Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

19 декабря народная артистка России Анастасия Вертинская отмечает юбилей. И хотя последние 20 лет актриса не снимается в кино и не выходит на театральную сцену, она по-прежнему интересна зрителю. И имя ее отца — известного шансонье Александра Вертинского до сих пор волнует слушателей.

Беседовал Олег Перанов

Фотограф Валерий Плотников

Три года назад на Первом канале прошел художественный сериал об этом легендарном человеке, да и сегодня многие актеры посвящают ему свои постановки. Например, недавно Александр Домогаров представил спектакль «Вертинский», а Игорь Неведров свой перформанс. Говорят, свои проекты, посвященные Александру Николаевичу, готовят и Данила Козловский, и Александр Петров. К тому, что Вертинского часто играют на сцене и в кино, поют его песни, читают стихи, Анастасия Александровна относится вполне спокойно.

— К этому я невероятно толерантна, — признается актриса. — Его песни исполняют многие. И хорошо, что не «Ах, какая женщина! Мне б такую!» Признаться, из всех, кого я слышала, кто поет Александра Николаевича, больше всех мне ближе исполнение Елены Камбуровой. Но опять же, это не значит, что никто больше не может петь его песни.

— Анастасия Александровна, признаюсь, я посмотрел только одну серию сериала «Вертинский». Если честно, мне не понравилось, хотя очень люблю творчество Александра Николаевича. Но, вообще, сомневаюсь, что фильмы про таких людей нужны. Может, не надо?

— Ну конечно, не только такие фильмы некому играть, но также некому играть и Гамлета, и Ричарда III, и так далее.

— Пройдут года!..

— Но какие года должны пройти и кто этим должен заниматься? Может, пройдут года и еще раз снимут про Вертинского? Почему нет? То есть вы мне предлагаете ничего не делать?! Запретить, чтобы кто-то пел Вертинского, чтобы кто-то о нем снимал фильм? Почему?! Вот есть поколение, которое ничего не знает, пусть хоть что-то узнают, книгу прочтут, диски послушают.

— Анастасия Александровна, когда человек поет Вертинского, например, как в том же самом сериале актер Филимонов… Вам как?

— Я была бы не на своем месте, если бы думала, что нужно влиять, будто бы есть талант, адекватный таланту Вертинского. Я же прекрасно понимаю, что такого таланта нет. Второго Вертинского нет. Как нет второго Пушкина, как нет Блока, как нет второго кого угодно. Где Чайковский, а где Смоктуновский? Вы хотите этим сказать: «Давайте не будем ничего делать»? Почему? Когда человек стоит в храме у иконы, то неважно, какой слой информации он считывает с этой иконы. Он может быть верующим или неверующим, глупым или умным, талантливым или бездарным, честным или преступником. Важно не это. Важно, что он стоит в храме, смотрит на эту икону виртуозного мастерства... Понимаете, это хорошо, когда человек, например, читает стихи Пушкина, даже если он не умеет их читать.

— А это правда, что фильм о Вертинском в свое время хотел сделать Эльдар Рязанов?

— Да, он очень хотел. Эльдар Александрович был большим любителем творчества Александра Николаевича. Мне по этому поводу часто звонил, хотел поговорить об этом с генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом. Но к тому времени Рязанову уже было сложно физически. Он даже предложил Эрнсту молодого режиссера в помощники. Даже на это шел. Но не случилось.

Алексей Филимонов на съемках сериала «Вертинский», 2019 год. Фото: пресс-служба Первого канала

— И как все-таки получилось реализовать идею?

— Я поняла, что уже пора снять фильм об Александре Николаевиче. Написала Эрнсту письмо, где объяснила, что вся эпоха Серебряного века у нас незаслуженно забыта и новое поколение об этом периоде ничего не знает совсем. А ведь тогда были потрясающие люди — поэты, художники, писатели… В том числе и Вертинский. Существуют большие дороги русской поэзии, а также есть и малые тропы русской поэзии, и он как раз принадлежит вот к этим малым тропам. Три месяца не было ответа на мое письмо, и я решила, что уже и не будет. Но вот раздался звонок от Эрнста: «Настя, я прочел ваше письмо, оно очень интересное».

