Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера
Каждую зиму он возвращается. С напоминанием о прошлом и отменой предрассудков хотя бы на один сезон — это батин свитер. Новогодний мастхэв, который дизайнеры, режиссеры и художники перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна и современной моды. Рассказываем, как это случилось.
Узелок на культурную память
В американских 1950-х шерстяные свитеры изменили рождественский маркетинг. Их производили в цветах праздничной кодировки (зеленый, красный, белый) — с образными и сюжетными клише: снежинки и лыжники, оленята и елочки, “merry” и “christmas”. Сейчас первые экземпляры выглядят как стильные и сдержанные вещи.
Из “jingle bells” в “ugly” свитера превратились в середине 1980-х. Смену тональности связывают с культовым ситкомом «Шоу Косби» (1984-1992). Герой Билла Косби, отец семейства Хакстейбл, часто заходил в кадр в рождественских свитерах — вне зависимости от времени года. Так у персонажа сложился запоминающийся и уютный образ.
Одиозные свитера для шоу производил Коос Ван ден Аккер — дизайнер с нидерландскими корнями. За основу “ugly sweater” модельер брал фасон хоккейного джерси и много плотной шерсти. Паттерны из неорганичных, на первый взгляд, узоров, цветов и стилистик создавали сюрреальные рифмы. Как говорил Ван ден Аккер, “ugly sweaters” существовали между безобразием и чем-то абсолютно гениальным.
В нулевых популярность к “ugly sweater” вернулась благодаря рождественским ромкомам. Самый яркий из них — «Дневник Бриджит Джонс» (2001). По сюжету, герой Колина Ферта надевает свитер с дурашливым оленем на первую встречу с Бриджит. Неловкость оборачивается историей любви, а вещь проникает в гардеробы простых романтиков.