История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБИстория

Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Текст: Василий Покровский. Иллюстрации: Ася Соколова

Сейчас в России настоящий бум сказочных фильмов. Однако жанр был популярен практически во все времена, и у него богатое наследие — современные киноделы, постоянно переоткрывающие классику для новых поколений зрителей, не дадут соврать. И это хороший повод взглянуть на историю жанра, вспомнить ключевые периоды и важнейшие имена, а еще порассуждать, что происходит со сказками сегодня.

У каждого сильного национального кинематографа есть свой титульный жанр. В Америке прошлого века это вестерн, в Китае — уся, во Франции — комедия. Увидев на экране мужчину в фетровой шляпе, мастера боевых искусств или обаятельного романтика-авантюриста, мы почти безошибочно определим, что за фильм перед нами и в какой стране он снят. Главное достояние российского кино — по уровню культурного влияния примерно наравне с дягилевским балетом и романами Достоевского — сказки. Западный зритель может не знать, где находится кощеева игла (в зайце? в утке? или это утка в зайце?), но образ злого тощего некроманта наверняка считает без проблем. Вспомните, какое прозвище носит Джон Уик — Баба-яга. А все потому, что создателям нужна была усредненная страшилка из славянского фольклора. Костяная нога тут, конечно, ни при чем.

Сказки и кино будто созданы друг для друга. Не удивительно, что фильм-сказка практически ровесник кинематографа.

В истории кино сложились две условные традиции — реалистическая и фантастическая. Первая — это, например, произведения братьев Люмьер: голая жизнь как она есть, хроника, выход рабочих с фабрики и так далее. Вторая — зрелищное кино, патриархом которого по праву считается Жорж Мельес. Оно балует зрителя спецэффектами и невероятными образами, требуя от создателей творческой фантазии. Сказка во все времена преимущественно вотчина эффектной мельесовской традиции.

Российская империя познакомилась с кино еще в конце XIX века, так что у нас неплохо знали и братьев Люмьер, и Жоржа Мельеса. История дореволюционного кинематографа изучена не так хорошо, как хотелось бы — все знают Эйзенштейна, но кто, кроме киноведов, вспомнит Протазанова? Однако в целом там были примерно те же тенденции, что и в Европе. Хроникальные ленты соседствовали с жанровыми, а исторические эпики вроде «Обороны Севастополя» (1911) — с фантастикой и даже хоррорами. Тогда же появились и первые сказки. Из них важными считаются две — и обе адаптации одноименных литературных текстов Пушкина и Гоголя: «Русалка» Василия Гончарова (1910) и «Ночь перед Рождеством» Владислава Старевича (1913).

«Русалка» с художестве ной точки зрения выполнена довольно аскетично — на статичных кадрах с осторожным панорамированием. Из «развлечений» — фокус с перемещением человека. Сюжет распознать не трудно, но во время просмотра не отпускает мысль, что на экране — ожившие книжные иллюстрации с подписями. Другое дело — «Ночь перед Рождеством». Это уже действительно зрелищная сказка: тут и причудливая игра светотени, и убедительные декорации, и спецэффекты. Шутка ли, в фильме есть аж две сцены полета, между которыми Черт похищает месяц. Черта, кстати, играет икона немого кино Иван Мозжухин, и по уровню телесной экспрессии его перформанс здесь не уступает чаплиновской буффонаде.

Между авангардом и нравоучением

В раннесоветский период в стране был негласный запрет на сказки. Они считались наследием царского прошлого, от которого стоило избавиться. В те годы советская эстетика создавалась главным образом силами авангардистов, сумевших совместить агитационное искусство с творческими инновациями. Сказке там места не нашлось. В эпоху НЭПа появилась только одна картина в этом жанре — «Черевички» (1928) по мотивам Гоголя, да и та не сохранилась до наших дней.

В начале 1930-х сказка постановлением партии официально вернулась в культурный мейнстрим, и ее появление в кино было лишь вопросом времени.

Именно тогда отечественные киносказки условно разделились на «взрослые» и «детские». Пример первой — «Счастье» Александра Медведкина (1934), практически образцовый критический реализм, без двух минут «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Содержательно это история об обескровленном крестьянстве, но подана она в сказовой манере с нарочито вычурными визуальными решениями. Одним из первых действительно «детских» фильмов-сказок считается «Новый Гулливер» Александра Птушко (1935) — о том, как юный пионер, заснув на пляже, оказался в Лилипутии. Оба фильма так или иначе можно назвать назидательными, а «Гулливер» даже не скрывает своего дидактизма. По сути это такое «Юности честное зерцало» по-советски, где Лилипутия — едкая карикатура на собирательный буржуазный Запад, а артековцу полагается спасти местный рабочий класс.

