Зеленый — новый черный
Нам обещали волшебное преображение чадящих автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в спасительные для планеты электрокары, но не превратится ли обещанная зеленая карета в тыкву? Куда заводят мечты об экологичном транспорте, вы узнаете из личной хроники Олеси Репкиной.
Лейпциг, июль 2011-го
Я сажусь за руль одного из двух существующих в мире прототипов полностью электрического автомобиля Porsche на базе Boxster. Сотрудник завода с пассажирского сидень я ненавязчиво произносит: “Просто имей в виду, что эта машина буквально бесценна”. После этого в полной тишине мы слушаем, как быстро бьется мое сердце и как медленно по позвоночнику стекает капля холодного пота. До этого момента я еще никогда не забегaла так далеко в будущее. Премьера Tesla Roadster была пять лет назад, но для меня прошла в параллельной и в некотором смысле виртуальной реальности. Перспектива же превращения родстера Porsche в троллейбус пока предстает в образах с ретро-футуристических открыток.
Торнтон-хит, юг Большого Лондона, сентябрь 2021-го
Друзья кормят меня ужином из овощей со своего огорода и делятся планами по переделке дома ради повышения эффективности системы отопления и сокращения потребления электричества. А еще у них есть особый повод для гордости и для тоста — на днях они заказали электрический кроссовер Škoda Enyaq iV и ждут не дождутся, когда смогут сдать на утилизацию треклятую чадящую дымом машину на бензине. Поскольку кабачки и топинамбур уже изрядно ударили мне в голову, дерзко спрашиваю, откуда в розетке берется чистейшая, как вода в Байкале, электроэнергия. “Из ветряков, — говорят. — У нас тут много ветра, особенно в Шотландии”.
Большинство европейцев вообще и британцев в частности искренне и горячо верят в идею альтернативных способов генерации электроэнергии. И если еще пять лет назад скепсис их оппонентов (меня в том числе) имел под собой основания, то сейчас стоит внимательно сверить часы. По данным Agora Energiewende, в ЕС в 2020 году доля возобновляемых источников электроэнергии (38%) превзошла аналогичный показатель ископаемы х энергоносителей (37%) и атомной энергии (25%). Правда, в России ситуация “немного” иная. Согласно цифрам Минэнерго, в 2020 году выработка электричества тепловыми электростанциями составила, в зависимости от региона, от 40 до 92%. Следом идут атомные и гидроэлектростанции. Что касается вклада ветряных и солнечных электростанций, то его практически нет. Буквально это означает, что топливом для 2254 новых электрических автомобилей, проданных в нашей стране в 2021 году (а это исторический рекорд), остаются горючие ископаемые.