Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

19 декабря народная артистка России Анастасия Вертинская отмечает юбилей. И хотя последние 20 лет актриса не снимается в кино и не выходит на театральную сцену, она по-прежнему интересна зрителю. И имя ее отца — известного шансонье Александра Вертинского до сих пор волнует слушателей.

Беседовал Олег Перанов

Фотограф Валерий Плотников

Три года назад на Первом канале прошел художественный сериал об этом легендарном человеке, да и сегодня многие актеры посвящают ему свои постановки. Например, недавно Александр Домогаров представил спектакль «Вертинский», а Игорь Неведров свой перформанс. Говорят, свои проекты, посвященные Александру Николаевичу, готовят и Данила Козловский, и Александр Петров. К тому, что Вертинского часто играют на сцене и в кино, поют его песни, читают стихи, Анастасия Александровна относится вполне спокойно.

— К этому я невероятно толерантна, — признается актриса. — Его песни исполняют многие. И хорошо, что не «Ах, какая женщина! Мне б такую!» Признаться, из всех, кого я слышала, кто поет Александра Николаевича, больше всех мне ближе исполнение Елены Камбуровой. Но опять же, это не значит, что никто больше не может петь его песни.

— Анастасия Александровна, признаюсь, я посмотрел только одну серию сериала «Вертинский». Если честно, мне не понравилось, хотя очень люблю творчество Александра Николаевича. Но, вообще, сомневаюсь, что фильмы про таких людей нужны. Может, не надо?

— Ну конечно, не только такие фильмы некому играть, но также некому играть и Гамлета, и Ричарда III, и так далее.

— Пройдут года!..

— Но какие года должны пройти и кто этим должен заниматься? Может, пройдут года и еще раз снимут про Вертинского? Почему нет? То есть вы мне предлагаете ничего не делать?! Запретить, чтобы кто-то пел Вертинского, чтобы кто-то о нем снимал фильм? Почему?! Вот есть поколение, которое ничего не знает, пусть хоть что-то узнают, книгу прочтут, диски послушают.

— Анастасия Александровна, когда человек поет Вертинского, например, как в том же самом сериале актер Филимонов… Вам как?

— Я была бы не на своем месте, если бы думала, что нужно влиять, будто бы есть талант, адекватный таланту Вертинского. Я же прекрасно понимаю, что такого таланта нет. Второго Вертинского нет. Как нет второго Пушкина, как нет Блока, как нет второго кого угодно. Где Чайковский, а где Смоктуновский? Вы хотите этим сказать: «Давайте не будем ничего делать»? Почему? Когда человек стоит в храме у иконы, то неважно, какой слой информации он считывает с этой иконы. Он может быть верующим или неверующим, глупым или умным, талантливым или бездарным, честным или преступником. Важно не это. Важно, что он стоит в храме, смотрит на эту икону виртуозного мастерства... Понимаете, это хорошо, когда человек, например, читает стихи Пушкина, даже если он не умеет их читать.

— А это правда, что фильм о Вертинском в свое время хотел сделать Эльдар Рязанов?

— Да, он очень хотел. Эльдар Александрович был большим любителем творчества Александра Николаевича. Мне по этому поводу часто звонил, хотел поговорить об этом с генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом. Но к тому времени Рязанову уже было сложно физически. Он даже предложил Эрнсту молодого режиссера в помощники. Даже на это шел. Но не случилось.

Алексей Филимонов на съемках сериала «Вертинский», 2019 год. Фото: пресс-служба Первого канала

— И как все-таки получилось реализовать идею?

— Я поняла, что уже пора снять фильм об Александре Николаевиче. Написала Эрнсту письмо, где объяснила, что вся эпоха Серебряного века у нас незаслуженно забыта и новое поколение об этом периоде ничего не знает совсем. А ведь тогда были потрясающие люди — поэты, художники, писатели… В том числе и Вертинский. Существуют большие дороги русской поэзии, а также есть и малые тропы русской поэзии, и он как раз принадлежит вот к этим малым тропам. Три месяца не было ответа на мое письмо, и я решила, что уже и не будет. Но вот раздался звонок от Эрнста: «Настя, я прочел ваше письмо, оно очень интересное».

— Почему вы захотели именно телевизионный сериал?

— А я вам объясню… Александр Николаевич жил в трех эпохах: дореволюционная, потом эмиграция, в которой он пробыл 25 лет (Париж, Германия, Америка, Шанхай и так далее), а потом он вернулся в Советскую Россию. То есть три эпохи. Ну каким образом это может поместиться в один фильм?! Для него все эти периоды были важны.

— И когда Эрнст согласился, вы знали, кто будет режиссером?

— Нет. Во-первых, надо было сначала заказать сценарий. Я написала в письме, что, пока жива, много могу рассказать об Александре Николаевиче. Во-вторых, существует книга его мемуаров «Дорогой длинною...». И существуют воспоминания моей мамы об их жизни, которые называются «Синяя птица любви». А еще — отреставрированный голос Вертинского, на что я уповала более всего. Константин Львович решил обратиться к Владимиру Валуцкому, но тот сказал, что биография Вертинского ему неинтересна. Вот если только он возьмется за советский период, когда Вертинский был запрещен больше... Но понять искусство Вертинского только по советскому периоду нереально. Годы Серебряного века молодежь не знает, только про банду «Черная кошка» в Одессе. А у Вертинского всегда был узкий сектор аудитории. Это интеллигенция, она его знает очень хорошо, любит его и помнит… В общем, я не пошла на какие-то флешбэки, например. Ведь за короткий период на экране никто еще не успевает полюбить героя. Надо показать человека.

— В результате одним из авторов сценария и режиссером названа Авдотья Смирнова. Как проходила ваша работа?