— Почему вы захотели именно телевизионный сериал?

— А я вам объясню… Александр Николаевич жил в трех эпохах: дореволюционная, потом эмиграция, в которой он пробыл 25 лет (Париж, Германия, Америка, Шанхай и так далее), а потом он вернулся в Советскую Россию. То есть три эпохи. Ну каким образом это может поместиться в один фильм?! Для него все эти периоды были важны.

— И когда Эрнст согласился, вы знали, кто будет режиссером?

— Нет. Во-первых, надо было сначала заказать сценарий. Я написала в письме, что, пока жива, много могу рассказать об Александре Николаевиче. Во-вторых, существует книга его мемуаров «Дорогой длинною...». И существуют воспоминания моей мамы об их жизни, которые называются «Синяя птица любви». А еще — отреставрированный голос Вертинского, на что я уповала более всего. Константин Львович решил обратиться к Владимиру Валуцкому, но тот сказал, что биография Вертинского ему неинтересна. Вот если только он возьмется за советский период, когда Вертинский был запрещен больше... Но понять искусство Вертинского только по советскому периоду нереально. Годы Серебряного века молодежь не знает, только про банду «Черная кошка» в Одессе. А у Вертинского всегда был узкий сектор аудитории. Это интеллигенция, она его знает очень хорошо, любит его и помнит… В общем, я не пошла на какие-то флешбэки, например. Ведь за короткий период на экране никто еще не успевает полюбить героя. Надо показать человека.

— В результате одним из авторов сценария и режиссером названа Авдотья Смирнова. Как проходила ваша работа?

— Когда мы познакомились с Дуней Смирновой, то у нас с ней было много разговоров. Я же не жила в тот период, когда Александр Николаевич был в эмиграции, и могу рассказать только про свои детство и отрочество в Советском Союзе. Вот я рассказывала о том, как мы строили наш быт, нашу жизнь, каким был Александр Николаевич. Она спросила у меня: «Какую бы вы самую главную человеческую черту выделили у Александра Николаевича?». Я сказала ей: «Неестественную доброту!» У него было великое сочувствие к людям, к бедным особенно. Вы знаете, что он был сиротой? Так вот из-за этого один человек озлобляется, а Александр Николаевич — наоборот. Для него человеческое начало было прежде всего. Когда приехал в Советский Союз, то давал огромное количество благотворительных концертов… Дуня Смирнова с Анной Пармас сели писать сценарий.

На съемках сериала «Вертинский», 2019 год. Фото: пресс-служба Первого канала

— В этот момент они с вами советовались?

— Отец Дуни режиссер Андрей Смирнов однажды на подобный вопрос ответил: «Да вы что?! Она вообще меня не подпускает». Так же было и здесь. Мне только показали готовый сценарий, я сделала ряд замечаний. Дуня очень волновалась, как я его приму. Я сказала: «Это, конечно же, не мой отец, но вот этот парень, о котором вы написали, мне нравится потому, что он вызывает человеческое сочувствие».

Я бы сказала, что сериал получился по мотивам биографии Вертинского. У меня было два пути. Либо сказать: «Нет, это не мой отец, поэтому я не хочу, чтобы этот фильм снимался! Хотя сам сценарий был очень хороший». Либо дать им вольную на все и только сделать какие-то поправки по перегибам, скажем так. И еще: у меня была все-таки надежда, что будет звучать его голос. Но эта надежда ничем не кончилась, потому что авторы решили, что открывать рот под фонограмму — плохо, лучше он пусть поет так, как поет.

— С вами утверждали, что Вертинского будет играть артист Алексей Филимонов?

— Узнала об этом, когда Дуня меня поставила перед фактом.

Александр Вертинский. Фото: А. Горнштейн/из архива А. Вертинской

— Вы его увидели как? Пришли куда-то в студию?