Однако интерес тут не столько в нравоучениях, сколько в том, как они исполнены. Киносказки всегда требовали технологических инноваций, поскольку их достоинство — в фантастической образности. «Новый Гулливер» — как раз такой случай. Фильм Птушко, по мнению киноведов, первый пример использования объемной мультипликации в мировом кинематографе, отчего даже сегодня в нем сохраняется старорежимное обаяние докомпьютерных эффектов. До середины 1930-х в советском кино в принципе были сильны настроения «первой оттепели», когда в фильмах чувствовался пафос большой социалистической стройки. Сегодня мы об этом часто забываем, но в целом сказки — в первую очередь воспитательный жанр, а не вульгарный аттракцион. В Советском Союзе дидактичность формы хорошо понимали, а потому сказки быстро стали инструментом не просто воспитания чувств, а именно патриотизма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первая наставница Первая наставница

Анжелика Балабанова: наставница Муссолини в самом начале пути к власти

Дилетант
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
В цветах Поднебесной В цветах Поднебесной

В этом интерьере дизайнеру удалось передать характер хозяина квартиры

Идеи Вашего Дома
Рок-н-ролл из сказки Рок-н-ролл из сказки

Почему «музыкальная сказка» и имя композитора Геннадия Гладкова — синонимы

СНОБ
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Он мне изменяет? Он мне изменяет?

Неочевидные способы распознать обман партнера

Лиза
Поворот сюжета Поворот сюжета

История лесничего Ивана Рейнмана

Дилетант
На худой конец На худой конец

Как быть при осечке в сексе

Men Today
Полицейские страсти вокруг могилы Гапона Полицейские страсти вокруг могилы Гапона

И современники, и поздние исследователи по-разному оценивали деятельность Гапона

Дилетант
Легенда о старце Легенда о старце

Конспирологическая теория о связи старца Феодора Кузьмича и Александра I

Дилетант
9 признаков того, что вы едите излишне много соли 9 признаков того, что вы едите излишне много соли

Что указывает на большое количество соли в организме, и как это исправить

ТехИнсайдер
Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей

Как долго микробы сохраняются на различных поверхностях?

ТехИнсайдер
Почему на самом деле у металлических крышек для бутылок ровно 21 зубец и зачем они вообще нужны Почему на самом деле у металлических крышек для бутылок ровно 21 зубец и зачем они вообще нужны

Почему у металлических крышек для стеклянных бутылок ровно 21 зубчик?

ТехИнсайдер
3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург 3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург

Какие пластические операции делают в России чаще всего?

VOICE
Эпохальное восьмилетие Эпохальное восьмилетие

Какой была «ельцинская эпоха» независимой России?

Дилетант
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам» Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам»

Вдова актера Вадима Спиридонова — о том, каким он был в жизни

Коллекция. Караван историй
Облачный атлас Облачный атлас

Интерьер загородного дома в духе бельгийской школы дизайна

SALON-Interior
Правила съемок: метод Румянцева Правила съемок: метод Румянцева

Говорит и показывает Станислав Румянцев

Men Today
Леонела Мантурова: «Не зарекаюсь ни от комедийных, ни от драматических ролей» Леонела Мантурова: «Не зарекаюсь ни от комедийных, ни от драматических ролей»

Поговорили с актрисой о съемках в исторической экшен-драме «Злой город»

VOICE
Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два» Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два»

В кинотеатрах можно посмотреть, кого Норвегия в этом году отправляет на «Оскар»

Правила жизни
Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики» Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики»

Как промышленное сердце России превратилось в центр моды федерального масштаба

ФедералПресс
Юрий и Валентина (часть первая) Юрий и Валентина (часть первая)

Как забота о детях отражается на семейных отношениях партнеров? Личная история

СНОБ
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Ожидания акций Ожидания акций

Что принесет 2025 год российскому финансовому рынку

Деньги
Не только дождь и снег: топ самых странных и шокирующих осадков Не только дождь и снег: топ самых странных и шокирующих осадков

Представьте: вы возвращаетесь домой и начинается... денежный дождь!

ТехИнсайдер
«Белград»: фрагмент из нового романа Нади Алексеевой «Белград»: фрагмент из нового романа Нади Алексеевой

Отрывок из романа Нади Алексеевой об «одиночестве в толпе»

СНОБ
Север и юг США после гражданской войны Север и юг США после гражданской войны

Расказываем, что было после капитуляции Юга, подписанной 26 мая 1865 года

Наука и техника
Открыть в приложении