести или продать бумаги перед движением цены, вызванной этой крупной заявкой. — Forbes), считаются довольно подлой стратегией. Принцип такой:
- Индивидуальный трейдер подает заявку на приобретение 100 эфиров по рыночной цене ($1500)
- В общем пуле операций заветную незавершенную транзакцию замечает специально обученный бот
- Бот совершает покупку, а потом продажу на опережение, чтобы сделать «сандвич»:
- На опережение покупает эфир по $1500
- Покупка индивидуального трейдера совершается по цене $1505
- Воспользовавшись стимулом подорожания, бот продает эфир по $1510 (бэк-ран) и зарабатывает по $10 с эфира, или $1000 за все 100 эфиров
Добро пожаловать в причудливый мир MEV, или «максимально извлекаемой стоимости», где ставшие трейдерами программисты пытаются обхитрить друг друга и разбогатеть за счет уникальной и зачастую неэффективной структуры транзакций в блокчейне. Небольшой бизнес Уорзли можно считать криптоверсией того, чем на традиционном рынке ценных бумаг занимаются хедж-фонды высокочастотного трейдинга вроде Citadel Securities и Virtu Financial.