— Когда мы познакомились с Дуней Смирновой, то у нас с ней было много разговоров. Я же не жила в тот период, когда Александр Николаевич был в эмиграции, и могу рассказать только про свои детство и отрочество в Советском Союзе. Вот я рассказывала о том, как мы строили наш быт, нашу жизнь, каким был Александр Николаевич. Она спросила у меня: «Какую бы вы самую главную человеческую черту выделили у Александра Николаевича?». Я сказала ей: «Неестественную доброту!» У него было великое сочувствие к людям, к бедным особенно. Вы знаете, что он был сиротой? Так вот из-за этого один человек озлобляется, а Александр Николаевич — наоборот. Для него человеческое начало было прежде всего. Когда приехал в Советский Союз, то давал огромное количество благотворительных концертов… Дуня Смирнова с Анной Пармас сели писать сценарий.

На съемках сериала «Вертинский», 2019 год. Фото: пресс-служба Первого канала

— В этот момент они с вами советовались?

— Отец Дуни режиссер Андрей Смирнов однажды на подобный вопрос ответил: «Да вы что?! Она вообще меня не подпускает». Так же было и здесь. Мне только показали готовый сценарий, я сделала ряд замечаний. Дуня очень волновалась, как я его приму. Я сказала: «Это, конечно же, не мой отец, но вот этот парень, о котором вы написали, мне нравится потому, что он вызывает человеческое сочувствие».

Я бы сказала, что сериал получился по мотивам биографии Вертинского. У меня было два пути. Либо сказать: «Нет, это не мой отец, поэтому я не хочу, чтобы этот фильм снимался! Хотя сам сценарий был очень хороший». Либо дать им вольную на все и только сделать какие-то поправки по перегибам, скажем так. И еще: у меня была все-таки надежда, что будет звучать его голос. Но эта надежда ничем не кончилась, потому что авторы решили, что открывать рот под фонограмму — плохо, лучше он пусть поет так, как поет.

— С вами утверждали, что Вертинского будет играть артист Алексей Филимонов?

— Узнала об этом, когда Дуня меня поставила перед фактом.

Александр Вертинский. Фото: А. Горнштейн/из архива А. Вертинской

— Вы его увидели как? Пришли куда-то в студию?

— Ни в какую студию меня не звали. Просто Дуня мне сказала, какие фильмы мне посмотреть с участием этого актера. Но то, что я посмотрела, ничего мне не сказало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их» Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их»

Какой путь прошел парламент Нижегородской области за 30 лет

ФедералПресс
Евгений Писарев: «Пока не будешь знать весь театральный механизм, хозяином театра не станешь», — говорил мне Табаков» Евгений Писарев: «Пока не будешь знать весь театральный механизм, хозяином театра не станешь», — говорил мне Табаков»

Слава Богу, я не руковожу большим театром...

Караван историй
Габриэле Д’Аннунцио Габриэле Д’Аннунцио

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант
Алла Юганова: «Была уверена, что Кончитту должна играть очень красивая актриса, а я самая обыкновенная...» Алла Юганова: «Была уверена, что Кончитту должна играть очень красивая актриса, а я самая обыкновенная...»

Иногда читаешь сценарий и думаешь: «Ну, авторы накрутили! Разве так бывает?»

Коллекция. Караван историй
Эпохальное восьмилетие Эпохальное восьмилетие

Какой была «ельцинская эпоха» независимой России?

Дилетант
Травоядный хищник, или Как большие панды приспособились к бамбуку Травоядный хищник, или Как большие панды приспособились к бамбуку

Удивительное исключение из хищников: травоядная большая панда

Наука и жизнь
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Основу рациона палеоамериканки культуры Кловис составило мясо мамонтов Основу рациона палеоамериканки культуры Кловис составило мясо мамонтов

Биоархеологи проанализировали изотопный состав останков ребенка Anzick-1

N+1
Скорость без звука Скорость без звука

Как устроены электрические байки Ducati V21L

ТехИнсайдер
Время последних Время последних

Последний солдат Второй мировой и другие люди, на которых все закончилось

Weekend
Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране

Как кооператоры пытались создавать коалиции с крупными ретейлерами?

Forbes
«Дом-комод» – новое начало «Дом-комод» – новое начало

К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Знание – сила
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
Тройное открытие Тройное открытие

Что это – трикладушка? Гармошка? Складной планшет?

ТехИнсайдер
Зарождение гидроавиации Зарождение гидроавиации

Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – сила
Спасти самое дорогое Спасти самое дорогое

Многоразовые транспортные космические системы сегодняшнего дня

Зеркало Мира
Вечный фашизм Вечный фашизм

Предлагаем вниманию читателей знаменитое эссе писателя и философа Умберто Эко

Дилетант
Правила волшебства Правила волшебства

Вы когда-нибудь замечали, как волшебные сказки похожи друг на друга?

СНОБ
Утомленные ленью Утомленные ленью

Почему лениться так утомительно?

Лиза
Нерентабельный перелет Нерентабельный перелет

Почему одни дрозды улетают, а другие остаются? Результаты исследования ученых

Знание – сила
«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе «Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Как собственнические матери влияют на своих дочерей?

Psychologies
«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа «Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

Наука
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург 3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург

Какие пластические операции делают в России чаще всего?

VOICE
Гуляем! Гуляем!

За что могут оштрафовать в новогоднюю ночь

Лиза
7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе! 7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе!

Сколько можно есть — новогодние мифы о метаболизме

Новый очаг
Водная палитра Водная палитра

Квартира с высокими потолками, огромными окнами и стилеобразующей панорамой

Идеи Вашего Дома
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
Открыть в приложении