— Ни в какую студию меня не звали. Просто Дуня мне сказала, какие фильмы мне посмотреть с участием этого актера. Но то, что я посмотрела, ничего мне не сказало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать» Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать»

Каждый дубль я честно подтягивался, старался, выкладывался по максимуму

Коллекция. Караван историй
Вдаль по-питерски Вдаль по-питерски

Закулисье “Ленинград Центра”

Men Today
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
«Персидский выбор» Александра Грибоедова «Персидский выбор» Александра Грибоедова

Дипломатическая служба и заслуги А. С. Грибоедова

Знание – сила
Звёзды завтрашнего дня Звёзды завтрашнего дня

Ева Сергеенкова и Макар Михалкин — яркие личности, будущие звезды Большого!

OK!
Для всех и каждого Для всех и каждого

Современный и эргономичный интерьер в компактной евротрешке

Идеи Вашего Дома
Екатерина Гусева: «На гастроли ездим всей семьей. Хочется разделить с родными незабываемые впечатления!» Екатерина Гусева: «На гастроли ездим всей семьей. Хочется разделить с родными незабываемые впечатления!»

Самое дорогое для меня сейчас — это мое личное свободное время

Караван историй
«Джеймс Уэбб» рассмотрел звездные скопления в далеком аналоге зародыша Млечного Пути «Джеймс Уэбб» рассмотрел звездные скопления в далеком аналоге зародыша Млечного Пути

Телескоп рассмотрел звездные скопления в галактике-аналоге Млечного Пути

N+1
Александр Панайотов: Александр Панайотов:

Александр Панайотов оказался в нужное время в нужном месте

Караван историй
Под знаком русской свастики Под знаком русской свастики

Иван Ильин печалился о том, что многое мешает развитию русского фашизма

Дилетант
Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя

В чем главное преимущество коротких форматов?

ТехИнсайдер
«Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной «Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной

Почему в сборной США по биатлону процветало сексуальное насилие?

Forbes
Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы

Inс. выбрал интересные локальные проекты из разных городов России

Inc.
Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки» Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки»

Мегахейры – «прототип креветки-богомола, созданный на базе аномалокариса»

Наука и техника
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Срамота в глазах смотрящего Срамота в глазах смотрящего

«Партенопа»: Паоло Соррентино показывает красивое

Weekend
Почему слепые люди защищены от шизофрении? Вас поразят эти факты и результаты исследований! Почему слепые люди защищены от шизофрении? Вас поразят эти факты и результаты исследований!

Почему рожденные слепыми люди никогда не сталкиваются с шизофренией

ТехИнсайдер
Искусственный интеллект освоил 3D-печать Искусственный интеллект освоил 3D-печать

Аддитивные технологии включаются в производство высокотехнологичных изделий

Монокль
«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе «Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе

Whole Lotta Swag — о своем отношении к критике и философии успеха

Forbes
Как работают слабослышащие таксисты: интервью Как работают слабослышащие таксисты: интервью

Слабослышащий водитель такси — о самых любимых пассажирах и безбилетниках

Maxim
Великое наследие македонского царя Великое наследие македонского царя

Как происходило слияние культур после захвата Персии Александром Македонским

Знание – сила
Скрытен, самолюбив, самонадеян, вежлив, кроток, усерден, опрятен и прилежен… Скрытен, самолюбив, самонадеян, вежлив, кроток, усерден, опрятен и прилежен…

Какие качества позволили Модесту Корфу стать идеальным чиновником

Дилетант
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Вклад открытий Джона Тиндаля в науку

Знание – сила
О науках естественных и не очень О науках естественных и не очень

Как выбраться из болота экономической неопределенности

Деньги
Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
В городе дождей В городе дождей

Обустройство квартиры для сдачи в аренду — задача со многими неизвестными

Идеи Вашего Дома
О Юрии Никулине. Великий клоун О Юрии Никулине. Великий клоун

Татьяна могла бы и сама стать известной актрисой, но Никулин не позволил

Коллекция. Караван историй
«Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия «Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия

Как Жизель Пелико вдохновила женщин не стыдиться того, что с ними произошло

Forbes
Вот сбитень! Вот горячий! Вот сбитень! Вот горячий!

Сбитень-сбитенёк — пьёт его щеголёк, пьёт-попивает, сам похваливает…

Наука и жизнь
«Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины «Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины

История женщины, которая нашла счастье в одиночестве

Psychologies
Открыть в приложении